Совместной деятельности педагога с детьми 4-5 лет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Совместной деятельности педагога с детьми 4-5 лет

(группа младшего развития)

с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования

(« От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,

Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой)

г. Нижнекамск,2017г.

Содержание

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
     
1. Пояснительная записка
1.1. Цели и задачи реализации программы
     
1.2. Значимые характеристики особенностей развития детей раннего
  возраста  
     
1.3. Возрастные характеристики детей раннего дошкольного возраста 2-3
  лет  
1.4. Приоритетное направление деятельности группы
     
1.5 Планируемые результаты освоения Программы
     
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
     
2.1 Комплексно-тематическое планирование
     
2.2 Содержание образования по пяти образовательным областям
     
2.3 Взаимодействие с семьями воспитанников
     
2.4 Взаимодействие с социумом
     
2.5 Коррекционная работа
     
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ.
     
3.1 Материально-техническое обеспечение.
     
3.2. Программно- методическое обеспечение.
     
3.3. Развивающая предметно-пространственная среда.
     
3.4. Режим дня.
     
3.5. Расписание организованной образовательной деятельности.
     
3.6 Оздоровительные мероприятия
     
3.7 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
     
IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ. Краткая презентация программы
     
  Список используемой литературы.
     
  Приложение к рабочей программе
     

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №11» НМР РТ на основе требований ФГОС ДО.

Рабочая программа по развитию детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-комуникативному, позновательному, речевому и художественно-эстетическому.

Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами.

На международном уровне:

· Конституция РФ (1993 г.).

· Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).

На Федеральном уровне:

· Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании

в Российской Федерации";

· Приказ от 30 августа 2013 года N 1014 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным

общеобразовательным программам дошкольного образования;

· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

· Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству,содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

в Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Зарегистрировано в Минюсте 6 декабря 2013, № 30550;

· Комментарии к ФГОС дошкольного образования (методические рекомендации Минобрнауки России от 28.02.2014 г. №08-249).

На уровне дошкольного учреждения:

· Устав МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №11» НМР РТ, утвержден постановлением Исполнительного комитета от 22.06.2016 № 1012;

Лицензия на право ведения образовательной деятельности серия № 9486 от 10.02.2017 г.

Планируемые результаты освоения Программы.

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

К пяти годам ребенок:

• - может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым. Доброжелателен в общении со сверстниками в совместных делах; проявляет интерес к разным видам деятельности, активно участвует в них. Овладевает умениями экспериментирования и при содействии взрослого активно использует их для решения интеллектуальных и бытовых задач. Сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности

• - откликается на эмоции близких людей и друзей. Испытывает радость от общения с животными и растениями, как знакомыми, так и новыми для него. Сопереживает персонажам сказок. Эмоционально реагирует на художественные произведения, мир природы

• - проявляет стремление к общению со сверстниками, нуждается в содержательных контактах со сверстниками по поводу игрушек, совместных игр, общих дел, налаживаются первые дружеские связи между детьми. По предложению воспитателя может договориться со сверстником. Стремится к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников. Охотно сотрудничает со взрослыми не только в практических делах, но и активно стремится к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми: задает много вопросов поискового характера. Начинает проявлять уважение к старшим, называет по имени и отчеству

• - в играх наблюдается разнообразие сюжетов. Называет роль до начала игры, обозначает свою новую роль по ходу игры. Проявляет самостоятельность в выборе и использовании предметов заместителей, с интересом включается в ролевой диалог со сверстниками. Выдвигает игровые замыслы, инициативен в развитии игрового сюжета. Вступает в ролевой диалог. Проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами. Проявляет творчество в создании игровой обстановки, в театрализации. В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату, выигрышу

• - речевые контакты становятся более длительными и активными. Для привлечения и сохранения внимания сверстника ребенок использует средства интонационной речевой выразительности (силу голоса, интонацию, ритм и темп речи). Выразительно читает стихи, пересказывает короткие рассказы, передавая свое отношение к героям. Использует в речи слова участия, эмоционального сочувствия, сострадания для поддержания сотрудничества, установления отношений со сверстниками и взрослыми. С помощью образных средств языка передает эмоциональные состояния людей и животных

• - движения стали значительно более уверенными и разнообразными. Ребенок испытывает острую потребность в движении, отличается высокой возбудимостью. В случае ограничения активной двигательной деятельности быстро перевозбуждается, становится непослушным, капризным. Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки

• - выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни: рассказывает о последовательности и необходимости выполнения культурно-гигиенических навыков. Самостоятелен в самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определенных действий. В привычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения со взрослыми здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста». По напоминанию взрослого старается придерживаться основных правил поведения в быту и на улице

• - отличается высокой активностью и любознательностью. Задает много вопросов поискового характера: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?», стремится установить связи и зависимости в природе, социальном мире. Владеет основными способами познания, имеет некоторый опыт деятельности и запас представлений об окружающем; с помощью воспитателя активно включается в деятельность экспериментирования. В процессе совместной исследовательской деятельности активно познает и называет свойства и качества предметов, особенности объектов природы, обследовательские действия. Объединяет предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных признаков

• - имеет представления: — о себе: знает свои имя полное и краткое, фамилию, возраст, пол. Осознает некоторые свои умения («умею рисовать» и пр.), знания («знаю, о чем эта сказка»), то, чему научился («строить дом»). Стремится узнать от взрослого некоторые сведения о своем организме (для чего нужны руки, ноги, глаза, ресницы и пр.); — о семье: знает состав своей семьи, рассказывает о деятельности членов своей семьи, о происшедших семейных событиях, праздниках, о любимых игрушках, домашних животных; — об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях: беседует с воспитателем о профессиях работников детского сада: помощника воспитателя, повара, медицинской сестры, воспитателя, прачки; — о государстве: знает название страны и города, в котором живет, хорошо ориентируется в ближайшем окружении

• - владеет разными способами деятельности, проявляет самостоятельность, стремится к самовыражению. Поведение определяется требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо

и что такое плохо» (например, нельзя драться, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.). С помощью взрослого ребенок может наметить действия, направленные на достижение конкретной цели. Умеет работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его задания, отвечать, когда спрашивают.

Вариативная часть

Целевые ориентиры на этапе завершения реализации региональной программыРегиональная программа дошкольного образования» Р.К.Шаехова «Сөенеч».)

К пяти годам ребенок

- владеет представлениями о себе, своей семье (состав, национальность, правила взаимоотношений, увлечения, интересы), о необходимости заботливого отношения к членам семьи;

- испытывает потребность в общении со взрослым как источником разнообразной информации о природном и социальном мире, событиях в детском саду, родном городе (селе), республике;

- свободно владеет родным языком, инициативен в общении, поддерживает тему разговора, возникающего по инициативе взрослого, отвечает на вопросы и отзывается на просьбы, способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками, умеет договариваться;

- владеет элементарной культурой общения, без напоминания взрослого приветливо здоровается, прощается в зависимости от национальности собеседника, благодарит за оказанную услугу, помощь, угощение, извиняется;

- дружит и общается с детьми-татарами и с детьми других национальностей;

- проявляет интерес к культуре и нравам людей, говорящих на другом языке, прислушивается к их разговору, владеет первичной коммуникацией на татарском языке, приобретает первоначальные навыки устной речи на втором языке;

- владеет первоначальными представлениями о родном городе (название, главные улицы), республике (название, столица);

- проявляет интерес к информации о родных местах (город, село);

- проявляет интерес к некоторым элементам национальной культуры (жилище, предметы быта, национальная кухня, одежда, посуда, национальные праздники, музыкальные инструменты, малые формы фольклора);

- интересуется объектами и явлениями живой и неживой природы родного края, имеет некоторые представления об их взаимосвязях, сезонных изменениях;

- ориентируется в транспортных средствах своей местности, знает места остановок, их названия, понимает смысл общепринятых символических обозначений;

- имеет представления о метрополитене, об отличительных особенностях станции «ПлощадьТукая» в городе Казани;

- имеет представление о профессиональной деятельности взрослых, может назвать несколько профессий;

- осторожен, предусмотрителен в незнакомой обстановке, избегает травм (не идет на контакт с незнакомым человеком, учитывает непредсказуемость поведения животных и др.);

- понимает обращенную речь в виде отдельного предложения (в рамках предусмотренного

УМК

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования по обучению детей татарскому языку (Программа «Татарча сөйләшәбез» З.М.Зариповой)

МОЙ ДОМ.

«Татарча сөйләшәбез» - «Учимся говорить по-татарски» образовательного материала);

- проявляет устойчивый интерес к обучению татарскому языку;

- безошибочно выбирает предмет, картинку, описанную на татарском языке;

- владеет лексическим объемом, предусмотренным УМК «Татарча сөйләшәбез», не менее 62 слов;

- включается в диалог, понимает речь собеседника, высказывается простыми предложениями на татарском языке;

- владеет формами вежливости, принятыми для выражения благодарности, используя соотвествующие слова татарского языка;

- проявляет сопереживание, сочувствие по отношению к героям татарских народных сказок, ориентируется на них в оценке своего поведения и поведения сверстников;

- отличает татарский национальный костюм от костюмов других народов;

- имеет представление о цветочно-растительных мотивах татарского орнамента, владеет элементарной техникой рисования декоративной росписи, использует элементы национального орнамента в самостоятельной творческой деятельности;

- с удовольствием слушает игру на народных музыкальных инструментах, эмоционально отзывается на музыкальные произведения татарских композиторов, народные песни;

- с удовольствием участвует в татарских народных праздниках, исполняет татарские песни, танцы;

- по собственной инициативе и по инициативе взрослого использует полученную информацию в разных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской) а также в разных видах активности (восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, изобразительная, конструирование и др.):

- соблюдает правила личной гигиены;

- имеет начальные представления о ценностях здорового образа жизни;

- соблюдает правила в татарских народных играх.

УМК В возрасте 4-5 лет объём словарного запаса: 62 татарских слова.

СҮЗЛӘР(слова) САНЫ(кол-во)
ЛЕКСИК МИНИМУМ (4-5 яшь) Актив сүзләр: әти, әни, кыз, малай, мин, исәнмесез, сау булыгыз, исәнме, эт, песи, әйе, юк, сау бул, әби, бабай, әйбәт, ипи, алма, сөт, чәй, рәхмәт, мә, тәмле, кил монда, утыр, бир, аша, эч, туп, зур, кечкенә, матур, курчак, куян, аю, хәлләр ничек, уйна, пычрак, чиста, ю, бер, ике, өч, дүрт, биш. (49 сүз). Пассив сүзләр: утырыгыз, бу кем?, кем юк?, син кем?, кем анда?, басыгыз, ал, ничә? нинди? (13 сүз) 4-5 лет 62 слова
АКТИВ СҮЗЛӘР (активный словарь)

1. Сорауларны дөрес бирә белергә ( Бу нәрсә? Бу кем?

Ул нинди? Ул нишли? h. б.) өйрәнә.

2. Үзенең исемен, ничә яшьтә булуын, апасы (абыйсы) яки энесе

(сеңелесе) барлыгын әйтә белә.

3. Иптәшеннән уенчык сорап ала hәм аңа рәхмәт әйтә белә.

4. Эш куша hәм кушылган эшне үти белә.

5. Үзенең эшләгән эше турында сөйли ала (Йөгер! – Мин

йөгерәм. - Курчакны ал! - Мин курчакны алам h. б.)

6. Бирелгән сорауларга тулы җавап бирә (Бу курчакмы? Әйе, бу - курчак).

II. Содержательный раздел.

1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

Образовательная область «Физическое развитие»

Цель:

1) гармоничное физическое развитие;

2) формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой;

3) формирование основ здорового образа жизни.

Задачи:

1) Оздоровительные:

Ø охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организм;

Ø всестороннее физическое совершенствование функций организма и физического развития детей через национальные праздники, народные игры,

Ø повышение работоспособности и закаливание.

2) Образовательные:

Ø формирование двигательных умений и навыков;

Ø развитие физических качеств;

Ø развитие потребности в двигательной активности детей при помощи подвижных народных (татарских, русских, чувашских, мордовских, марийских, башкирских, удмуртских), спортивных игр, физических упражнений, соответствующих их возрастным особенностям;

Ø овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья.

3) Воспитательные:

Ø формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями;

Ø разностороннее гармоничное развитие ребенка (не только физическое, но и умственное, нравственное, эстетическое, трудовое.

Направления физического развития:

1) Приобретение детьми опыта в двигательной деятельности:

Ø связанной с выполнением упражнений;

Ø направленной на развитие таких физических качеств как координация и гибкость;

Ø способствующей правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики;

Ø связанной с правильным, не наносящим вреда организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны).

2) Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

3) Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Принципы физического развития:

1) Дидактические:

Ø систематичность и последовательность;

Ø развивающее обучение;

Ø доступность;

Ø воспитывающее обучение;

Ø учет индивидуальных и возрастных особенностей;

Ø сознательность и активность ребенка;

Ø наглядность.

2) Специальные:

Ø непрерывность;

Ø последовательность наращивания тренирующих воздействий;

Ø цикличность.

3) Гигиенические:

Ø сбалансированность нагрузок;

Ø рациональность чередования деятельности и отдыха;

Ø возрастная адекватность;

Ø оздоровительная направленность всего образовательного процесса;

Ø осуществление личностно- ориентированного обучения и воспитания.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачи:

1) Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2) Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.

3) Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

4) Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

5) Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ

6) Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

7) Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

8) Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Направления:

1) Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей, в которой отражается окружающая действительность РТ, мир взрослых людей, детей другой национальностей народов Поволжья, родной природы, общественной жизни.

2) Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

3) Трудовое воспитание.

4) Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

1.2.2. Патриотическое воспитание.

ЦЕЛЬ:

способствовать воспитанию гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, родному городу, своему народу.

ЗАДАЧИ:

1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

3. Воспитание уважения к труду;

4. Освоение наиболее значимых культурных традиций РТ, родного города;

5. Формирование элементарных знаний о правах человека;

6. Расширение представлений о городах России;

7. Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

8. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

9. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Для детей на этапе завершения дошкольного образования характерно:

Ø проявление доброжелательного внимания к окружающим, стремление оказать помощь, поддержку другому человеку;

Ø уважение к достоинству других;

Ø стремление к познанию окружающей действительности;

Ø решение вопросов о далёком прошлом и будущем, об устройстве мира;

Ø бережное отношение к окружающей природе, результатам труда других людей, чужим и своим вещам.

Основу содержания гражданско- патриотического воспитания составляют общечеловеческие ценности. Из всего спектра общечеловеческих ценностей, имеющих особое значение для содержания и организации воспитательного процесса можно выделить следующие:

Ø «Человек» - абсолютная ценность, «мера всех вещей». Сегодня гуманизму возвращается его индивидуальное начало, из средства человек становиться целью. Личность ребенка становится реальной ценностью.

Ø «Семья» - первый коллектив ребенка и естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Необходимо возрождать в людях чувства чести рода, ответственность за фамилию, перестроить взгляды на роль семьи, ее природное назначение.

Ø «Труд» - основа человеческого бытия, «вечное естественное условие человеческой жизни». Приобщение детей к труду всегда было важной частью воспитания. Задача педагога - воспитывать у детей уважение к людям, прославившим наш тульский край честным трудом.

Ø «Культура» - богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Воспитание должно быть культуросообразно. Задача педагога- помочь воспитанникам в овладении духовной культурой своего народа.

Ø «Отечество» - единственная уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков. Задача педагога- воспитание уважительного, бережного отношения к истории и традициям своего народа, любви к родному краю, формирование представлений о явлениях общественной жизни , т.е. воспитание патриотических чувств

Ø «Земля» - общий дом человечества. Это земля людей и живой природы. Важно подвести детей к пониманию, что будущее Земли зависит от того, как к ней относятся люди. На данном этапе неоценимо экологическое воспитание, формирование интереса к общечеловеческим проблемам.

1.2.3.Формирование основ безопасности жизнедеятельности

Цели:

1) Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.

2) Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)

Задачи:

1) формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

2) приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

3) передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

4) формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Образовательная область «Речевое развитие»

Цель:Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи:

1) Овладение речью как средством общения и культуры.

2) Обогащение активного словаря.

3) Развитие связной, грамматически правильной диалоговой и монологической речи.

4) Развитие речевого творчества.

5) Знакомство с художественной литературой разных жанров; проявление интереса к произведениям татарского, русского и других народов, проживающих в РТ, устного народного творчества: сказкам, преданиям, легендам, пословицам, поговоркам, загадкам.

6) Формирование звуковой аналитико-синтенической активности как предпосылки обучения грамоте.

7) Обучение двум государственным языкам (русскому и татарскому).

8) Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Принципы развития речи.

1) Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.

2) Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.

3) Принцип развития языкового чутья.

4) Принцип формирования элементарного сознания явлений языка.

5) Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.

6) Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

7) Принцип обогащения активной языковой практик

Методы развития речи.

1) Наглядные:

Ø непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);

Ø опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек, картин,

Ø Словесные:

Ø общая беседа;

Ø рассказывание.

2) Практические:

Ø дидактические игры;

Ø игры-драматизации, инсценировки,

Ø дидактические упражнения, хороводные игры.

Средства развития речи:

1) Общение взрослых и детей.

2) Культурная языковая среде.

3) Обучение родной речи в организованной деятельности.

4) Художественная литература.

5) Изобразительное искусство, музыка, театр.

6) Непосредственно образовательная деятельность по другим разделам программы.

Формы работы с детьми по образовательной области «Речевоеразвитие»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми (3-5 лет).
Совместная деятельность -эмоционально-практическое взаимодействие ( игры с предметами и сюжетными игрушками), обучающие игры с использованием предметов и игрушек; - коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм , - с/р игра, игра драматизация; - работа в книжном уголке, чтение рассматривание иллюстраций, хороводные игры, пальчиковые игры
Режимные моменты -речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение); - хороводные игры, пальчиковые игры, тематические досуги
Самостоятельная деятельность -содержательное игровое взаимодействие детей (совместные игры с использованием предметов и игрушек), совместная предметная и продуктивная деятельность детей; - игра-драматизация с использованием разных видов театров, игры в парах и совместные игры коллективный монолог)
Развитие всех компонентов устной речи (3-5 лет)
Совместная деятельность - артикуляционная гимнастика, дидактические игры, настольно-печатные игры, разучивание стихотворений, пересказ работа в книжном уголке, разучивание чистоговорок, скороговорок, обучение пересказу по серии сюжетных картинок
Режимные моменты -называние, повторение, слушание, речевые дидактические игры, наблюдение, чтение, беседа, разучивание стихов
Самостоятельная деятельность - совместная продуктивная и игровая деятельность детей, словотворчество
Формирование интереса и потребности в чтении (3-5 лет)
Совместная деятельность - подбор иллюстраций, чтение литературы, подвижные игры, физкультурные досуги, заучивание, рассказ, обучение, экскурсии, объяснения
Режимные моменты - физкультминутки, прогулка, прием пищи, беседа, рассказ, чтение, дидактические игры, настольно-печатные игры, игры-драматизации
Самостоятельная деятельность - игры, дидактические игры, театр, рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность, настольно-печатные игры, театр, беседы

Формы взаимодействия с семьями воспитанников

1. Информирование родителей о содержании деятельности ДОО по развитию речи, их достижениях и интересах,

2. Собеседование с ребенком в присутствии родителей. Проводятся с целью определения речевого развития дошкольника и является тактичным способом налаживания общения с родителями, демонстрации возможности ребенка.

3. Ознакомление родителей с деятельностью детей (видеозапись). Использование видеоматериалов с целью проведения индивидуальных консультаций с родителями, где анализируется речевое развитие ребенка, умение общаться со сверстниками. Выявление причин негативных тенденций и совместный с родителями поиск пути преодоления.

4. Совместные досуги, праздники на основе взаимодействия родителей и детей.

5. Совместные наблюдения явлений природы, общественной жизни с оформлением плакатов, которые становятся достоянием группы.

6. Создание в группе тематических выставок при участии родителей с целью расширения кругозора и обогащению словаря дошкольников.

7. Совместное формирование библиотеки для детей (познавательно-художественная литература, энциклопедии).

Методическое обеспечение образовательной области «Речевое развитие»

Перечень литературы и пособий - Региональная программа дошкольного образования «Сөенеч»., Р.К. Шаехова. - На поляне детства. Хрестоматия для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей. К.В. Закирова - Раз словечко, два-словечко, Р,К. Шаехова - Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева - Развитие речи ( средний возраст) З.Г. Затуллина - «Развитие речи» в средней группе детского сада Гербова В.В. - Полная хрестоматия для дошкольников. С.Д. Томилова

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: Достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Задачи:

1) Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

2) Становление эстетического отношения к окружающему миру.

3) Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.

4) Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

5) Развитие продуктивной деятельности через приобщение детей к изобразительному, декоративно-прикладному искусству народов, проживающих в республике Татарстан, родного города.
Задачи художественно-эстетического развития:

1) Эстетическое восприятие мира природы:

Ø Побуждать детей наблюдать за окружающей живой природой, всматриваться, замечать красоту природы.

Ø Обогащать яркими впечатлениями от разнообразия красоты природы.

Ø Воспитывать эмоциональный отклик на окружающую природу.

Ø Воспитывать любовь ко всему живому, умение любоваться, видеть красоту вокруг себя.

2) Эстетическое восприятие социального мира:

Ø Дать детям представление о том, что все люди трудятся.

Ø Воспитывать интерес, уважение к труду, людям труда.

Ø Воспитывать бережное отношение к окружающему предметному миру.

Ø Формировать интерес к окружающим предметам.

Ø Уметь обследовать их, осуществлять простейший сенсорный анализ, выделять ярко выраженные свойства, качества предмета.

Ø Различать эмоциональное состояние людей. Воспитывать чувство симпатии к другим детям.

3) Художественное восприятие произведений искусства:

Ø Развивать эстетические чувства, художественное восприятие ребенка.

Ø Воспитывать эмоциональный отклик на произведения искусства.

Ø Учить замечать яркость цветовых образов изобразительного и прикладного искусства.

Ø Учить выделять средства выразительности в произведениях искусства.

Ø Дать элементарные представления об архитектуре.

Ø Учить делиться своими впечатлениями со взрослыми, сверстниками.

Ø Формировать эмоционально-эстетическое отношение ребенка к народной культуре.

4) Художественно-изобразительная деятельность:

Ø Развивать интерес детей к изобразительной деятельности, к образному отражению увиденного, услышанного, прочувствованного.

Ø Формировать представления о форме, величине, строении, цвете предметов, упражнять в передаче своего отношения к изображаемому, выделять главное в предмете и его признаки, настроение.

Ø Учить создавать образ из округлых форм и цветовых пятен.

Ø Учить гармонично располагать предметы на плоскости листа.

Ø Развивать воображение, творческие способности.

Ø Учить видеть средства выразительности в произведениях искусства (цвет, ритм, объем).

Ø Знакомить с разнообразием изобразительных материалов.

Музыкальное развитие.

Основные цели: развитие музыкальности детей и их способности эмоционально воспринимать музыку.

Задачи:<

Наши рекомендации