Институт организационных систем
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ НАУК
ИНСТИТУТ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ
В.И. ФРАНЧУК
ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ
СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Москва 2000
УДК 316.3:65
ББК 66.0
Ф 846
Франчук В.И. Основы общей теории социального управления./ Институт организационных систем. — М., 2000. — 180 c.
В книге показаны ограниченность традиционной теории социального управления и необходимость создания общей теории. Дается обобщенная трактовка понятия «социальное управление». Показаны естественная природа социального управления и его универсальный характер. Рассмотрена взаимосвязь социального управления с политическим управлением и менеджментом, а также с самоуправлением. Показаны методы и функции социального управления. Рассмотрены социальный механизм и механизм управления организации (общий случай). Приводятся описания некоторых технологий социального управления. Рассмотрены особенности применения управления для решения сложных социальных проблем, а также для организации сложной деятельности и управления социальными процессами. Показана принципиальная возможность управлять общественным развитием и социальной эволюцией. Обсуждаются вопросы глобального управления.
Книга предназначена для социологов, менеджеров, социальных инженеров, политологов, историков, экономистов, философов, психологов, интересующихся вопросами теории управления и теории организаций, а также для политиков, государственных деятелей, руководителей организаций, консультантов по управлению, преподавателей и студентов вузов.
ISBN 5-7764-0213-1
© В.И. Франчук, 2000
© Институт организационных систем, 2000
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие……..........................................................................................5
Введение.......................................................................................................7
1.Исходные положения................................................................................13
1.1.Что такое социальное управление?............................................................13
1.2.Происхождение социального управления..............................................15
1.3.Социальные факты и образцы организационной культуры управления
1.4.Управление и самоуправление.................................................................23
1.5.Три стиля социального управления.........................................................27
1.6.Виды социального управления.................................................................28
1.7.Методы социального управления.............................................................30
1.8.О «системных» понятиях в теории управления.......................................32
2.Краткая история науки о социальном управлении.....................................36
3.Универсальный характер социального управления....................................39
3.1.Управление как средство выживания социальных организаций............39
3.2.Социальное управление как самостоятельный институт........................41
3.3.Управление как средство решения сложных социальных проблем.......43
3.4.Усложняющийся характер социального управления...............................44
4.Цели и эффективность социального управления........................................46
5.Основные направления применения управления....................................…50
6.Управление социальной организацией (общий случай)............................52
6.1.Особенности социальных организаций....................................................52
6.2.Социальные проблемы и основные способы их решения......................56
6.3.Функции социального управления..........................................................70
6.4.Социальный механизм и механизм управления......................................75
6.5.Знания как основа управления..................................................................81
6.6.Технология когнитивного управления…………………………………..84
6.7.Методы совершенствования управления социальной организацией…87
7.Политическое управление как разновидность социального управления.90
7.1.Политическое управление, социальное управление и менеджмент:
сравнительный анализ…............................................................................…90
7.2.Государственный механизм и социальный механизм общества........…93
7.3.Общественное развитие как управляемый процесс................................97
7.4.Разумная социальная политика как основа устойчивого развития общества……………………………………………………………………..100
8.Некоторые актуальные аспекты менеджмента.........................................104
8.1.Маркетинг как расширение менеджмента.............................................105
8.2.Функции менеджмента в новой редакции..............................................106
8.3.Технологии менеджмента........................................................................109
9.Управление как средство решения социальных проблем........................119
9.1.Общий подход к решению сложных социальных проблем..................119
9.2.Управление сложной деятельностью......................................................122
9.3.Управление социальными процессами...................................................124
10.Управление социальной эволюцией.........................................................129
10.1.Социальная эволюция как продолжение биологической эволюции.129
10.2.Анализ концептуальных моделей социальной эволюции...................130
10.3.Тектологическая модель социальной эволюции..................................133
10.4.Управляемый характер социальной эволюции....................................141
11.Роль воспитания,образования и науки в государственном управлении 153
12.На пути к глобальному управлению……...……………………………..156
Заключение................................................................................................164
Глоссарий..................................................................................................168
Список литературы............................................................................…….175
ПРЕДИСЛОВИЕ
Три года назад я издал небольшую книгу под названием «Современные основы социального управления»[104],предназначенную главным образом для студентов Московского государственного социального университета (МГСУ), где автор читает курсы «Теория социального управления» и «Общая теория управления». Однако тираж давно разошелся, а спрос на учебную и научную литературу по социальному управлению постоянно растет. В последние годы, правда, появилось ряд учебных пособий [72, 95], которые частично восполняют острый дефицит изданий по социальному управлению, однако проблема остается.
Массовая переводная литература по менеджменту, выпускаемая большими тиражами, не может компенсировать дефицит изданий по социальному управлению, так как менеджмент в силу своей ограниченной природы не может заменить социального управления, которое значительно шире и богаче менеджмента. Социальное управление включает в себя не только менеджмент, но и политическое управление, и тесным образом переплетается с социологией, социальной психологией, теорией организаций, историей, без учета которых невозможно правильно понять и эффективно использовать его для решения социальных проблем.
Общая теория социального управления (ОТСУ), которую предстоит создать, должна иметь междисциплинарный характер и интегрировать в себе знания не только традиционной теории управления, менеджмента и политических наук, но и многих других наук, поэтому в основе настоящей книги лежит стремление к интеграции научных знаний как общественных, так естественных и технических наук.
Книга подготовлена на базе курсов лекций, читаемых автором в Московском государственном социальном университете и Высшем институте управления. В нее вошло много нового материала по сравнению с прошлым изданием. В основном это материал из моих последних книг по общей теории социальных организаций [105], непосредственно связанной с общей теорией социального управления, так как ни одна организация не может обойтись без управления. Вместе с тем социальное управление используется и независимо от организаций, что мы также попытались показать в настоящей книге.
Книга предназначена в первую очередь для новой генерации управленцев, подготовка которых началась три года назад на первом стране факультете социального управления Академии социологии и управления МГСУ, однако будет полезна для студентов и преподавателей других вузов страны, а также для всех, кто интересуется теорией социального управления.
Издание книги осуществлялось при поддержке Международной Академии организационных наук (МАОН), созданной 5 лет назад по инициативе акад.РАН Львова Д.С. (президента МАОН) и являющейся первым общественно-научным центром организационной мысли в стране.
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире нет бедных и богатых стран,
а есть плохо или хорошо управляемые государства.
Питер Дракер
Социальное управление (или, просто, управление), в отличии от технического и биологического, - это управление людьми, которые объединены в большие или малые социальные организации, вне которых немыслимо существование человека, поэтому происхождение управления неразрывно связано с происхождением социальных организаций. При этом под социальной организацией мы понимаем относительно устойчивую социальную целостность, проявляющую разумное поведение, подобно живому организму [105]. Разумное поведение означает способность организации адекватно реагировать (отвечать) на вызовы или решать свои проблемы. Именно благодаря этой способности, обеспечиваемой управлением, социальные организации сохраняют свою целостность и жизнеспособность. Примерами социальных организаций являются семьи, первобытные общины, поселения, города, нации, фирмы, партии, общества (цивилизации), мировые сообщества, человечество в целом.
История управления начинается с первобытного человеческого стада. Уже в те далекие времена (примерно 1 млн. лет назад) на заре человечества управление уже существовало на Земле, однако носило неосознанный характер. Поведение человека в стаде определялось в основном инстинктами (безусловными рефлексами), и было подобно поведению других так называемых социальных животных (муравьев, пчел, ос).
Прошло много времени, прежде чем люди начали сознательно относиться к окружающему их миру, начали отделять себя от природы с ее могучим действием загадочных сил (землетрясений, громов, молний, дождей, пожаров, снегопадов и др.), которые люди пытались объяснить с помощью мифов, главными действующими лицами которых являлись различные божества, олицетворяющие властителей мира. Именно с этого момента человек начинает подчиняться не только своим инстинктам, которые постепенно стали оттесняться на второй план, а некими новыми факторам (в частности, идее существования бога), которые Э.Дюркгейм назвал «социальными фактами», заметно влияющими на поведение людей. Так появился институт власти как первый и неизменный атрибут управления.
Институт власти часто отождествляют с самим управлением. Так, в «Толковом словаре» В.И.Даля в качестве одного из возможных толкований слова «власть» находим: «Власть -...начальствование, управление...Властвовать - управлять властно, господствовать, распоряжаться»[24]. Однако, это не совсем верно. Власть лишь необходимая предпосылка управления, но не само управление. Можно иметь власть, но не знать как ею воспользоваться.
Вслед за институтом власти появляются и другие «социальные факты», природа которых была столь же загадочна, и которые также заставляли им подчиняться. К ним относятся обычаи, традиции, табу, ритуалы, религии, цари (фараоны, короли), папы (кардиналы, архиепископы), церковные иерархии, божественные законы.
По мере роста числа и многообразия «социальных фактов» человек постепенно превращается в «общественное животное», т.е. он все больше и больше подчиняется не личным, а общественным интересам. Он начинает осознавать себя частицей общества, которому должен подчиняться. Таким образом, в основе феномена социального управления лежит институт власти и другие «социальные факты», изучаемые социологией и социальной психологией. Поэтому современная теория управления должна тесно взаимодействовать с ними, взаимно обогащая друг друга.
Переход от неосознанного подчинения животным инстинктам к осознанному подчинению общественным интересам является ключевым моментом в понимании роли управления в истории человечества. Осознание управления дало мощный толчок социальной эволюции, так как стало возможным появление принципиально новых социальных организаций, заботу о которых берет на себя не природа, а сам человек.
Именно благодаря сознательному отношению человека к общественным интересам и проблемам и постепенному осознанию управления стал возможен переход от первобытных общин к поселениям, затем к городам, затем к нациям (странам), далее к мировым сообществам и глобальному обществу. Таким образом, без преувеличения можно сказать, что управление открыло дорогу социальной эволюции.
Вместе с осознанием полезности управления пришло время его практического использования. Свидетелями тому являются Египетские пирамиды, величественные дворцы фараонов, «висячие сады» в Вавилоне и другие «чудеса света». С помощью управления одерживались победы, велось дворцовое и городское хозяйство.
Искусство управления постепенно становится профессиональным. Особенно оно проявило себя и продолжает проявлять в политике, экономике и военном деле. Политические деятели занимаются в основном вопросами государственного управления, управления обществом. Экономисты занимаются вопросами регулирования экономики и управления фирмами. Военные занимаются вопросами управления армией и военными операциями.
Однако практика управления все время нуждалась и нуждается сейчас в адекватной ей науке, без которой она «слепа»: наука должна ей показывать дорогу и помогать идти по ней. К сожалению, традиционная теория управления значительно отстает от практики и не оказывает на нее заметного влияния. Укажем четыре главные, на наш взгляд, причины этого.
Первую причину мы уже указали - это невозможность правильно понять и объяснить феномен социального управления без опоры на науку, в частности на социологию и социальную психологию, которые появились сравнительно поздно и не смогли заметно повлиять на развитие теории управления. В результате сложилось однобокое представление об управлении, которое рассматривается в основном как средство достижения целей социальных и социально-экономических систем в то время как у управления значительно большие возможности. Оно, например, является ещё и средством выживания организаций, средством решения сложных социальных проблем, средством организации сложной деятельности.
Вторая причина заключается в доминирующей до сих пор рационалистической парадигме, опирающуюся на теистические традиции, в соответствии с которыми все существующее на Земле создано с определенной целью. Отсюда часто делается вывод, что все социальные организации являются целереализующими и целенаправленными системами, имеющими искусственное происхождение, а управление есть средство реализации поставленной цели (целей) и не более того. Однако известно, что социальные организации (например, общества, цивилизации) могут иметь и естественное происхождение и не всегда стремятся к каким-либо целям (если не рассматривать в качестве цели естественное свойство выживания).
Третья причина состоит в том, что наука до сих пор не освободилась от умозрительной философии (метафизики). Хотя О.Конт и предсказывал окончание метафизической стадии развития человеческого ума к 1860 г., однако он серьезно ошибся в прогнозах, не приняв в расчет зависимости науки от политики, конъюнктуры и моды.
Наконец, четвертая причина заключается в неконтролируемой дифференциации науки об управлении. Не успев как следует «встать на ноги», она начала делиться. Сейчас, наряду с менеджментом, можно встретить науки о политическом, государственном, муниципальном, корпоративном, военном управлении. Это очень опасная тенденция, так как нарушается целостность восприятия социального управления.
В дифференциации наук нет ничего плохого, однако это может быть полезно, лишь когда имеется целостное представление о предмете исследования. Тогда частные науки будут действовать скоординированно и дополнять друг друга для более глубокого понимания целого и более эффективного его использования. К сожалению, этого не происходит.
В связи с указанными недостатками в настоящее время нет адекватной науки о социальном управлении. Вместо нее образовалось множество разрозненных школ и направлений, образующих, по образному выражению Г.Кунца [27], «непроходимые джунгли управленческой теории». Причем такая ситуация наблюдается не только в отечественной, но и западной науке.
В связи с этим на повестку дня встает вопрос о необходимости создания общей теории социального управления (ОТСУ) на основе накопленных знаний не только в рамках сложившихся «джунглей» теории управления ,но и ряде смежных областей, таких как социология, социальная психология, общая теория социальных организаций, политология, теория государства и права, социальная история. Нашей задачей является создание основ для такой теории.
В настоящее время управление имеет множественные применения. Оно применяется не только для управления социальными организациями, но также для решения сложных социальных проблем (экономических, политических, экологических и др.), для управления любой сложной деятельностью, для управления социальными процессами (например, социальными конфликтами) и др. Вряд ли можно назвать какую-либо сферу человеческой деятельности, обходящуюся без управления.
Однако несмотря на то, что практика управления до сих вынуждена обходиться без адекватной ей науки, есть определенные проблемы, без научного решения которых ей никак не обойтись. Это, прежде всего, проблема управления обществом.
Человечество добилось определенных успехов в управлении фирмами и другими деловыми организациями, однако управлять обществом мы пока не умеем, о чем свидетельствует история России и многих других стран.
Каждое общество на определенном этапе своего развития создает специальный институт, называемый государством. С этого момента жизнь каждого человека начинает существенно зависеть от мудрости государственных деятелей, от институтов (законов, учреждений), которые они создают, от принимаемых ими решений. Очевидно, что решения, принимаемые на государственном уровне, должны быть максимально объективными и научно обоснованными, так как от них зависит судьба общества страны и каждого его члена, поэтому государственные деятели должны использовать в своей практической работе научные методы социального управления.
К сожалению, приходится констатировать, что научные методы управления пока слабо разработаны, если не считать некоторых методов менеджмента, относящихся к управлению фирмами, которые, как известно, недостаточны для управления более сложными социальными организациями, такими как общество. Еще Ленин пытался применить классические методы управления фирмой к управлению страной, однако эксперимент оказался неудачным. Попытки использовать аналогичные методы характерны и для последующих руководителей, однако ни одна из поставленных ими целей (социализм, развитый социализм, коммунизм) не была достигнута.
Очевидно, что для управления обществом нужны качественно новые методы. Попытки разработки таких методов предпринимались в России и раньше (еще в 60-х годах) под влиянием идей кибернетики, системного анализа, философии марксизма-ленинизма, однако они не увенчались успехом. Причинами этого являются не только несостоятельность научной платформы, но и исторически сложившееся пренебрежение руководителей властных структур к общественным и организационным наукам, а также неконтролируемым размежеванием последних.
В настоящее время в российских вузах отсутствует специальность «Социальное управление», ее заменяет «Менеджмент». Однако, социальное управление значительно сложнее и шире менеджмента. Особенно остро это стало ощущаться в годы реформирования экономики и общества страны. В научных публикациях, касающихся вопросов управления все чаще стали появляться термины, выходящие за пределы менеджмента, такие как правовое регулирование, структурное регулирование, маркетинг, институциональные преобразования, управление проблемами, управление организационной культурой, управление конфликтами. Все отчетливее стали осознаваться недостатки системы подготовки управленческих кадров, ориентирующейся на давно устаревший классический менеджмент, и необходимость создания современной отечественной науки об управлении, отражающей существующие реалии.
Управление находится на стыке общественных, технических и естественных наук и является предметом изучения социологии, менеджмента, экономики, философии, кибернетики, системного анализа, теории государства и права, политологии, психологии, истории и других научных дисциплин, каждая из которых предлагает свое видение социального управления и способна внести определенный вклад в дело создания ОТСУ, которая должна иметь интегральный (синтетический) характер и попытки создания ОТСУ в рамках какой-либо одной дисциплины (например, менеджмента) без учета других вряд ли смогут увенчаться успехом.
В настоящей работе предпринята попытка синтеза некоторых известных подходов к управлению для создания основ современной ОТСУ, необходимость в которой становится все более очевидной.
Основными задачами современной ОТСУ, наш взгляд, являются:
- дать правильное научное объяснение феномена социального управления исходя из рассмотрения его истории;
- создание теории, отвечающей практическим потребностям и, тем самым, преодоление отставания теории управления от практики;
- совершенствование существующей практики управления.
Целью данной работы является показать настоящим и будущим социальным управленцам новые возможности, которые открывает перед ними ОТСУ. Они познакомятся как с хорошо известными подходами и школами управления (классическая школа, системный, ситуационный, маркетинговый подходы), так и с новым материалом, касающимся управления социальными организациями, теории политического управления, технологии когнитивного управления, управления социальной эволюцией и общественным развитием и др. Учитывая междисциплинарный характер управления, в книге используются труды по теории управления, менеджменту, социологии, социальной психологии, политологии, теории государства и права, а также по общей теории социальных организаций [105],теснейшим образом связанной с ОТСУ.
Данное издание содержит результаты работ, выполненных автором в Институте организационных систем при Международной Академии организационных наук в рамках исследований по общей теории социальных организаций. Издание подготовлено на основе материалов лекций по теории управления и теории организаций, читаемых автором в МГСУ и ВИУ и адресовано не только студентам, изучающим общий менеджмент, основы управления и теорию организаций, но и руководителям государственных органов управления и организаций любых организационно-правовых форм и видов собственности. Оно поможет им расширить свое представление об управлении, улучшить качество принимаемых решений и пополнить свой управленческий арсенал.
1.ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ?
В настоящее время на этот вопрос вряд ли можно получить однозначный ответ. Все зависит от позиции исследователя, его профессии и научных интересов.
1. С позиции классического менеджмента, « управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цель (целей) организации».
2. С позиции системного анализа, управление – это наука и искусство принятия решений. Процесс управления – это последовательное осуществление выработки и принятия решений, организации выполнения принятых решений, координации хода работы по выполнению принятого решения, контроля за ходом выполнения принятого решения.
3. С позиции кибернетики, управление – это процесс организации такого целенаправленного воздействия на объект, в результате которого он переходит в требуемое (целевое) состояние .
4. С позиции правоведения, управление – это государственное правовое регулирование с помощью законов.
5. С позиции политологии, управление – это управление обществом, страной, государством. Заметим, что слово «политика» означало в древнегреческом языке «искусство управлять гражданами, государством». Родственным ему было слово «полис», означавшее город-государство.
Существует множество других позиций, отражающих разнообразие отношений к управлению.
Ф.Тейлор - основатель школы научного управления, определял управление как «искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом»[61].
Питер Дракер, которого считают ведущим теоретиком в области управления и организации в мире, предлагает такое определение: «Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу»[61].
По мнению И.М.Слепенкова и Ю.П.Аверина [86], «социальное управление - есть воздействие на общество и его отдельные звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной спецификации, совершенствования и развития».
По мнению В.Н.Иванова [72], «Управление - это особый вид профессиональной деятельности, который не сводится только к достижению целей системы, организации, но и представляет собой средство поддержания целостности любой сложной социальной системы, ее оптимального функционирования и развития».
По мнению В.И.Куценко [51], «управление является процессом осознания и организации решения назревших проблем». Он считает, что к функциям управления должны быть отнесены такие, как усмотрение, осознание, осмысление назревшей проблемы, оценка сложившейся проблемной ситуации.
В «Социологическом энциклопедическом словаре» [90] социальное управление определяется как «один из основных видов управления, функция которого заключается в обеспечении реализации потребностей развития общества и его подсистем; функция его заключается в формировании критериев и показателей социального развития объекта, выделении возникающих в нем социальных проблем, разработке и применении методов их решения, в достижении планируемых состояний и параметров социальных отношений и процессов».
Часто вместо слова «управление» используются в качестве слов-заменителей: регулирование, руководство, администрирование, менеджмент, организовывание, оперирование, упорядочение, контролирование.
В английском языке вообще нет общего термина «управление», а в каждой области деятельности используется своя терминология: управлять армией, предприятием, производством – control (direction); управлять страной – rule; управлять делами – manage; управлять машиной – operate, run; управлять автомобилем – drive; управлять оркестром – conduct; руководить – govern и т.д. В отличии от менеджмента (management), связанного с управлением фирмой, социальное управление (social administration, public administration) обычно связывают с управлением социальной системой, под которой понимается «сложноорганизованное упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов и социальные общности, объединенных разнообразными связями и взаимоотношениями» [135].
Понятие «управление» применяется и ко многим другим объектам управления (управление финансами, маркетингом, персоналом, ресурсами, инвестициями, инновациями, качеством, здоровьем, окружающей средой и т.п.).
Полисемия и расплывчатость понятия «управление» создает большие трудности для руководителей организаций при выборе того или иного подхода и технологии управления. В связи с этим они вынуждены руководствоваться собственным опытом и сложившимися в организации традициями управления, которые часто подводят, особенно в переходной период.
В предыдущем издании [104] мы дали следующее определение: »Социальное управление - это вид интеллектуальной человеческой деятельности, связанный с выявлением и решением проблем социальной организации, благодаря чему обеспечивается ее продолжительное существование как социальной целостности и достижение ее целей».
В данном определении мы хотели отразить тот факт, что управление является неотъемлемым атрибутом любой социальной организации, обеспечивающим ее существование. Это безусловно так. Ни одна социальная организация не может обойтись без управления. Однако, обращение к истории социального управления показывает, что своим появлением оно обязано институту власти, связанного с подчинением людей не только своим интересам. Кроме того, возникнув в рамках социальной организации, управление уже давно стало самостоятельным институтом и используется не только как средство выживания организации, но и для решения сложных социальных проблем, что не нашло отражения в нашем определении, жестко «привязанном» к социальной организации. Поэтому социальное управление можно понимать как сложный вид деятельности, связанный с добровольным или насильственным подчинением людей общим интересам, обеспечивающий существование социальных организаций и решение сложных социальных проблем.
При этом под социальными проблемами понимаются ситуации, несовместимые с ценностями большинства (или значительного числа) членов организации, или отклонения от общепринятых социальных норм [105]. Понятие социальной проблемы служит для выражения соответствующей социальной потребности.
Как видим, в данном определении нет привязки управления к социальной организации, что лучше отражает универсальный характер управления.
Последнее определение социального управления, как и все предыдущие, не претендует на детальное раскрытие этого сложного феномена. Поэтому целесообразно остановится на более широком определении.
В конце концов, под социальным управлением будем понимать способ реализации власти, изменяющий поведение и деятельность людей и социальных субъектов, и заставляющий их вести себя и действовать определенным образом. Этот способ имеет множественные применения и используется в частности, для обеспечения целостности и жизнеспособности организаций и достижения их целей, для выполнения любой сложной деятельности людей, для решения социальных проблем, для управления социальными процессами. Возможны и другие применения социального управления, однако, в настоящей книге мы ограничимся только указанными направлениями использования социального управления.
1.2.ПРОИСХОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Феномен социального управления замечен еще в древние века и зафиксирован во множестве исторических документов [6].
В древнеиндийских трактатах управление означает искусство наказания или владения палкой. Интересно отметить, что на санскрите «искусство управления» называется «данданити», что буквально переводится как «руководство по владению палкой» (на санскрите палка - данда). То-есть, управление связывалось с насильственным воздействием на людей.
В работах древних китайцев «искусство управления» - это умение наводить порядок в стране, назначать чиновников для выполнения определенных обязанностей, требовать исполнения, властвовать над жизнью людей, определять способности чиновников.
В работах древнегреческих философов управление связывается с законодательной или административной деятельностью. Так, Аристотель отдает предпочтение управлению (правлению) с помощью законов, Платон - правлению на основе решений правителя (или правителей).
Несмотря на различие трактовок социального управления (правления), в них есть одна общая особенность: каждая из них предполагает добровольное или насильственное подчинение человека неким внешним факторам, будь то бог, царь, законы или обычаи. Указанные внешние факторы относятся к разряду так называемых «социальных фактов» (по Э.Дюркгейму),имеющих естественное происхождение и заметно влияющих на поведение людей. Естественное происхождение какого-либо социального факта означает непреднамеренный, объективный характер его появления, когда никто его не планировал заранее, когда совместные действия людей приводят к неожиданным результатам. Классическими примерами социальных фактов являются проселочные дороги или тропинки в лесу. Тропинки возникают не потому что кто-то их специально протаптывает. Они создаются непреднамеренно, поскольку многие люди имеют схожие цели и маршруты движения.
«Социальные факты» - явления удивительные и малоизвестные. Недавно по телевизору показывали последнее интервью известного писателя-драматурга-сатирика Григория Горина, где его спросили: сколько анекдотов он сочинил за свою жизнь? Оказывается, за всю свою сознательную жизнь он ни смог сочинить ни одного анекдота. Более того, он был искренне убежден, что ни один человек в мире не способен это сделать. По его мнению, анекдоты создает некая космическая сила.
Думается, что космическая сила здесь не причем. Просто анекдоты, как и народные сказки, легенды и мифы, являются социальными фактами. Они не имеют конкретных авторов, в то же время они являются продуктами общей деятельности людей.
Одним из первых таких фактов явилась идея всемогущего бога (богов), которого первобытный человек очень боялся и старался всячески задобрить.
Учитывая естественное происхождение «социальных фактов», в частности, идеи существования бога, можно с полной уверенностью говорить о естественной природе института власти и самого социального управления, имея в виду то обстоятельство, что оно возникло непреднамеренно, независимо от воли и желания отдельных людей. Поэтому представляется неправомерным говорить об управлении как о неком изобретении или открытии, сделанном человеком. Человек лишь заметил и осознал этот факт как некую реальность и в дальнейшем стал использовать его по своему разумению.
Понятие «социальный факт» ввел в научный оборот Э.Дюркгейм (1858-1917) в своей «Социологии» [32] и придавал ему большое значение. В частности, он считал, что «социальные факты» должны являться одним из основных предметов изучения социологии, с чем мы полностью согласны.
По мнению Э.Дюркгейма, социальный факт - это особая реальность, которая существует объективно, независимо от индивида и оказывает на него принудительное воздействие, регулирует его поведение. Социальные факты существовали не изначально, сами по себе. Они являлись непредвиденными результатами совместной деятельности людей. Дюркгейм подразделял социальные факты на морфологические, составляющие «материальный субстрат» общества (плотность населения, дороги, характер поселений и т.д.) и духовные, нематериальные (коллективные представления, коллективное сознание, религия, нравственные ценности, традиции и т.д.). Именно последние, по Дюркгейму, оказывают наибольшее влияние на деятельность и поведение людей.
На «социальные факты» обратил внимание не только Э.Дюркгейм. Практически в это же время на Западе появляется институционализм (основатели Т.Веблен, У.Митчел, Дж.Коммонс). Сам термин «институционализм» происходит от слова «институция», под которой подразумевалось установление, обычай, принятый в обществе порядок, т.е. то, что Дюркгейм относил к социальным фактам. Некоторые современные институционалисты, например, нобелевский лауреат американский ученый Дуглас Нортон [134], практически отождествляют понятие «институция» c понятием «институт»,понимая под институтом обычаи, традиции и вообще все естественно сложившиеся в обществе «правила игры», заставляющие им подчиняться его членов.
О существовании социальных фактов догадывался и Адам Смит, который в своей знаменитом труде «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) пишет о так называемой «невидимой руке», регулирующей рыночные отношения.
Появление «социальных фактов» и осмысленное отношение к ним явилось знаменательным событием, поскольку человек стал осознанно относиться к власти, к управлению (точнее, к правлению): он стал подчиняться не только своим инстинктам, но и «социальным фактам», таким как идея бога, власть, обычаи, традиции, общественное мнение, играющих важную организующую и регулирующую роль.
Строго говоря, социальное управление существовало и до появления «социальных фактов», одна<