Типы организационных систем управления

Основные понятия организационной структуры управления

Структура (от латинского structura – строение, расположение, порядок) – совокупность элементов, образующих данную систему и устойчивых связей между ними, обеспечивающих целостность и тождественность системы самой себе, т.е. сохранение ее основных свойств при различных изменениях внешней и внутренней среды.

Структура системы управления организацией (фирмой, предприятием, учреждением) – совокупность взаимосвязанных управленческих звеньев и подразделений.

Организационная структура управления организацией (фирмой, предприятием, учреждением) – совокупность управленческих звеньев, подразделений, расположенных в строгой соподчиненности и установленная постоянная связь между ними.

В организационной структуре управления выделяют следующие элементы: звенья, подразделения, уровни управления и связи.

Звено – это отдельный работник (специалист), выполняющий соответствующие функции, либо их часть. К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию деятельности.

Подразделение – это организационная единица, имеющая определенные задачи, выполняющая функции и наделенная для этого необходимыми правами и ответственностью.

Под уровнем управления понимают совокупность звеньев и подразделений, занимающих определенную ступень в системе управления организацией.

Связи – это то, что соединяет элементы в структуру. Связи, устанавливающиеся между звеньями и подразделениями носят горизонтальный характер. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии.

Организационные структуры управления (ОСУ) характеризуются рядом свойств:

- для ОСУ характерным является субординация органов управления, которая закрепляется различными нормативными актами, положениями, уставами и т.п.;

- для ОСУ характерным являются процессы разделения и кооперации труда в сфере управленческой деятельности, а также последовательность ее реализации. Например, разработка, принятие и реализация управленческого решения;

- для ОСУ характерным является то, что все управленческие действия могут исходить только от элементов, в нее входящих;

- эффективность деятельности ОСУ обусловлена интеграцией вертикального и горизонтального, профессионально-квалификационного и функционального разделения труда.

Важным резервом повышения эффективности управления является компетентность и профессионализм в сфере управленческой деятельности руководителя, менеджера. Здесь уместно было бы ввести еще два понятия «управляемость» и неуправляемость».

Управляемость, с одной стороны, - это качественный показатель эффективности управления, степень осуществления управленческих решений и отношение между управляющей способностью органа управления и сложностью управляемого объекта, с другой стороны. Управляемость непосредственно связана с диапазоном управления. Диапазон управления – это установление такого количества работников и/или подразделений, которое может быть подчинено органу управления или одному руководителю, менеджеру при условии обеспечения эффективности управления. Однако, смысл данного понятия заключается не только в количественной характеристике организационной структуры, но в качественной оценке – квалификация и опыт подчиненных работников, их профессиональное мастерство, техническая вооруженность труда, состояние связей, культура делового общения и т.д.

Неуправляемость возникает при невыполнении условий, обуславливающих требования организации управления и/или при нежелании руководителя, менеджера выполнять свои управленческие обязанности должным образом. Как следствие этого, появляется стихийность, неподчиненность, неподконтрольность.

Таким образом, внутренним выражением организационной структуры управления является состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных ее элементов. Основная направленность ОСУ – распределение прав и ответственности между ее звеньями и подразделениями.

Типы организационных систем управления

Исторически сложились четыре основных типа организационных структур управления: линейная, линейно-функциональная, линейно-штабная (линейно-функционально-штабная), матричная. Рассмотрим эти типы ОСУ подробнее.

При подчинении всех работников единой воли руководителя возникает так называемая линейная структура управления. Эти структуры характеризуются четким единоначалием, т.е. во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями, осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Линейная структура управления функционирует в небольших организациях на низшем уровне управления и компонуется по производственному признаку.

Линейная организационная структура управления имеет свои достоинства и недостатки. Основные достоинства:

- оперативность принятия и реализация управленческих решений;

- относительная простота реализации функцией управления (один канал связи);

- единство и четкость распорядительства, а также согласованность действий исполнителей;

- личная ответственность руководителя за конечный результат деятельности своего подразделения.

Основные недостатки:

- высокие требования к руководителю, его всесторонней подготовленности;

- концентрация власти в одних руках и излишняя жесткость в управлении;

- затруднительные связи между инстанциями;

- перегрузка информацией и большим количеством связей с подчиненными и вышестоящими структурами.

Типы организационных систем управления - student2.ru

Рис. 3.2.1. Линейная структура управления

В линейно-функциональных структурах управления помимо линейного управления добавляется еще и функциональное, связанное с дальнейшей специализацией управленческого труда.

Линейные руководителя (ЛР) осуществляют всю полноту управления и несут всю полноту ответственности за результаты деятельности своего подразделения. Им при разработке конкретных вопросов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных руководителей. Различают два типа функциональных руководителей (ФР). К первым из них относятся те, кто реализует одну или несколько функций по всему объекту управления, ко вторым – те, кто реализует все функции управления по части объекта управления.

Типы организационных систем управления - student2.ru

Рис. 3.2.2. Линейно-функциональная структура управления

Основные достоинства:

- высокая компетентность специалистов, отвечающих за реализацию конкретных функций, что обеспечивает высокое качество специализированных решений;

- освобождение линейных руководителей от решения специальных вопросов;

- исключение дублирования и параллелизма в реализации управленческих функций;

- возможность адаптации в условиях одновременного развития многих, не связанных друг с другом производств, увеличение номенклатуры товаров (услуг).

Основные недостатки:

- нарушение принципа единоначалия;

- чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач «своих» подразделений;

- увеличение процесса принятия управленческого решения;

- трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами.

Области применения: средние и крупные промышленные предприятия, научно-производственные объединения и т.п.

Линейно-штабная структура управления представляет собой линейно-функциональную структуру управления, дополненную штабным органом, на который возлагаются дополнительные функции управления, стоящие по уровню ниже полномочий руководителя организации. В такой структуре помимо управления структурными подразделениями со стороны руководителя организации осуществляется управление со стороны штаба.

Штабные структуры создаются в следующих случаях:

- при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф;

- для освоения новой продукции;

- для решения внезапно возникшей неординарной задачи.

После выполнения возложенных задач штаб либо ликвидируется, либо может выделиться в самостоятельное подразделение.

       
 
Директор фирмы
 
Штаб

Типы организационных систем управления - student2.ru

 
  Типы организационных систем управления - student2.ru

Рис. 3.2.3. Линейно-штабная структура управления.

Основные достоинства:

- возможность эффективного использования производственного и управленческого потенциала для решения экстренных проблем;

- оперативное решение задач без создания дополнительных структур и производственных мощностей.

Основные недостатки:

- необходимость согласования штабных директив с решениями руководителей;

- сложность согласования программ штаба;

- сложность в поддержании морально-психологического климата в коллективе.

Матричные структуры управления построены по принципу одновременного управления по вертикали и по горизонтали. Основу такой структуры образует линейно-функциональная структура (Р1-Р3), которая дополняется структурами программного управления (РП1-РП3). Помимо руководителя организации назначается руководитель программы, причем статус руководителя программы, как правило, выше ранга руководителя организации. Руководителю программы подчиняются руководители отдельных проектов (РП1-РП3),которые отвечают за выполнение курируемых ими проектов в определенные сроки, с заданным качеством и с ресурсным обеспечением, руководя вверенными им подразделениями (П1-П3).

Типы организационных систем управления - student2.ru

Рис. 3.2.4. Матричная структура управления

В матричных структурах управления руководители по вертикали обеспечивают материально-техническое снабжение и высокий уровень трудовой дисциплины. По горизонтали обеспечивается управление реализацией проектов, а поскольку это является конечной целевой функцией, то приоритет управления принадлежит руководителям проектов, т.е. в данном случае горизонтальные целевые функции преобладают над вертикальными.

Достоинства структуры:

- возможности динамичной перестройки структуры при постановке и решении новых задач;

- рациональное использование кадров за счет специализации различных видов трудовой деятельности;

- усиление контроля за решением отдельных задач проекта;

- возможность делегирования определенной части полномочий руководством программы руководителям проектов.

Недостатки:

- сложная структура соподчинения из-за чего возникают проблемы с установлением приоритетов заданий и распределением времени;

- возникновение нездорового соперничества между руководителями проектов;

- необходимость периодической переквалификации работников в связи с изменением программы.

Рассмотренные оргструктуры управления являются базовыми и могут быть детализированы применительно к конкретному объекту управления.

Наши рекомендации