Проектная структура управления
В управлении проект - это, кроме того, временное подразделение, ликвидируемое после завершения работ. Как правило, эти работы заключаются в проведении научных и практических экспериментов, освоении нового вида продукции, технологии, методов управления, что всегда связано с риском неудачи и финансовых потерь. Организация, состоящая из подобного рода подразделений, получила название проектной.
Проектные структуры управления мобильны и сконцентрированы на определенном виде деятельности. Это позволяет достичь высокого качества выполнения работы. В то же время из-за узкой специализации, используемые в проекте ресурсы, по завершении работ не всегда могут найти себе дальнейшее применение, что увеличивает расходы. Поэтому использование проектных структур по карману далеко не всем организациям, несмотря на то, что подобный принцип организации работы весьма плодотворен.
Одна из форм проектного управления - создание специального подразделения - проектной команды (группы), работающей на временной основе, то есть в течение времени, необходимого для реализации заданий проекта. В состав группы обычно включаются различные специалисты, в том числе по управлению работами. Руководитель проекта наделяется так называемыми проектными полномочиями, охватывающими ответственность за планирование, составление графика и ход выполнения работ, расходование выделенных средств, а так же за материальное поощрение работающих. В связи с этим большое значение приобретает умение руководителя разработать концепцию управления проектом, распределить задачи между членами группы, четко наметить приоритеты и конструктивно подойти к разрешению конфликтов. По завершении проекта структура распадается, а сотрудники переходят в новую проектную команду или возвращаются на свою постоянную должность. При контрактной работе они увольняются в соответствии с условиями соглашения.
Таким образом, областью применения проектных структур являются:
- При создании нового предприятия;
- При создании нового инновационного продукта;
- Учреждения, дочерние фирмы или филиалы;
- Проведение масштабных НИОКР;
- Временная организация, создаваемая для решения отдельных задач.
Специфическими задачами менеджмента при проектной структуре управления являются:
- Обоснование критериев, выделение целевых проектов;
- Специфические требования к подбору руководителей проекта;
- Обеспечение единой инновационной политики;
- Предотвращение конфликтов вследствие дойного подчинения сотрудников;
- Разработка специальных инновационных механизмов, регламентирующих внутрифирменную кооперацию.
Проектная структура управления имеет свои положительные моменты и недостатки:
Преимущества | Недостатки |
Высокая гибкость и адаптивность систем; | Сложные механизмы координации; |
Снижение риска ошибочных решений; | Возможные конфликты из-за двойного подчинения; |
Профессиональная специализация руководителей функциональных подразделений; | Размытость ответственности по отдельному проекту; |
Возможность учета специфических условий региона; | Сложность контроля работ по проекту в целом; |
Разграничение сфер ответственности; | Необходимость дифференцирования контроля по функциям и проектам. |
Кадровая автономия функциональных подразделений; | Целевое руководство проектом на основе единоначалия. |
Матричная структура.
Матричная структура управления создается путем совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой. При функционировании программно-целевой структуры управляющее воздействие направлено на выполнение определенной целевой задачи, в решении которой участвуют все звенья организации.
Вся совокупность работ по реализации заданной конечной цели рассматривается не с позиций достижения цели, предусмотренной программой. Основное внимание при этом концентрируется не столько на совершенствовании отдельных подразделений, сколько на интеграции всех видов деятельности, создании условий, благоприятствующих эффективному выполнению целевой программы. При этом руководители программы несут ответственность как за ее реализацию в целом, так и за координацию и качественное выполнение функций управления.
В соответствии с линейной структурой (по вертикали) строится управление по отдельным сферам деятельности организации: НИОКР, производство, сбыт, снабжение и т.д. В рамках программно-целевой структуры (по горизонтали) организуется управление программами (проектами, темами). Создание матричной организационной структуры управления организацией считается целесообразным в случае, если существует необходимость освоения ряда новых сложных изделий в сжатые сроки, внедрения технологических новшеств и быстрого реагирования на конъюнктурные колебания рынка.
Применяются матричные структуры в следующих областях:
· Многопрофильные предприятия со значительным объемом НИОКР;
· Холдинговые предприятия.
Матричные структуры управления открыли качественно новое направление в развитии наиболее гибких и активных программно-целевых структур управления. Они нацелены на подъем творческой инициативы руководителей и специалистов и выявление возможностей значительного повышения эффективности производства.
Основными задачами менеджмента при матричной структуре управления являются:
- Обеспечение единой инновационной политики во всех продуктовых группах;
- Выделение состава функциональных служб и подразделений;
- Тщательная подготовка положений об отделах и должностных инструкциях;
- Разработка специальных мотивационных механизмов, регламентирующих внутрифирменную кооперацию;
- Обеспечение централизованного управления по объектам.
Как видно, в установившуюся линейную структуру вводятся особые штабные органы, которые координируют существенные горизонтальные связи по выполнению конкретной программы, сохраняя при этом вертикальные отношения, свойственные данной структуре. Основная часть работников, занятых реализацией программы, оказывается в подчинении не менее как двух руководителей, но по разным вопросам.
Управление программами осуществляется специально назначенными руководителями, которые несут ответственность за координацию всех связей по программе и своевременное достижение ее целей. При этом руководители высшего уровня освобождаются от необходимости принимать решения по текущим вопросам. В результате этого на среднем и нижнем уровнях повышается оперативность управления и ответственность за качество исполнения конкретных операций и процедур, то есть заметно повышается роль руководителей специализированных подразделений в организации работ по четко определенной программе.
При матричной структуре управления руководитель программы (проекта) работает не со специалистами, которые подчинены не непосредственно ему, а линейным руководителям, и в основном определяет, что и когда должно быть сделано по конкретной программе. Линейные же руководители решают, кто и как будет выполнять ту или иную работу.
Матричная структура управления имеет свои положительные моменты и недостатки:
Преимущества | Недостатки |
Четкое разграничение по продуктам (проектам); | Высокие требования к линейным и функциональным руководителям; |
Высокая гибкость и адаптивность основных подразделений; | Высокие требования к коммуникации; |
Хозяйственная и административная самостоятельность подразделений; | Трудности и длительное согласование при принятии концептуального решения; |
Высокая профессиональная квалификация функциональных руководителей; | Ослабление персональной ответственности и мотивации; |
Благоприятные условия коллективного стиля руководства; | Необходимость и опасность компромиссных решений; |
Простота разработки и реализации единой политики. | Возможность конфликта между линейными и функциональными руководителями ввиду двойной подчиненности первых. |
Требования к построению структур управления:
- Оперативность (т.е. управляющее воздействие должно дойти до объекта управления до того момента, пока наступит изменение (будет «поздно»)).
- Надёжность.
- Оптимальность.
- Экономичность.
Но структура в первую очередь должна соответствовать целям, заданным принципам и методам управления фирмой. Сформировать структуру – значит закрепить конкретные функции за подразделениями.
Технология формирования структуры:
- Осуществить деление организации по горизонтали на широкие группы (блоки) по направлениям деятельности, по реализации стратегий. Принимаются решения, какие виды деятельности должны выполняться линейными, а какие функциональными структурами.
- Установить соотношение полномочий различных должностей (т.е. установить цепь команд; если необходимо, то производить дальнейшее деление).
- Определить должностные обязанности каждого подразделения (определить задачи, функции) и поручить их выполнение конкретным лицам.