Проектная организационная структура управления

Данная структура построена на принципе, учитывающим ориентацию на определенный проект, под которым понимается целенаправленные изменения в системе – например, создание и производство нового изделия, применение новых технологий. При этом деятельность предприятия рассматривается как совокупность проектов, каждый из которых имеет фиксированное начало и окончание.

Преимущества проектной организационной структуры:

· Гибкость структуры;

· Сокращена численность управления персоналом по сравнению с иерархической структурой.

Недостатки данной структуры:

· Высокие требования к квалификации, личным и деловым качествам руководителя проекта;

· Дробление ресурсов между проектами;

· Сложное взаимодействие большого числа проектов компании;

· Отрыв работников функциональных отделов от коллег.

Характеристика основных методов управления

В менеджменте применяются на практике 3 группы основных методов:

1) административные или организац-распорядительные, т.е. они основаны на власти, ответственности, дисциплине и взысканиях (приказы, распоряжения, выговор, штраф, штатное расписание и т.д.)

2) экономические - осуществляются на основе использования экономических законов (система оплаты труда, премии, депримирование и т.д.)

3) социально-психолог. - такие методы играют важн. роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудн. в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, обеспечить эффективн. коммуникации и разрешение конфликтов в коллект. (моральное поощрение, убеждение, внушение, личный пример)

Стили управления

Стиль управления - это совокупность приемов, манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая заставить их делать то, что в данный момент необходимо в целях достижения определенного результата.

Стиль управления Авторитарный Демократический Либеральный
Природа стиля Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера Личное установление целей и выбор средств их достижения Коммуникационные потоки идут преимущественно сверху Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера Принятие решений разделено по уровням на основе участия Коммуникации осуществляются активно в двух направлениях Снятие с себя ответственности и отречение в пользу группы или организации Предоставление группе возможности самоуправления в желаемом для группы режиме Коммуникации строятся в основном по горизонтали
Сильные стороны Внимание срочности и порядку, предсказуемость результата Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении Позволяет начать дело так, как это видится без вмешательства лидера
Слабые стороны Сдерживается индивидуальная инициатива Требует много времени на принятие решений Группа может потерять направление движения и уменьшить скорость без вмешательства лидера

Существует также теории "Х" и "Y" Дугласа Мак-Грегора.

Теория "Х": люди изначально ленивы и при первой же возможности избегают работы; полностью отсутствует честолюбие, поэтому они предпочитают быть руководителями, не брать на себя ответственность и искать защиты у сильных. Что бы заставить людей трудиться, нужно использовать принуждение, тотальный контроль и угрозу наказаний.

Теория "Y": люди готовы брать на себя ответственность за дело, более того, даже стремятся к ней. Если их приобщить к целям фирмы, охотно включаются в процесс самоуправления и самоконтроля, а так же в творчество. И такое приобщение является функцией не принуждения, а вознаграждения, связанного с достижением поставленных целей. На таких работников опирается руководитель, исповедующий демократический стиль.

Наши рекомендации