Сказки по завуалированным картинкам
Такие картинки прежде всего привлекают внимание своей загадочностью. И чтобы их разгадать, надо внимательно всмотреться в каждую картинку, повертеть се порой в разные стороны:
Картинки с тенями тоже относятся к завуалированным.
Сочинять сказки по таким картинкам интересно и увлекательно.
МОДЕЛИРОВАНИЕ СКАЗОК
Вначале советуем обучить дошкольников составлению сказки по предметно-схематической модели. Например, показать какой-то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии:
Конечно, на первых порах сложно, глядя только на предметы, что-либо интересное сочинить. Но давайте поможем ребятам в этом сложном деле. Итак, «Чашка с молоком». Если нужен рассказ, то можно подвести детей к мысли о больной девочке или голодном котенке. Но ведь речь идет о сказке. И тогда мы делаем чашку волшебной. И молоко тоже волшебное. Белое, вкусное, сладкое - если попадает к добрым людям. Горькое и черное у Бабы-Яги. Дошкольники, без сомнения, заряжаются нашей энергией, нашей выдумкой…
Еще более сложная работа предстоит детям, когда им предлагаются только схемы, не напоминающие ни одну из сказок. Это могут быть и схемы, представленные на следующей странице.
Да, перед детьми только схемы (нужно предлагать сразу только одну из них). Как же сочинять сказку, глядя только на линию или на пунктиры? Очень трудно. Поэтому вначале мы решаем с ребятами такой вопрос: «На что похожа… (волнистая линия)?» Вместе с детьми приходим к выводу, что эта линия может быть похожа на дорогу, змею, ленточку… И тогда мы подсказываем детям: «А может, это про ежика, который катился по такой же волнистой дорожке, а затем ему показалось, что он катится вниз по чему-то очень мягкому. И это оказалась змея, которая проснулась от уколов иголок ежика. И тогда…»
Вот так, в каждом конкретном случае, мы помогаем детям сочинять сказки по схематической модели.
Продолжая моделирование сказок, мы обучаем дошкольников прятать знакомых сказочных героев в обычные геометрические фигуры.
Так мы показываем три одинаковых (по величине и цвету) кружка:
- значит, надо полагать, эти кружки означают сказку «Три поросенка»;
или три одинаковых по цвету, но разных по величине кружка:
- естественно, они говорят о сказке «Три медведя»;
или семь одинаковых треугольников: это может быть сказка «Волк и семеро козлят».
может быть, дети вспомнят сказку «Гуси-лебеди».
- а это может быть сказка «Репка».
Или мы можем просто показать детям две палочки различной высоты и спросить, кто это может быть? Мама и дочка, волк и заяц, медведь и лиса. А ваши варианты?
СКАЗКИ С НОВЫМ КОНЦОМ
Мы имеем в виду сказочные тексты, которые даются, возможно, без концовки:
Один мальчик сочиняет сказки, в которых начало страшное, а конец веселый. В воскресенье он начал сочинять такую сказку:
«Жил-был мальчик, и были у него мама с папой. Мальчик их очень любил, а они его не очень слушались.' Мальчик их воспитывал, воспитывал, а потом устал и говорит: «Вот что: поживите-ка вы тут без меня, а я пойду куда глаза глядят». И ушел. Шел-шел, и вдруг…».
А дальше он еще не придумал. Помоги мальчику дорассказать эту сказку.
Расскажите дальше, что же случилось с двумя подружками-лягушками:
«Жили-были две лягушки. Были они подруги и жили в одной канаве. Но только одна из лягушек была настоящая лесная лягушка - храбрая, сильная, веселая. Звали ее … А другая была болотная, ни то ни ее: трусиха, слабая, соня. Звали ее … Но все-таки жили они вместе. И вот однажды ночью вышли они погулять. Идут себе по лесной дорожке и вдруг видят…»
«Каждый по-своему готовится к зиме. Прыгает непоседа белка. Собирает орехи, желуди, рассовывает их по дуплам, по древесным щелям, а если найдет на земле грибок, сорвет его и повесит сушить на дереве - зимой ей это очень пригодится. Целый день белка работает и все посматривает на соседа ежа, который к осени ленивым, неповоротливым стал, мало бегает по лесу, не ловит мышей, заберется в сухие листья и дремлет.
- Что ты, еж, совсем разленился? - спрашивает белка. - Почему к зиме не готовишься? Еды не запасаешь? Зимой есть нечего будет…»
Мы даем начало сказки, вводим главных героев:
«В одной сказочной стране жили-были Були. Маленькие, кругленькие (дети помогают создавать образ героев). И среди них жил буль Музюль. Он был не такой, как все: очень маленький с очень большими ушами. Були постоянно дразнили Музюля, не брали с собой играть. Но однажды…»
Очень полезно придумать свои варианты окончаний к знакомым, логически и завершенным сказкам:
Традиционная: «Три медведя». Маша убежала от медведей.
Возможные: Маша помирилась с медведями…
Традиционная: «Петушок и бобовое зернышко». Конечно, петушку помогли…
Возможные: Петушок сам себе помог…
Традиционная: «Репка». Вытянули репку.
Возможные: Вытянули не репку, а… клад…
СКАЗКА С СЕРЕДИНЫ
Для развития творческого воображения и логического мышления мы советуем научить ребят додумывать середину сказки или рассказа (где, в основном, и развивается сюжет). А в качестве помощи малышам предлагается затейливое начало и видимый, с результатом, конец.
Придумайте заголовок и среднюю часть рассказа:
«Однажды мы с папой спешили из детского сада. Вдруг мы увидели… Теперь это мой самый лучший друг».
А вот концовки нужно тщательно подбирать. Они должны быть интересные, образные, к примеру, такие:
«И снова в дождик и в метель Со мной шагает мой портфель».
«Чтоб сыта была коровушка моя, Чтобы сливочек Бурснушка дала».
«Может быть, именно эти несколько глотков молока спасли ей жизнь».
ЧАСТИЦА «НЕ» И НОВАЯ СКАЗКА
Частица «не» является просто волшебницей, так как она помогает создавать новые варианты сказок, будит детское воображение. По правилам этого метода частица «не» ставится (употребляется) перед существительными, глаголами, например, перед именами героев сказки:
Испекла бы ты, бабка, не колобок… Катится, катится не колобок, а навстречу зайчик… и т.д.
Жили-были не три поросенка…
Подарили девочке на день рождения нс красную шапочку…
В результате частого употребления этой частицы получаем сказку-задачку со всевозможными отгадками-вариациями.