Социальная группа в организации, управление группой
Социальное управление в организациях связано с целенаправленным воздействием на подчинённых с целью добиться от них необходимых результатов. В этом случае управление может быть направлено на отдельного индивида или на группу людей. В связи с тем, что для выполнения работы люди объединяются в группы, большое значение имеет управление именно группой. Социальная группа в организации представляет собой совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других, что, в свою очередь, позволяет осуществлять контроль над их действиями.
Социальная группа представляет собой миниатюрную версию общества. Она обладает коммуникационной системой, иерархией, властными отношениями, определяет свои ценности, нормы, традиции, санкции, развивается, изменяется в зависимости от влияния внутренней и внешней среды. Существуют разнообразные виды групп: условные, реальные, большие, малые, первичные, вторичные и др. Мы рассматриваем социальные группы в организациях, которые имеют ряд отличительных признаков:
· четко определенное членство в группе, ощущение принадлежности и границ группы и ее места в организации;
· групповое сознание, которое касается, прежде всего, признания правильности и уместности социальных норм, характерных только для данной группы, а также связи этих норм с нормами культуры организации;
· ясно понимаемые цели — необходимый признак группы в организации, так как сама организация представляет собой целевую группу;
· взаимозависимость между членами группы, которая может возникать только в ходе совместной деятельности, направленной на достижение общих целей;
· способность индивидов действовать в составе группы, что предполагает конформность к существующим нормам, признание лидеров группы и взаимодействие без социальной напряженности и конфликтов;
· наличие четко определенных групповых ролей, обусловленных местом работника в организации, т.е. его статусом и позицией[40].
Группы в организации могут возникать в результате целенаправленной управленческой деятельности или образуются стихийно под влиянием различных социальных процессов. В результате этого выделяют формальные и неформальные группы.
Формальные группы создаются целенаправленно для выполнения организационных задач. Такие группы создаются искусственно и имеют определённую цель, чёткую структуру, определённый состав, однозначное установление статусов, жёсткое определение ролей, норм, прав, обязанностей. Примерами формальных групп являются отделы планирования, производства, маркетинга и т.д.
Неформальные группы основываются на межличностных отношениях и возникают для удовлетворения психологических и социальных потребностей. Неформальные группы не имеют чёткой структуры и становятся открытыми для новых членов организации. Они разделяются на группы интересов и дружеские группы. Группы интересов формируются для предъявления руководству каких-либо требований, а дружеские группы возникают на основе личностных симпатий. Для эффективного функционирования организации требуется слаженная работа формальных и неформальных групп.
Управление формальными и неформальными группами связано с их стадиями развития в зависимости от чего и подбираются определённые методы управления. Б. Такман и М. Дженсен выделяют пять стадий группового развития.
1. Стадия возникновения группы. На этой стадии происходит установление личностных контактов, определение норм, ценностей, установок, которые существуют в данном коллективе. Происходит определение своего статуса и демонстрация возможностей. В неформальной группе эта стадия связывается с возможностями лидера, который устанавливает нормы, правила, определяет групповые ценности, впоследствии их будут придерживаться члены группы.
2. Конфликтная стадия. Эта стадия связывается с самоутверждением. Члены группы определяют границы своего влияния, иерархическую зависимость друг от друга. На этой стадии возможно возникновение препятствий к удовлетворению потребностей отдельных членов группы или возникновение межличностного конфликта. В результате могут быть нарушены первичные связи, которые образовались ранее. Очень важно в этот период руководителем осуществлять работу по предупреждению конфликта, нахождению консенсуса, поиску компромисса.
3. Стадия нормообразования и принятия норм. Эта стадия посвящена производственному процессу, изучению новых технологий. В процессе совместной деятельности возникают более тесные взаимоотношения. На основании усвоенных норм поведения и распределении функциональных ролей вырабатываются правила совместной деятельности. Межличностные отношения внутри группы становятся более комфортными, сплочёнными и неконфликтными.
4. Исполнительная стадия. На этой стадии формируется эффективная рабочая структура, для которой главной целью является выполнение задач организации. Для межличностных отношений характерно доверие, взаимопомощь и взаимозависимость.
5. Стадия прерывания деятельности. На этой стадии группа расформировывается в силу невозможности достижения поставленных целей, ухода членов группы или по каким-то другим причинам. Перед руководителем стоит задача формирования новой группы.
Определение стадии развития группы позволяет решить возникающие проблемы в управлении группой, такие как проблемы лидерства, нечёткость цели, несогласованность задач и т.д. Принадлежность к группе помогает человеку удовлетворить ряд потребностей – социальных, творческих, властных, обеспечивает усвоение норм и правил, что помогает социализации. Кроме этого один человек может состоять в нескольких группах, что может привести к конфликтным ситуациям. В итоге он выбирает мнение той группы, которая является для него важной, и которую он отождествляет с собой.
10.2 Формирование команды в организации,
управление командой
В организации успешно работают несколько видов групп, но в современных условиях, характеризующихся быстрыми изменениями во внутренней и внешней среде, адаптации к ним, поиску новых технологий более значимую роль играют команды. Команда – это группа людей, которые объединены для достижения общей цели, которая соответствует их внутренним целям и ожиданиям.
Команда имеет ряд своих отличительных признаков:
1. В достижении поставленной цели участвуют все члены команды;
2. Команда имеет ярко выраженную индивидуальность, отличительную от личных черт членов команды;
3. Для команды характерна взаимозависимость, взаимовлияние;
4. Ответственность за цели и их достижение несут все члены команды;
5. Анализ эффективности своей работы.
Главным отличительным признаком команды от группы является синергический эффект команды, заключающийся в возрастании эффективности деятельности в результате соединения, интеграции всех членов команды.
В исследовательской литературе встречаются различные типологии команд. Д. Макинтош-Флетчер выделяет два основных типа: кросс-функциональные и интактные команды.
Кросс-функциональная команда создаётся из представителей различных подразделений для достижения общей цели. Для таких команд характерно определённое задание после выполнения которого команда распадается. Для членов команды эта работа является вторичной по-сравнению с их основной работой. Руководитель назначается извне или выбирается членами команды. Например, команды бизнес – совершенствования, решения проблем и т.д.
Интактная (неповреждённая, целая) команда является уже существующей рабочей группой. Целью её является выполнения нескольких задач для достижения поставленной цели. Руководитель может и не являться членом команды и лишь обеспечивать порядок и координацию работы. Также руководителем может быть выбранный член команды. К таким командам относятся производственные подразделения, рабочие группы.
В зависимости от поставленных целей выделяют:
· совещательная команда: совет, группы вовлекающие работников в процесс управления и т.д.;
· производственные команды: производственные бригады, группы обработки данных и т.д.;
· проектные команды: исследовательские группы, целевые группы и т.д.;
· команды для выполнения действий: спортивные команды, команды на переговорах и т.д.
Необходимость использования команд в работе определяется типом существующих заданий. По мнению британских специалистов по командообразования У. Критчли и Д. Кэйси существуют три типа заданий:
· простые задания, имеющие техническую природу;
· обычные задания с умеренной степенью неопределённости;
· задания с высокой степенью неопределённости и относительно сложными проблемами, имеющие значения для всех заинтересованных сторон.[41]
По мнению этих специалистов командная работа необходима при третьем типе заданий.
Кроме этого для определения необходимости использования команд в работе используется трёхуровневая модель командообразования.[42] Первый уровень – это сплочённая рабочая группа. На этом уровне люди выполняют совместную работу, в которой не существует взаимозависимость действий работников. Второй уровень – эффективная рабочая команда. Такая команда формируется, когда существует необходимость в самоуправляемости, а характер работы предполагает взаимозависимость действий членов команды. Третий уровень – эффективный организационный комплекс. Такая работа связана с взаимодействием нескольких команд и работа одной команды зависит от работы другой.
Таким образом, из вышесказанного видно, что формирование команды применяется в зависимости от типа заданий, характера работы, уровня профессионализма работников в ситуациях, отличающихся неопределённостью. При этом формирование команды включает в себя: определение назначения команды, цели, задач, ролей и норм.
Контрольные вопросы
1. Каковы особенности социальной группы в организации?
2. Назовите стадии группового развития.
3. Для чего руководителю нужны знания о стадиях группового развития?
4. Чем команда отличается от рабочей группы?
5. Какие существуют основные типы команд?
6. Для какой деятельности формируют команды?