И построения графика функции

Исследование функции и построения графика функции - student2.ru целесообразно вести в определенной последовательности.

Примерный план исследования функции

1) Находим область определения функции.

2) Исследуем функцию на периодичность; четность или нечетность.

3) Находим (если это возможно) точки пересечения с осями координат.

4) Исследуем функцию на монотонность и точки экстремума.

5) Находим промежутки выпуклости, вогнутости и точки перегиба.

6) Находим асимптоты графика функции.

7) Для уточнения хода графика функции (если в этом есть необходимость) находим дополнительные точки.

8) По полученным данным строим график функции.

Пример 5.6. Дана функция и построения графика функции - student2.ru . Провести полное исследование функции и построить ее график.

Решение. 1) Находим область определения функции.

В точке и построения графика функции - student2.ru функция не определена. Тогда область определения данной функции

и построения графика функции - student2.ru .

2) Функция не является периодической.

Так как область определения функции не симметрична относительно начала координат, то это функция общего вида, следовательно, функция ни четная, ни нечетная.

3) Найдем точки пересечения графика функции с осями координат.

Для точек оси и построения графика функции - student2.ru выполняется условие: и построения графика функции - student2.ru . Решаем уравнение и построения графика функции - student2.ru :

и построения графика функции - student2.ru ,

и построения графика функции - student2.ru , и построения графика функции - student2.ru ,

и построения графика функции - student2.ru , и построения графика функции - student2.ru ,

Для точек оси и построения графика функции - student2.ru находят значение функции в точке и построения графика функции - student2.ru . Для данной функции и построения графика функции - student2.ru .

Таким образом, единственной точкой пересечения графика функции с осями координат является начало системы координат и построения графика функции - student2.ru

4) Находим промежутки возрастания и убывания функции, точки экстремума.

Выше нашли производную данной функции в общем виде:

и построения графика функции - student2.ru .

Находим критические точки. Решаем уравнение и построения графика функции - student2.ru :

и построения графика функции - student2.ru ,

и построения графика функции - student2.ru , и построения графика функции - student2.ru ,

и построения графика функции - student2.ru или и построения графика функции - student2.ru , и построения графика функции - student2.ru ,

и построения графика функции - student2.ru .

Итак, получаем три критические точки: две и построения графика функции - student2.ru и и построения графика функции - student2.ru , в которых производная существует, и одну точку и построения графика функции - student2.ru , в которой производная функции не существует.

На числовой оси и построения графика функции - student2.ru отмечаем критические точки, и определяем знак первой производной на каждом промежутке:

и построения графика функции - student2.ru

На интервалах и построения графика функции - student2.ru , и построения графика функции - student2.ru , и построения графика функции - student2.ru функция возрастает, т.к. и построения графика функции - student2.ru . На интервале и построения графика функции - student2.ru функция убывает, т.к. и построения графика функции - student2.ru .

При переходе через точку и построения графика функции - student2.ru производная и построения графика функции - student2.ru изменяет знак с « и построения графика функции - student2.ru » на « и построения графика функции - student2.ru », следовательно, в этой точке функция имеет минимум, причем и построения графика функции - student2.ru В точках и построения графика функции - student2.ru и и построения графика функции - student2.ru экстремума нет.

5) Находим вторую производную функции и построения графика функции - student2.ru :

и построения графика функции - student2.ru

и построения графика функции - student2.ru

и построения графика функции - student2.ru

и построения графика функции - student2.ru .

Далее найдем точки, в которых и построения графика функции - student2.ru или не существует:

и построения графика функции - student2.ru ,

и построения графика функции - student2.ru , и построения графика функции - student2.ru ,

и построения графика функции - student2.ru , и построения графика функции - student2.ru .

На числовой оси и построения графика функции - student2.ru отмечаем точки, и определяем знак второй производной на каждом промежутке:

и построения графика функции - student2.ru

На интервале и построения графика функции - student2.ru график функции выпуклый, т.к. и построения графика функции - student2.ru . На интервалах и построения графика функции - student2.ru и и построения графика функции - student2.ru график функции вогнутый, т.к. и построения графика функции - student2.ru .

При переходе через точку и построения графика функции - student2.ru производная и построения графика функции - student2.ru изменяет знак с « и построения графика функции - student2.ru » на « и построения графика функции - student2.ru », следовательно, эта точка является точкой перегиба. Точка и построения графика функции - student2.ru не является точкой перегиба.

6) а) Функция терпит разрыв в точке и построения графика функции - student2.ru . Найдем левосторонний и правосторонний пределы функции:

и построения графика функции - student2.ru ;

и построения графика функции - student2.ru .

Точка и построения графика функции - student2.ru - есть точка разрыва второго рода. Следовательно, прямая и построения графика функции - student2.ru является вертикальной асимптотой.

б) Уравнение наклонной асимптоты имеет вид: и построения графика функции - student2.ru . Коэффициенты и построения графика функции - student2.ru и и построения графика функции - student2.ru находятся по следующим формулам:

и построения графика функции - student2.ru ; и построения графика функции - student2.ru .

Находим коэффициенты и построения графика функции - student2.ru и и построения графика функции - student2.ru :

и построения графика функции - student2.ru

и построения графика функции - student2.ru ;

и построения графика функции - student2.ru

и построения графика функции - student2.ru

и построения графика функции - student2.ru .

Таким образом, прямая и построения графика функции - student2.ru является наклонной асимптотой.

7) Для уточнения графика функции найдем дополнительные точки:

и построения графика функции - student2.ru ; и построения графика функции - student2.ru ;

и построения графика функции - student2.ru ; и построения графика функции - student2.ru ;

и построения графика функции - student2.ru .

8) Строим график функции.

и построения графика функции - student2.ru

,

Наши рекомендации