Схема исследования функции и построения графика

Для исследования функции y = f(x) и построения ее графика методом дифференциального исчисления целесообразно придерживаться следующей схемы:

1) Определить область D задания функции;

2) Проверить является ли функция четной, нечетной, периодической;

3) Установить точки разрыва функции и выяснить их характер исследованием односторонних пределов функции в данных точках. Для точек в которых функция обращается в бесконечность (точки разрыва второго рода) построить соответствующие вертикальные асимптоты;

4) Найти горизонтальную или наклонную асимптоты графика (и притом отдельно при x → +∞ и при x → –∞, если область D определения функции бесконечна в обе стороны);

5) Определить значения аргумента x Схема исследования функции и построения графика - student2.ru D, для которых производная Схема исследования функции и построения графика - student2.ru обращается либо в нуль, либо в бесконечность, либо вовсе не существует (т.е. найти критические точки) и подвергнуть их исследованию на зкстремум;

6) Выяснить промежутки монотонности функции. Результаты удобно разложить в таблицы (см. ниже пример);

7) Определить значения x Схема исследования функции и построения графика - student2.ru D, для которых вторая производная Схема исследования функции и построения графика - student2.ru равна нулю, и подвергнуть их исследованию на перегиб;

8) Выяснить промежутки сохранения направления выпуклости (вверх или вниз) графика функции. Результаты удобно разложить в виде таблицы.

9) Определить значение самой функции y = f(x), отвечающие значениям x Схема исследования функции и построения графика - student2.ru D для пунктов 3), 5), 7), а также на концах рассматриваемой области D. Результаты удобно разложить в виде таблицы (см. ниже пример) с указанием особенности вычисляемой точки графика: Схема исследования функции и построения графика - student2.ru максимум; минимум; перегиб и др. К названным точкам графика при необходимости присоединяют еще и некоторые другие, например, точки пересечения графика с осями.

10) После нанесения на чертеж всех вычисленных точек пункта 9) через них проводят самый график, учитывая при этом все их особенности и вышеперечисленные пункты.

При исследовании конкретной функции отдельные этапы этой схемы могут быть расширены, другие же могут оказаться излишними или невыполнимыми. Например, вычисление тех значений х,при которых значение функции обращается в нуль.

Пример. Провести исследование и построить график функции

Схема исследования функции и построения графика - student2.ru

Будем следовать изложенной выше схеме.

1) Функция f(x) получает вещественное значение, лишь если х ≤ 0 или х > 2 и следовательно, D= (–∞, 0] U (2, +∞ );

2) Функция f(x) не является четной, нечетной и периодической;

3) Функция f(x) относится к классу элементарных и поэтому она непрерывна во всей области своего определения. Поэтому исследуем функцию на непрерывность в граничных точках области определения: а) так как Схема исследования функции и построения графика - student2.ru , следовательно, функция f(x) в точке х = 0 непрерывна слева, б) так как Схема исследования функции и построения графика - student2.ru , следовательно, справа от точки х = 2 функция f(x) имеет разрыв второго рода, а график функции имеет вертикальную асимптоту х = 2;

4) Выясним вопрос о существовании горизонтальной или наклонной асимптоты. При х Схема исследования функции и построения графика - student2.ru

Схема исследования функции и построения графика - student2.ru ,

Схема исследования функции и построения графика - student2.ru .

Отсюда вытекает, что со стороны положительных х, кривая приближается к асимптоте у = х + 1. Аналогично получается со стороны отрицательных х другая асимптота у = –х – 1:

Схема исследования функции и построения графика - student2.ru =–1; (см. п.8.4.3);

Схема исследования функции и построения графика - student2.ru

5) Функция f(x) имеет только одну критическую точку х = 3, в ней производная обращается в нуль: Схема исследования функции и построения графика - student2.ru . Знак производной в точке х = 3 меняется с минимума на плюс, следовательно, в данной точке – минимум. Производная Схема исследования функции и построения графика - student2.ru обращается в нуль и при х = 0, но это – конец промежутка (–∞, 0] в котором мы функцию рассматриваем, и об экстремуме здесь не может быть и речи;

6) Производная Схема исследования функции и построения графика - student2.ru имеет следующие области сохранения знака:

Область значений х -∞ <x < 0 2 < x <3 3 < x < +∞
Знак f′(x) минус минус плюс
Поведение функции Монотонно убывает Монотонно убывает Монотонно возрастает

7) Вторая производная Схема исследования функции и построения графика - student2.ru не обращается в нуль ни в одной точке области определения функции и, следовательно, график функции не имеет точек перегиба;

8) Вторая производная больше нуля и при x < 0 и при x > 2, так что кривая обращена вогнотостью всегда вверх;

9) Вычислим значение функции для х = 3 (минимум) и х = 0 (граница области определения функции): f (3) ≈ 5,2; f (0) = 0;

Значение х
Значение f(х) 5,2
Значение Схема исследования функции и построения графика - student2.ru
Особенности Граница области определения минимум

10) Теперь имеем достаточно данных для построения графика функции (рис.27).

Схема исследования функции и построения графика - student2.ru

Рис. 27

УПРАЖНЕНИЯ

1. Найти производные следующих функций:

а) Схема исследования функции и построения графика - student2.ru ; б) Схема исследования функции и построения графика - student2.ru ; в) Схема исследования функции и построения графика - student2.ru ;

г) Схема исследования функции и построения графика - student2.ru ; д) Схема исследования функции и построения графика - student2.ru ; е) Схема исследования функции и построения графика - student2.ru ;

ж) Схема исследования функции и построения графика - student2.ru .

2. Найти производные следующих функций, заданных неявно:

а) Схема исследования функции и построения графика - student2.ru ; б) Схема исследования функции и построения графика - student2.ru ; в) Схема исследования функции и построения графика - student2.ru , Схема исследования функции и построения графика - student2.ru .

3. Найти уравнение касательной и нормали к кривым второго порядка, проходящих через точку М0 (x0, y0) и лежащую на этих кривых:

а) Схема исследования функции и построения графика - student2.ru – эллипс; б) Схема исследования функции и построения графика - student2.ru – парабола.

4. Найти производные Схема исследования функции и построения графика - student2.ru следующих функций, заданных параметрически:

а) Схема исследования функции и построения графика - student2.ru , Схема исследования функции и построения графика - student2.ru ; б) Схема исследования функции и построения графика - student2.ru , Схема исследования функции и построения графика - student2.ru ;

в) Схема исследования функции и построения графика - student2.ru Схема исследования функции и построения графика - student2.ru , Схема исследования функции и построения графика - student2.ru .

5. Проверить выполнение условий теоремы Лагранжа (частный случай Ролля) для функций:

а) Схема исследования функции и построения графика - student2.ru , на отрезке [–1,1]; б) Схема исследования функции и построения графика - student2.ru , xÎ[0,1];

в) Схема исследования функции и построения графика - student2.ru , Схема исследования функции и построения графика - student2.ru и xÎ[0, π].

Если функция удовлетворяет условиям теоремы, найти промежуточное значение ξ.

6. Пользуясь правилом Лопиталя вычислить следующие пределы:

а) Схема исследования функции и построения графика - student2.ru ; б) Схема исследования функции и построения графика - student2.ru ; в) Схема исследования функции и построения графика - student2.ru ;

г) Схема исследования функции и построения графика - student2.ru ; д) Схема исследования функции и построения графика - student2.ru .

7. Используя формулу Тейлора вычислить с точностью до 0.001 следующие значения:

а) Схема исследования функции и построения графика - student2.ru ; б) Схема исследования функции и построения графика - student2.ru ; в) Схема исследования функции и построения графика - student2.ru ; г) Схема исследования функции и построения графика - student2.ru .

8. Найти наибольшее и наименьшее значения функций:

а) Схема исследования функции и построения графика - student2.ru , Схема исследования функции и построения графика - student2.ru ; б) Схема исследования функции и построения графика - student2.ru , Схема исследования функции и построения графика - student2.ru ;

в) Схема исследования функции и построения графика - student2.ru , Схема исследования функции и построения графика - student2.ru .

9. Определить наибольшую площадь равнобедренного треугольника, если: а) боковая сторона треугольника равна μ; б) треугольник вписан в круг радиуса R.

10. Построить графики следующих функций:

а) Схема исследования функции и построения графика - student2.ru ; б) Схема исследования функции и построения графика - student2.ru ; в) Схема исследования функции и построения графика - student2.ru .

Наши рекомендации