Основные научные направления в теории математического развития детей
№п\п | Представители направления (авторы) | Базовые положения |
1. | Ж Пиаже, Д. Эльконин, В Давыдов, Н. Поддъяков, А Столяр | - наблюдательность, познавательные интересы детей ; -умение сравнивать, выявлять зависимости, делать выводы; Осуществление действия в виде «умственного эксперимента» |
4. Проанализировать в современных программах развития и воспитания детей дошкольного возраста блок математического развития детей и выделить характерные направления, данные занести в таблицу:
№ п/п | Название программы | Характерные направления в блоке математического развития детей в разных возрастных группах |
Детство | ||
От рождения до школы | ||
Истоки | ||
Детский сад – дом радости | ||
5. | Тропинки | |
На крыльях детства | ||
7. | Березки |
4. Просмотреть периодические издания за последние 5 лет на предмет актуальных проблем математического развития дошкольников, обозначить проблемы и наметить пути их преодоления
5. Дать характеристику актуальным проблемам, касающимся математического развития детей, поступающим в первый класс. Попытаться проанализировать причины успехов и неуспехов будущих первоклассников при обучении математике в начальной школе
Практическое занятие № 2
Тема: Знакомство детей дошкольного возраста с множеством
Вопросы для обсуждения
1. Понятие «множество». Свойства множества.
2. Понятие универсальное (основное) множество.
3. Свойства множества
4. Методика ознакомления детей с множеством в разных возрастных группах.
5. Способы познания свойств и отношений в дошкольном возрасте
6. Роль анализаторов в формировании представлений о множестве
Литература для самостоятельной подготовки:
1. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1974.
2. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста.- СПБ, «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2008- 384с.
3. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988.
4. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. – М.: Академия, 2000.
5. Щербакова Е.И Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников- М.: Академия, 2005
6. Шадрина И.В. Теория и методика математического развития: учебник и практикум для СПО / И.В. Шадрина. М.: Изд-во Юрайт, 2016, 279с.
Задания для самостоятельной работы
1. Заполнение таблицы.
Название множества | Элементы множества | Подмножество | Пересеченное множество | Объединенное множество |
Примеры (семья, посуда, мебель, животные) |
2. Анализ одной из образовательных программ: объем содержания, представлений о свойствах и отношениях предметов, соответствие их возрастным возможностям детей, линиям развития познания. Педагогические выводы.
3.Составление словарика основных понятий.
4. Подобрать сказки, загадки, где в основе сюжета лежит проявление свойства, отношения.
Название | Свойства. Отношения |
Мальчик-с пальчик | размер |
5.Составление картотеки народных предметных игрушек, способствующих развитию представлений о свойствах, отношениях; действий по выявлению свойств, отношений.
6. Выписать программные задачи по ознакомлению детей с множеством в разных возрастных группах
Практическое занятие №3
Тема: Особенности развития количественных представлений у детей в разных возрастных группах.
Вопросы для обсуждения:
1. Развитие первоначальных количественных представлений у детей на основании опыта действий с предметами. Своеобразие количественных представлений младших дошкольников.
2. Особенности развития количественных представлений у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
3. Дидактические игры по обучению детей счету в разных возрастных группах.
Литература для подготовки:
1. Брушлинский А.В. Некоторые вопросы детского мышления в условиях овладении счета/ Теории и технологии математичекого развития детей дошкольного возраста./ Сост З.А Михайлова, М.Н Полякова.- М.: Центр педагогического образования. 2008
2. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста.- СПБ, «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2008- 384с.
3. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М.: Просвещение, 1987.
4. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия /Сост. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л., Полякова М.Н.- М.: Центр педагогического образования, 2008
5. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988.
6. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. -М.: Академия, 2000
7. Щербакова Е.И Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников- М.: Академия, 2005
8. Шадрина И.В. Теория и методика математического развития: учебник и практикум для СПО / И.В. Шадрина. М.: Изд-во Юрайт, 2016, 279с.
Практические задания
1. Тезисно ответить на вопросы плана
2. Сформулировать правила счета, используя принцип построения натурального ряда чисел
3. Составить 2-3 дидактических игры по обучению детей счету в разных возрастных группах. Указать особенности проведения их.
4. Сделать краткие рекомендации для родителей, относящиеся к организации дидактических игр дома
Практическое занятие № 4