Структура рабочей программы.
Структура рабочей программы.
1. Пояснительная записка.
2. Содержание программы.
3. Учебно-тематический план.
4. Календарно-тематический план.
5. Ресурсное обеспечение программы.
6. Лист корректировки рабочей программы
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования (2004). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики, которые определены стандартом.
В настоящее время основной и самой важной задачей курса математики в основной школе является освоение учащимися системы математических знаний, формирование базовых умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования на третьей ступени обучения или в среднеспециальных учебных заведениях.
Современный курс математики за 8 класс рассчитан на 5 часов в неделю, где 3 часа – изучение алгебры, а 2 часа – изучение геометрии. Однако этого количества времени недостаточно для основательной подготовки среднего ученика к итоговой аттестации по новой форме за курс основной школы. В связи с этим возникает необходимость для введения в учебный план школы дополнительного курса из регионального компонента «Избранные вопросы математики».
Рабочая программа ориентирована на УМК:
1.Алгебра. 8 класс: учебн. для общеобразоват. организаций/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова; под ред. С.А.Теляковского.-М.: Просвещение, 2013.-287с.
2. Геометрия. 7-9 классы: учебн. для общеобразоват. организаций /Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.М.: Просвещение, 2014.-383с.
Место учебного предмета в образовательном процессе:
Факультативный курс «Избранные вопросы математики» рассчитан для обучающихся 8 классов в качестве реализации предпрофильной подготовки на 1 год при условии проведения 1 часа в неделю, общий объём курса - 35 часов.
Уровень изучения учебного предмета: базовый
Актуальность учебного предмета:
Можно говорить о том, что данный курс:
1) поддерживает изучение основного курса алгебры и геометрии, направлен на систематизацию и углубление знаний по темам, включенным в спецификацию ОГЭ;
2) формирует общеучебные умения, а именно умения анализировать, обобщать схематизировать, классифицировать, синтезировать, видеть аналоги, работать с учебной и справочной литературой, альтернативными источниками информации, выполнять конспекты, работать индивидуально и в группах;
3) способствует развитию познавательного интереса и повышению учебной мотивации через включение обучающихся в различные виды деятельности (решение прикладных задач, выполнение задач творческого характера, конструирование и моделирование, поиск различной информации);
Это в конечном итоге должно положительно сказаться и на качестве изучения основного курса математики.
Основная идея курса:
является развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.
Цели и задачи:
Изучение математики на ступени основного общего образования в школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:целенаправленная подготовка учащихся к успешной сдаче государственной итоговой аттестации за курс основной школы, повторение и систематизация знаний, приобретенных при изучении курса математики.
· овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучение смежных дисциплин, продолжения образования;
· интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений. Способность к преодолению трудностей;
· формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
· воспитание средствами математики культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, понимания значимости математики для общественного прогресса.
В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
- формировать у учащихся навык решения базовых задач;
- познакомить учащихся с типами заданий повышенной сложности и способами их решения;
- расширить сферу математических знаний учащихся;
- подготовить учащихся к прохождению итоговой аттестации в новой форме;
- создать положительную мотивацию обучения математике.
· систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в начальной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
· расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
· формирование умения применять полученные знания для решения практических задач;
· совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления;
Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса:
В результате изучения данного факультатива учащиеся должны знать/понимать:
- преобразование дробей;
- преобразование выражений содержащие квадратные корни;
- решение квадратных уравнений
- способы решения уравнений и систем уравнений;
- способы решения линейных неравенств и систем неравенств;
- свойства степени с целым показателем;
- основные свойства четырехугольников;
- теорему Пифагора
- соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике
- выражение величины из формулы.
Учащиеся должны уметь:
- представлять многочлен в виде произведения нескольких множителей;
- выполнять преобразование рациональных выражений;
- строить графики функций;
- решать уравнения и системы уравнений;
- решать линейные неравенства и системы неравенств;
- применять свойства степени с целым показателем при решении упражнений;
- решать текстовые задачи различных видов
- применять основные свойства четырехугольников при решении задач;
- применять теорему Пифагора при решении задач
- применять соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике при решении задач;
- уметь выражать величины из формулы;
- решать задачи практической направленности.
Использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
В результате освоения содержания программы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг умений, навыков и способов деятельности:
1.Познавательная деятельность.
Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность. Создание идеальных и реальных моделей объектов, процессов.
2.Информационно-коммуникативная деятельность.
Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Умение развернуто обосновать суждение, давать определения, приводить доказательства.
3.Рефлексивная деятельность.
Владение навыками организации и участие в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств её достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.
Формирование ключевых компетентностей:
- готовность к самообразованию;
- готовность к использованию информационных ресурсов;
- готовность к социальному взаимодействию;
- коммуникативная компетентность.
Формы и методы обучения:
В ходе изучения материала данного курса целесообразно сочетать такие формы организации учебной работы, как практикумы по решению задач, лекции, беседа, тестирование, частично-поисковая деятельность. Развитию математического интереса способствуют математические игры (дидактическая, ролевая), викторины, головоломки. Необходимо использовать элементы исследовательской деятельности.
Содержание курса
Раздел 1. Рациональные дроби (5 часов)
- Рациональная дробь. Основное свойство дроби. Сокращение дробей
Применение основного свойства дроби. Правила выполнения сокращения дробей.
- Преобразование рациональных выражений
Сложение рациональных дробей с разными и одинаковыми знаменателями. Вычитание рациональных дробей с разными и одинаковыми знаменателями. Умножение и деление рациональных дробей.
Раздел 2. Квадратные корни (3часа)
Решение задач на движение
Уравнения движения. Движение по реке. Движение в одном направлении. Движение в противоположных направлениях.
Решение задач на проценты
Нахождение процента от числа. Нахождение числа по его процентам.
Решение комбинаторных задач
Примеры представления статистических данных в виде таблиц частот и относительных частот. Нахождение по таблице частот таких статистических характеристик, как среднее арифметическое, мода, размах.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела, темы | Кол-во часов (всего) |
Рациональные дроби | ||
Квадратные корни | ||
Квадратные уравнения | ||
Неравенства | ||
Степень с целым показателем | ||
Функции | ||
Текстовые задачи | ||
Четырехугольники | ||
Единицы измерения величин | ||
Графики и диаграммы | ||
Текстовые задачи практической направленности | ||
Реальная планиметрия | ||
Выражение величины из формулы | ||
Элементы комбинаторики | ||
Итого |
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения (по плану) | Дата фактического проведения |
Раздел 1. Рациональные дроби | |||
Сокращение дробей | |||
Сложение и вычитание дробей | |||
Умножение и деление дробей | |||
Преобразование рациональных дробей | |||
Преобразование рациональных дробей | |||
Раздел 2. Квадратные корни | |||
Арифметический квадратный корень | |||
Внесение множителя под знак корня и вынесение множителя из - под знака корня | |||
Преобразование выражений содержащих квадратные корни | |||
Раздел 3. Квадратные уравнения | |||
Неполные квадратные уравнения | |||
Решение квадратных уравнений по формуле | |||
Решение задач с помощью квадратных уравнений | |||
Решение задач с помощью квадратных уравнений | |||
Раздел 4. Неравенства | |||
Сложение и умножение числовых неравенств | |||
Решение неравенств с одной переменной | |||
Решение систем неравенств | |||
Раздел 5 Степень с целым показателем | |||
Степень с целым показателем и его свойства | |||
Степень с целым показателем и его свойства | |||
Раздел 6. Функции и их графики | |||
Линейная функция | |||
Функция вида у=к/х | |||
Раздел 7. Текстовые задачи | |||
Решение задач на движение | |||
Решение задач на движение | |||
Решение задач на проценты | |||
Решение задач с использованием дробно - рациональных уравнений | |||
Раздел 8. Четырехугольники | |||
Основные свойства четырехугольников | |||
Теорема Пифагора | |||
Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике | |||
Раздел 9. Единицы измерения величин | |||
Сравнение величин. Решение задач практической направленности | |||
Раздел 10. Графики и диаграммы | |||
Графики и диаграммы | |||
Раздел 11. Текстовые задачи практической направленности | |||
Текстовые задачи на практический расчет | |||
Раздел 12. Реальная планиметрия | |||
Решение задач практической направленности | |||
Раздел 13. Выражение величины из формулы | |||
Выражение величины из формулы | |||
Выражение величины из формулы | |||
Раздел 14. Элементы комбинаторики | |||
Решение комбинаторных задач | |||
Решение тестовых заданий (итоговое тестирование) | |||
Решение тестовых заданий (итоговое тестирование) |
Структура рабочей программы.
1. Пояснительная записка.
2. Содержание программы.
3. Учебно-тематический план.
4. Календарно-тематический план.
5. Ресурсное обеспечение программы.
6. Лист корректировки рабочей программы
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования (2004). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики, которые определены стандартом.
В настоящее время основной и самой важной задачей курса математики в основной школе является освоение учащимися системы математических знаний, формирование базовых умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования на третьей ступени обучения или в среднеспециальных учебных заведениях.
Современный курс математики за 8 класс рассчитан на 5 часов в неделю, где 3 часа – изучение алгебры, а 2 часа – изучение геометрии. Однако этого количества времени недостаточно для основательной подготовки среднего ученика к итоговой аттестации по новой форме за курс основной школы. В связи с этим возникает необходимость для введения в учебный план школы дополнительного курса из регионального компонента «Избранные вопросы математики».
Рабочая программа ориентирована на УМК:
1.Алгебра. 8 класс: учебн. для общеобразоват. организаций/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова; под ред. С.А.Теляковского.-М.: Просвещение, 2013.-287с.
2. Геометрия. 7-9 классы: учебн. для общеобразоват. организаций /Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.М.: Просвещение, 2014.-383с.
Место учебного предмета в образовательном процессе:
Факультативный курс «Избранные вопросы математики» рассчитан для обучающихся 8 классов в качестве реализации предпрофильной подготовки на 1 год при условии проведения 1 часа в неделю, общий объём курса - 35 часов.
Уровень изучения учебного предмета: базовый
Актуальность учебного предмета:
Можно говорить о том, что данный курс:
1) поддерживает изучение основного курса алгебры и геометрии, направлен на систематизацию и углубление знаний по темам, включенным в спецификацию ОГЭ;
2) формирует общеучебные умения, а именно умения анализировать, обобщать схематизировать, классифицировать, синтезировать, видеть аналоги, работать с учебной и справочной литературой, альтернативными источниками информации, выполнять конспекты, работать индивидуально и в группах;
3) способствует развитию познавательного интереса и повышению учебной мотивации через включение обучающихся в различные виды деятельности (решение прикладных задач, выполнение задач творческого характера, конструирование и моделирование, поиск различной информации);
Это в конечном итоге должно положительно сказаться и на качестве изучения основного курса математики.
Основная идея курса:
является развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.
Цели и задачи:
Изучение математики на ступени основного общего образования в школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:целенаправленная подготовка учащихся к успешной сдаче государственной итоговой аттестации за курс основной школы, повторение и систематизация знаний, приобретенных при изучении курса математики.
· овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучение смежных дисциплин, продолжения образования;
· интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений. Способность к преодолению трудностей;
· формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
· воспитание средствами математики культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, понимания значимости математики для общественного прогресса.
В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
- формировать у учащихся навык решения базовых задач;
- познакомить учащихся с типами заданий повышенной сложности и способами их решения;
- расширить сферу математических знаний учащихся;
- подготовить учащихся к прохождению итоговой аттестации в новой форме;
- создать положительную мотивацию обучения математике.
· систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в начальной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
· расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
· формирование умения применять полученные знания для решения практических задач;
· совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления;
Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса:
В результате изучения данного факультатива учащиеся должны знать/понимать:
- преобразование дробей;
- преобразование выражений содержащие квадратные корни;
- решение квадратных уравнений
- способы решения уравнений и систем уравнений;
- способы решения линейных неравенств и систем неравенств;
- свойства степени с целым показателем;
- основные свойства четырехугольников;
- теорему Пифагора
- соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике
- выражение величины из формулы.
Учащиеся должны уметь:
- представлять многочлен в виде произведения нескольких множителей;
- выполнять преобразование рациональных выражений;
- строить графики функций;
- решать уравнения и системы уравнений;
- решать линейные неравенства и системы неравенств;
- применять свойства степени с целым показателем при решении упражнений;
- решать текстовые задачи различных видов
- применять основные свойства четырехугольников при решении задач;
- применять теорему Пифагора при решении задач
- применять соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике при решении задач;
- уметь выражать величины из формулы;
- решать задачи практической направленности.
Использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
В результате освоения содержания программы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг умений, навыков и способов деятельности:
1.Познавательная деятельность.
Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность. Создание идеальных и реальных моделей объектов, процессов.
2.Информационно-коммуникативная деятельность.
Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Умение развернуто обосновать суждение, давать определения, приводить доказательства.
3.Рефлексивная деятельность.
Владение навыками организации и участие в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств её достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.
Формирование ключевых компетентностей:
- готовность к самообразованию;
- готовность к использованию информационных ресурсов;
- готовность к социальному взаимодействию;
- коммуникативная компетентность.
Формы и методы обучения:
В ходе изучения материала данного курса целесообразно сочетать такие формы организации учебной работы, как практикумы по решению задач, лекции, беседа, тестирование, частично-поисковая деятельность. Развитию математического интереса способствуют математические игры (дидактическая, ролевая), викторины, головоломки. Необходимо использовать элементы исследовательской деятельности.
Содержание курса
Раздел 1. Рациональные дроби (5 часов)
- Рациональная дробь. Основное свойство дроби. Сокращение дробей
Применение основного свойства дроби. Правила выполнения сокращения дробей.
- Преобразование рациональных выражений
Сложение рациональных дробей с разными и одинаковыми знаменателями. Вычитание рациональных дробей с разными и одинаковыми знаменателями. Умножение и деление рациональных дробей.
Раздел 2. Квадратные корни (3часа)