Принципы социального управления
Под принципами социального управления следует понимать правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в процессе руководства в силу социально-экономических условий, сложившихся в обществе (91). Они определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму социального управления. Принципы управления представляют собой результат обобщения людьми объективно
21- 6-m 323
действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности. Следовательно, принципы социального управления — это руководящие идеи, исходные положения, отражающие законы развития отношений управления. Взаимосвязь принципов, законов и закономерностей можно представить в такой последовательности: законы социального развития —^ социальные и экономические законы соответствующего периода (этапа) социального развития —^ законы и закономерности социального управления—^принципы социального управления. При этом важное различие между принципами и методами социального управления состоит в том, что принципы управления не выбирают - им следуют. Принцип позволяет формировать систему методов и каждый метод в отдельности, но каждый отдельный метод не имеет такого же воздействия на принцип управления (91).
Таким образом, принципы социального управления должны:
® быть основанными на законах развития общества, его социальных и экономических законах к законах менеджмента;
• соответствовать целям социального управления, отражать основные свойства, связи и отношения менеджмента;
• учитывать временные и территориальные аспекты процессов социального управления;
• иметь правовое оформление, т.е. быть закрепленными в различных нормативных документах, поскольку каждый принцип социального управления целенаправлен: его применяют для решения конкретных организационно-политических и социально-экономических задач (91).
К основным принципам социального управления относят:
• принцип единоначалия в принятии решений и коллегиальности при их обсуждении;
• принцип единства административно-государственного, хозяйственного и социально-культурного менеджмента;
а принцип сочетания отраслевого и территориального социального управления;
» принцип научности социального управления;
а принцип п р о i позирования социального управления, а принцип м о i и в а ц и i (сщмулироввния) груда;
» принцип о г а ^ i ^ ! в с н ii о ^ г и jb рс^у;(Ыс1ты социаль-ного управления,
)24
• принцип рационального подбора, подготовки, расстановки и использования кадров;
• принцип экономичности и эффективно с-т и социального управления;
• принцип системности (рассмотрение объекта или субъекта управления как системы, состоящих из различных звеньев, т.е. систем, стремящихся к реализации различных целей);
• принцип иерархичности (рассмотрение систем как многоступенчатых, многоуровневых, которые требуют деления на элементы. При этом каждая ступень управляет нижестоящей ступенью и одновременно является объектом упра вления по отношению к вышестоящему уровню);
• принцип необходимого разнообразия (управляющая система должна обладать не меньшей сложностью и разнообразием, чем управляемая система);
• принцип обязательности обратной связи (получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния с заданным).
Системы принципов управления изменяются в процессе общественного развития и социального управления. Тем не менее основные принципы менеджмента полностью исчезнуть не могут, так как выражают требования к системе социального управления. Формы же и методы использования этих принципов на различных этапах социального развития могут и должны быть различными (91).
МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Метод управления — это способ осуществления управляющего воздействия или способ реализации (достижения) целей социального управления (65). В наиболее общем виде все методы управляющего воздействия можно разделить на две группы: основные и комплексные. К основным относятся такие, в которых четко выделяется содержательный аспект по признаку соответствия методов управления требованиям тех или иных объективных законов (например, социальных, экономических, организационно-технических и др.). Сложными, или комплексными, методами социального управления, являются комбинации основных методов.
По содержанию методы социального управления отражают требования различных объективных законов социального разви-
тия: экономических, организационно-технических, демографических, социологических, психологических и т.д. В связи с этим различают экономические, организационно-административные и социально-психологические методы управления (65).
Экономические методы. Экономические методы управления представляют собой способы достижения целей управления (средства) на основе реализации требований экономических законов. Иными словами, под экономическими методами менеджмента в современном значении понимается экономический расчет, основанный на сознательном использовании всей системы экономических законов и категорий рыночной экономики*.
Среди многообразия экономических методов управления можно выделить, например, методы экономического стимулирования (65).
Экономическое стимулирование представляет собой метод социального управления, опирающийся на экономические интересы работников (91). Его основу составляет формирование доходов предприятий и организаций, а также каждого работника в зависимости от личного вклада. Система экономического стимулирования есть совокупность разрабатываемых и осуществляемых мероприятий, направленных на усиление заинтересованности персонала и каждого работника в получении возможно высокой прибыли. Экономическое стимулирование базируется на следующих основных принципах:
• взаимосвязь и согласованность целей экономического стимулирования с целями развития организации;
• дифференциация экономического стимулирования, направленная на реализацию необходимых изменений в структуре производства;
• сочетание экономического стимулирования с другими методами мотивации;
• сочетание экономического стимулирования с экономическими санкциями, предусматривающими материальную ответственность организаций и отдельных работников (91).
В целом техника комплексной мотивации людей включает три основные группы методов:
1) приемы, ориентированные на работников. К ним относятся:
а) постановка перед работником четких и достижимых целей (например, рабочим, превысившим оговоренную норму
' Рыночная экономика — экономическая система, цели которой достигаются в процессе функционирования свободного рынка с минимальным государственным вмешательством (82).
выработки, выплачиваются премии); б) модификация поведения (применение наказаний и наград с целью улучшения поведения человека); в) переподготовка (прохождение курса обучения перспективным специальностям за счет организации);
2) приемы, ориентированные на работу. Это: а) усовершенствование рабочих мест и расширение сферы деятельности работников (т.е. такое распределение обязанностей в организации, при котором на работников возлагается больше ответственности за ее деятельность в целом); б) гибкий график работы (т.е. такой режим труда, при котором работники могут самостоятельно планировать время начала и окончания работы); в) телекоммуникация и домашние офисы (т.е. работа на дому с подключенными к офису телефоном, компьютером и факсом); г) сокращение рабочего времени и деление функциональной нагрузки как способы минимизировать число увольнений;
3) приемы, ориентированные на организацию. К ним относятся: а) расширение полномочий (т.е. предоставление работникам больших возможностей для участия в повседневных делах организации); б) участие в достижении целей (т.е. получение регулярных денежных вознаграждений за успешные результаты коллективной работы) и др. (82). Организационно-административные методы. Данные методы управления базируются на власти, дисциплине и ответственности (65). Организационно-административное воздействие осуществляется в следующих основных видах:
• прямое административное указание, которое имеет обязательный характер, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам, воздействует на конкретно сложившуюся ситуацию;
• установление правил, регулирующих деятельность подчиненных (нормативное регулирование), выработка стандартных процедур административного воздействия, унифицированных форм менеджмента;
• разработка и внедрение рекомендаций по организации и совершенствованию тех или иных процессов, подвергаемых организационно-административному воздействию;
• контроль и надзор за деятельностью организации или отдельных работников.
Основной формой реализации и применения организационно-административных методов социального управления является распорядительство и оперативное вмешательство в процесс управления в целях координации усилий его участников для выполнения поставленных перед ними задач (65).
Выделяют три основные группы организационно-административных методов:
•организационно-стабилизирующие. Содержание данных методов воздействия заключается в установлении состава элементов системы и устойчивых организационных связей между ними посредством закрепления определенных обязанностей как за системой в целом, так и за отдельными ее звеньями. К данным методам относятся регламентирование, нормирование и инструктирование;
• распорядительного воздействия. Отражают текущее использование установленных организационных связей и их частичную корректировку при изменении условий работы. В основе распорядительного воздействия лежат полномочия и обязанности. К данным методам относятся постановление, приказ, распоряжение, указание, резолюция;
• дисциплинарного воздействия. Предназначены для поддержания стабильности организационных связей посредством дисциплинарных требований и системы ответственности.
Все три группы организационно-административных методов менеджмента используются как раздельно, так и совместно, дополняя друг друга (91).
Социальные и психологические методы. Социальными и психологическими методами управления называются способы управляющего воздействия, опирающися на объективные законы социального развития и законы психологии (65). Объектом воздействия здесь являются социальные и психологические процессы на уровне народонаселения, производственного коллектива или его структурного звена, отдельного работника. Условно социальные и психологические методы управления можно разделить на три основные группы:
• социальные методы управления, включающие широкий спектр социально-политических методов, методов социального нормирования, социального регулирования, морального стимулирования и др. Методы социального нормирования позволяют упорядочить социальные отношения между
коллективами и отдельными работниками путем введения различных социальных норм. Социально-политические методы включают политическое образование и привлечение работников к участию в социальном управлении. К конкретным методам социального нормирования относятся правила внутреннего трудового распорядка, правила внутрифирменного этикета, формы дисциплинарного воздействия. Методы социального регулирования используются для упорядочения социальных отношений путем выявления и регулирования интересов и целей различных коллективов, групп и индивидуумов. К ним относятся: договоры, взаимные обязательства, системы отбора, распределения и удовлетворения социальных потребностей. Методы морального стимулирования используются для поощрения коллективов, групп, отдельных работников, достигших определенных успехов в профессиональной деятельности;
• социально-психологические методы управления, представляющие собой конкретные способы и приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, на процессы, протекающие внутри него. Данные методы основаны на использовании социально-психологического механизма, действующего в коллективе, в состав которого входят формальные и неформальные группы, роль и статус личности, система взаимоотношений, социальные потребности и другие социально-психологические аспекты. Социально-психологические методы управления прежде всего отличаются своей мотивационной характеристикой, определяющей направление воздействия. Среди способов мотивации выделяют следующие: внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение и понуждение, побуждение и др. Целями применения социально-психологических методов является обеспечение растущих социальных потребностей человека, его всестороннее гармоничное развитие и повышение на этой основе трудовой активности личности и эффективной деятельности коллективов;
• психологические методы управления, направленные на регулирование отношений между людьми путем оптимального подбора и расстановки персонала. К ним относятся методы комплектования малых групп, методы гуманизации труда, методы профессионального отбора и обучения и др. Методы комплектования малых групп позволяют определить оптимальные количественные и качественные соотношения ме-
жду работниками с учетом психологической совместимости. К методам гуманизации труда относятся использование психологического воздействия цвета, музыки, исключение монотонности работы, расширение творческих процессов и т.д. Методы профессионального отбора и обучения направлены на профессиональную ориентацию и подготовку людей, которые по своим психологическим характеристикам наиболее соответствуют требованиям выполняемой работы (91).
РЕЗЮМЕ
1. Различают конкретно-исторический, аспектный, комплексный и системный подходы к изучению проблем менеджмента, а также различные типы отношений социального управления. В системе законов социального управления ведущую роль играют социальные законы, к которым относятся закономерности социального развития, стратификации, мобильности, формирования социального характера и др. Основными законами менеджмента являются законы единства системы управления, пропорциональности управляемой и управляющей подсистем, оптимального соотношения централизации и децентрализации, участия различных слоев в социальном управлении и другие.
2. Принципы менеджмента — это руководящие идеи, основные положения, отражающие закономерности развития отношений управления. Системы принципов управления применяются в процессе общественного развития, хотя основные из них (принципы единоначалия, подбора и мотивации персонала, эффективности, системности, иерархичности, необходимого разнообразия, обратной связи и др.) действуют на всех исторических этапах.
3. Методы менеджмента — это различные способы достижения целей социального управления. По содержанию методы управления отражают требования основных законов социального развития, в связи с чем их подразделяют на три большие группы:
экономические, административные, социально-психологические.
Глава 28. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Сущность социального управления определяет формирование и функционирование этого класса управления как системы. Система социального управления состоит из следующих компонентов: механизм управления, структура управления, объекты управления, функции управления, кадры управления, процесс управления, механизм развития системы управления (65). Система управления — это форма реализации взаимодействия и развития отношений управления, выраженных прежде всего в законах и принципах управления, а также в целях, функциях, структуре, методах и процессе управления (91).
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ
Достижение целей социального развития и реализация определенной социально-экономической политики требуют создания механизма социального управления, являющегося конкретной формой использования социальных, и экономических законов (91). Механизм управления создается и целенаправленно изменяется людьми, которые осуществляют регламентацию всей совокупности функций, форм, методов, рычагов и стимулов социального управления, чтобы достичь наибольшей его эффективности в данных конкретно-исторических условиях. Качественный уровень механизма социального управления, степень его совершенства и соответствия требованиям системы социальных и экономических законов зависят от подготовленности кадров управления, их умения выявлять и объективно оценивать наиболее существенные элементы и связи механизма управления, особенности их проявления и последствия развития выявленных тенденций (91).
Механизм социального управления состоит из таких фундаментальных звеньев: общие принципы, функции, цели, методы (65). Общество как сложная, многоцелевая социальная система требует, чтобы механизм управления обеспечивал четкое взаимодействие всех его подсистем и решение стоящих перед ним задач. С этих позиций в механизме управления выделяют экономический, организационный и социально-культурный механизмы, основу взаимосвязанного функционирования которых составляют требования системы объективных законов социального развития и управления (см. рис.22).
Таким образом, механизм социального управления представляет собой совокупность методов, приемов, форм управления общест-
вом и его подсистемами, взаимосвязанное воздействие которых обеспечивает наиболее эффективное развитие всего общественного организма (91).
Требования объективных законов социального развития и законов социального управления | ||||||
Социально-экономическая политика | ||||||
Механизм управления обществом | ||||||
i | ||||||
Механизм экономического управления (реализация экономической политики цен, финансов, кредитов, заработной платы, капитальных вложений, размещения производительных сил и т д ) | Механизм социально-культурного управления (реализация социальной политики, направленной на удовлетворение общественных, коллективных и индивидуальных интересов и обеспечение гармоничного социального развития) | Механизм организационного (административно-государственного) управления (реализация политического руководства обществом посредством государственного аппарата, направленного на достижение целей социального развития) | ||||
Рас. 22. Роль и содержание механизма управления обществом