Типы отношений социального управления
Отношения управления подразделяются на:
о отношения между управляющей и управляемой подсистемами, т.е. между субъектом и объектом непосредственного социального управления;
« отношения управления внутри управляющей системы: между ступенями, уровнями управления (вертикальные связи);
21 6-1 х? 321
между звеньями управления каждой ступени (горизонтальные связи); между одноименными функциональными звеньями управления на разных ступенях управляющей подсистемы;
в отношения между руководителями и подчиненными: в каждом звене управления (отношения субординации); в разных звеньях управления (отношения координации) (91).
Кроме того, отношения социального управления подразделяются на:
в отраслевые, региональные, межотраслевые, межрегиональные, территориально-отраслевые;
• внешние (отношения с окружающей средой) и внутренние (отношения взаимодействия элементов систем);
• межсистемные, межличностные и смешанные, а также коллективные и индивидуальные;
• временные и постоянные, непосредственные и косвенные;
• линейные, функциональные и смешанные (91).
ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
В системе законов социального управления ведущую роль играют объективные, не зависящие от сознания и воли людей социальные и экономические законы (91).Их действие проявляется только в деятельности людей и, следовательно, зависит от того, насколько полно учитываются требования объективных законов. Объединяя и координируя труд людей, управляющая система должна строго учитывать требования социальных и экономических законов, проявляющихся в определении цели, поиске путей ее реализации, оценке результатов достижения. Например, к основным социальным законам относятся законы социального развития, законы социальной мобильности, законы социальной стратификации и другие.
Категория закон относится к той же группе категорий, что и закономерность. Как законы, так и закономерности устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями. В теории менеджмента понятие закономерность рассматривается как первоначальная формулировка закона в начале его теоретического исследования. Основные положения теории социального управления группируются вокруг ее законов и закономерностей, через которые обнаруживают связь друг с другом, так как именно в них раскрываются содержание теории ме-неджменча, основные функции, методы и структуры, а также особенности процесса управления (91).
К основным законам социального управления относятся:
» закон единства системы социального управления, обусловленный культурными, политическими и экономическими условиями общественного развития. Системе социального управления органически присуще единство, определяющее основные процессы ее функционирования, характер формирования и развития. Система социального управления едина, что проявляется: в неразрывной цепи отношений управления от высших органов административно-государственного управления до низших его звеньев; в единстве социального управления всеми составными частями глобальных целей и интересов общества; в единстве основных функций и методов менеджмента;
• закон пропорциональности управляемой и управляющей подсистем социальной системы, предполагающий рациональную соотносительность внутри них, а также между ними с целью обеспечения наиболее эффективного функционирования этих подсистем;
• закон оптимального соотношения централизации и децентрализации функций социального управления. Уровень централизации управления меняется в процессе общественного развития, и это изменение является законом социального управления. Для каждого этапа общественного развития должен быть свой оптимальный уровень централизации (децентрализации). При этом, чем выше уровень, на котором принимается решение, и ниже ступень, для которой оно предназначено, тем выше уровень централизации управления;
• закон участия различных слоев населения в социальном управлении, в повышении его эффективности и ответственности, поскольку общественное производство материальных и духовных благ подчинено цели удовлетворения потребностей населения (91).