Система управления реверсом и редуктором гидромотора
Система управления реверсом предназначена для переключения реверса на транспортный режим Ф, режим бульдозерных работ Т и состоит из рычага 1 (рис. 6), устройства фиксации рычага, блокировочных устройств 3 и 49, крана 35 управления реверсом и приводных устройств.
Рычаг 1 смонтирован вместе с рычагом 2 управления редуктором гидромотора на валу 54 в корпусе 52.
Рычаг 1 фиксируется в положении Ф, Т или Я пружиной 58 и стопором 57, входящим в прорези сектора 56. При нажатии на рычаг 1 вниз стопор 57 утонченной частью скользит по прорези в секторе 56, допуская переключение рычага 1 в положение Ф, Т или Я.
Усилие от рычага 1 передается через рычаг 55, вал 54, рычаг 25, через тяги и рычаги приводных устройств к рычагу 8 включения крана 35 управления.
Блокировочное устройство 3 предназначено для предотвращения одновременного включения реверса и редуктора гидромотора. При переводе рычага 1 в положение Ф или Т шарики 6 входят в паз поводка 7, препятствуя перемещению рычага 2.
Блокировочное устройство 49 предназначено для предотвращения переключения рычага 1 из положения Ф или Т в положение Я при выжатой педали сцепления. Это достигается с помощью стопора 38, который размещается во втулке 40 и поджимается пружиной. Втулка 40 со стопором 38 может перемещаться во втулке 39 под действием рычага 48, соединенного с педалью сцепления. Если рычаг 1 находится в положении Ф или Т при выжатой педали сцепления, стопор 38 входит в отверстие сектоpa 37, блокируя переключение рычага 8 в положение Я и предотвращая переключение реверса без остановки машины.
При отпущенной педали сцепления стопор 38 выходит из отверстия сектора 37 и позволяет свободно перемещать рычаг.
Кран 35 управления предназначен для изменения давления и направления потока масла, подводимого к бустерам фрикционов реверса. Он установлен на коническом редукторе.
Кран состоит из корпусов 11 и 13, регулятора давления и блокировочного устройства. В корпусе 13 предусмотрен ряд отверстий для подвода и отвода масла. Регулятор давления обеспечивает изменение давления масла в бустерах фрикционов от 0 до 1,8 МПа в зависимости от положения рычага 1.
В пробке 14 имеются три полости и отверстия для подвода и, отвода масла: к бустерам фрикционов, к блокировочному устройству и для слива масла в картер. Внутри пробки 14 установлен золотник 19. В нем имеются осевое и боковое отверстия, соединяющие полость Т под плунжером 15 с полостью Я в пробке 14.. Внутри золотника 19 установлена пружина 20, второй конец которой упирается во ввертыш 21. Ввертыш ввинчен в кулак 22.
Блокировочное устройство препятствует переводу рычага 1 из нейтрального положения в крайнее без выжима педали сцепления.
Работа системы управления реверсом осуществляется следующим образом. Усилие от рычага 1 передается через приводные устройства к рычагу 8 включения крана 35 управления реверсом..
В нейтральном положении рычага 1 при работе двигателя детали крана находятся в исходном положении: ролики 23 находятся во впадине кулака 22, пружина 20 разгружена, а золотник 19 занимает положение, при котором соединены полости Я и М. Бустеры фрикционов реверса через отверстие Ж, полости П, М в отверстие Я соединены с картером, давление в бустерах равна нулю.
По трубе 30 через отверстие Е масло под давлением 1,7... 1,8 МПа поступает из маслосистемы трансмиссии только в полость С.
По трубе 32 масло под давлением 1 ... 1,7 МПа поступает из= MP в полость Л и далее по отверстиям в корпусе крана в полость И блокировочного устройства. Масло давит на фиксатор 16, который, сжимая пружину 18, входит в паз пробки 14 и препятствует ее проворачиванию.
Для перевода рычага 1 из положения Я в положение Ф или 7 выжимается педаль сцепления. В этом случае падает давление масла в полости И и фиксатор 16 под действием пружины 18 выходит из паза пробки 14.
При переводе рычага 1 из положения Я в положение Ф или Т рычаг 8 крана проворачивается и через валы 12 и 24 поворачивает пробку 14.
При включении фрикциона отверстие в коробке соединяет полость Я через отверстие в корпусе с трубкой 36, а при включении тормоза — с трубкой 31.
Пробка 14 шипами поворачивает кулак 22. При этом ролики 23, установленные на неподвижные вилки, катятся по профилю выступа К, перемещая кулак 22 с ввертышем влево. Ввертыш давит на пружину 20, которая перемещает золотник 19. Золотник закрывает полость М, соединяет полости М и С, и масло через отверстие Р в пробке и корпусе поступает в бустеры фрикциона Ф или Т.
При увеличении давления в полостях М и Т золотник 19 сжимает пружину 20 и уменьшает доступ масла в полость М, уравновешивая силу пружины и давления масла на золотник.
Таким образом, золотник 19 с плунжером 15, ввертышем и пружиной является следящей системой, поддерживающей давление в бустере.
При выходе роликов 23 на максимальный выступ К кулака давление в бустере достигает 1,6 ... 1,8 МПа.
При переводе рычага 1 из рабочего положения в положение Я (не выжимая педали сцепления) кулак 22 с ввертышем 21 возвращается в исходное положение и освобождает пружину 20. Золотник 19 перекрывает полость С, соединяет полости М и П, и давление масла в бустере падает до нуля.
Рычаг 1 управления расположен в кабине с правой стороны сиденья водителя, а приводные устройства — в носовой части рамы.
Монтажное регулирование системы должно обеспечивать необходимую величину давления масла. Для регулирования необходимо:
установить рычаги 1 и 8 в положение Н, выставить переходной рычаг 26 приводного устройства и соединить тягами с рычагами 8 и 25;
перевести рычаг 1 в положение Ф, при этом стрелка 9 должна совпадать с риской Ф (фрикцион) или с риской Т (тормоз), набитой на крышке крана. Допускается несовпадение не более 1 мм. Регулирование обеспечивается изменением радиуса рычага 26 с одновременным изменением длины тяги 29.
Для регулирования блокировочного устройства 49 необходимо рычаг 48 и поводок 42 соединить тягой 41 так, чтобы при выжатой педали сцепления до упора в головку регулировочного болта стопор 38 свободно заходил в отверстия сектора 37 при установке рычага 1 в положение Ф или Т. Регулирование осуществляется поводком 42 и тягой 41. После регулирования тяг во всех резьбовых соединениях хвостовики должны перекрывать контрольные отверстия не менее чем на полдиаметра. Проверяется давление масла в отверстиях крана 35 с трубами 31 и 36. При установке рычага 1 в нейтральное положение Я давление в обоих отверстиях должно равняться нулю, а при переводе рычага 1 в положение Ф или Т давление должно подниматься до 1,6…1,8 МПа. Регулирование обеспечивается: ввинчиванием или вывинчиванием ввертыша 21.
Система управления редуктором гидромотора служит для включения редуктора гидромотора (котлованный режим), выключения редуктора по окончании котлованных работ и состоит из рычага 2 управления, блокировочных устройств 3 я 43 и приводных устройств.
Блокировочное устройство 43 предназначено для исключения, возможности включения редуктора гидромотора при вращающихся массах КП (т. е. для исключения случаев разрушения, гидромотора при переводе изделия с транспортного на котлованный режим).
При переводе рычага 1 управления реверсом из положения Ф или Т в положение Я упор 27 давит на ролик микропереключателя 28, который подает электрический сигнал через реле времени к электромагниту 47. Электромагнит втягивает шток 45, который утолщенной частью входит в отверстие рычага 46, препятствуя его поворачиванию, а также перемещению рычага 2 управления редуктором гидромотора в положение ВКЛ. Через 38 . . . 50 с реле времени обесточивает электромагнит 47, под действием пружины 44 шток 45 перемещается вниз, освобождает рычаг 46 и дает возможность перевести рычаги 2 и 34 в положение ВКЛ.
Рычаг 2 управления расположен в кабине с правой стороны сиденья водителя, а приводные устройства — в носовой части рамы.
Монтажное регулирование должно обеспечить: совпадение указателя 33 с риской ВЫКЛ. при установке рычага 2 в положение ВЫКЛ. (соответствует упору муфты включения редуктора). Допускается несовпадение указателя 33 с рисками; ВКЛ. и ВЫКЛ. не более 1 мм. Совпадение достигается регулированием тяг. После регулирования тяг во всех резьбовых соединениях хвостовики должны перекрывать контрольные отверстия не менее чем на полдиаметра;
четкое включение и выключение микропереключателя 28 при включении реверса в положения Ф, 7 и Я и зазор У между упором 27 и роликом микропереключателя не менее 0,5 мм. Это достигается перемещением упора 27 и микропереключателя 28.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Преподаватель отмечает, в какой степени отработаны учебные цели занятия. Указывает на характерные недостатки, отмечает порядок и дисциплину на занятии. Отмечает студентов, хорошо и слабо усвоивших материал занятия. Объявляет оценки за ответы студентов, выставляет их в журнал. Даёт указания командиру взвода на подготовку к следующему занятию.
Задание на самостоятельную подготовку:
Изучить материал по конспекту и рекомендованной литературе.
Заместитель начальника факультета инженерных войск
Полковник запаса Буйницкий Н.И.
ФГБОУ ВПО «ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (НПИ)
ИМЕНИ М.И. ПЛАТОВА»
ФАКУЛЬТЕТ ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра инженерных войск
ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ
По военно-технической подготовке
(для специальности – ВУС –180182)
Тема №10.Трансмиссия.
Занятие №2.Назначение, характеристика, устройство и работа коробок передач и бортовых редукторов.
г. Новочеркасск 2015 г.
Групповое занятие.
Тема №10. Трансмиссия.
Занятие №2.Назначение, характеристика, устройство и работа коробок передач и бортовых редукторов.
Учебные, методические и воспитательные цели:
Знать:
- назначение и устройство трансмиссии.
Уметь:
- выполнять задачи инженерного обеспечения с применением средств инженерного вооружения.
Время: 2 часа
План занятия:
Содержание занятия | Время (мин) | |
1. 2. 3. | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Назначение, характеристики, устройство и работа коробки передач и бортовых редукторов. 2. Назначение, устройство, работа системы управления коробками передач и механизмами распределения. 3. Уход за коробками передач и системой управления коробками передач. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ |
Материальное обеспечение:
- плакаты, макеты
- мультимедийный проектор.
Литература:
1.Техническое описание транспортера БАТ-М. стр.18-25,67-105.
2.Машины инженерного вооружения часть 1 стр.44,60-69.
Методические рекомендации преподавателю для проведения занятия:
Вводная часть
Принять доклад командира взвода (дежурного).
Проверить наличие личного состава, подписать строевые записки и передать их в учебную часть.
Объявить название темы и занятия, учебные вопросы и цели, пути их достижения, высветит соответствующий электронный слайд. Указать взаимосвязь предлагаемого учебного материала с другими дисциплинами и актуальность изучаемых вопросов в свете предстоящей военно-профессиональной деятельности.
Основная часть
При отработке учебного вопроса особое внимание уделить следующим понятиям и определениям, которые необходимо дать под запись:
- Назначение, устройство, работа коробки передач и бортовых передач.
- Назначение, устройство, работа системы управления коробки передач и механизмами распределения.
- Система управления горным тормозом.
- Назначение, работа, масленой системы трансмиссии.
Работу студентов периодически контролировать, обходить аудиторию, проверять ведение конспектов, оценивать усвоение материала опросом 2 – 3 человек.
По окончании изложения материала вопросов подвести краткий итог по каждому вопросу.
Заключительная часть
Напомнить тему, учебные цели и степень их достижения. Объявить оценки за ответы студентов на вопросы. Дать задания на самостоятельную работу, высветить соответствующий слайд рекомендованной литературы для самостоятельной работы. При этом целесообразно дать предельно краткую аннотацию.
Ответить на вопросы студентов, для чего оставить 2 – 3 мин. При ответах на вопросы лучше не повторять дословно положений, о которых уже говорилось в ходе занятия, а дать им дополнительные доказательства и обоснования или в зависимости от характера вопроса сообщить новый материал.
Подать команду об окончании занятия.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Принять доклад командира взвода (дежурного).
Проверить наличие личного состава, подписать строевые записки и передать их в учебную часть.
Объявить название темы и занятия, учебные вопросы и цели, пути их достижения, высветит соответствующий электронный слайд. Указать взаимосвязь предлагаемого учебного материала с другими дисциплинами и актуальность изучаемых вопросов в свете предстоящей военно-профессиональной деятельности.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.