Работа 7. Организация расчетов в табличном процессоре MS EXCEL
Цель занятия.Изучение технологии использования встроенных вычислительных функций Excel для финансового анализа.
Задание 7.1. Создание таблицы финансовой сводки за неделю.
Произвести расчеты, построить диаграмму изменения финансового результата, произвести фильтрацию данных.
Исходные данные представлены на рис. 2.7, результаты работы – на рис. 2.8, 2.9 и 2.10.
Технология работы
1. Запустите редактор электронных таблиц Microsoft Excel и создайте новую электронную книгу (при стандартной установке MS Office выполните Пуск/Программы/Microsoft Excel).
Рис. 2.7. Исходные данные для Задания 7.1.
2. Введите заголовок таблицы «Финансовая сводка за неделю (тыс. р.)», начиная с ячейки А1.
3. Для оформления шапки таблицы выделите ячейки на третьей строке (массив A3:D3) и создайте стиль для оформления. Для этого выполните команду Формат/Стиль и в открывшемся окне Стиль (рис. 2.8) наберите имя стиля «Обычный» и нажмите кнопку Изменить.
Рис. 2.8. Создание стиля оформления шапки таблицы
В открывшемся окне на вкладке Выравнивание задайте Переносить по словам и выберите горизонтальное и вертикальное выравнивание – по центру (рис. 2.9), на вкладке Число укажите формат – Текстовый. После этого нажмите кнопку Добавить.
Рис. 2.9. Окно форматирования ячеек
4. На третьей строке введите названия колонок таблицы – «Дни недели», «Доход», «Расход», «Финансовый результат», далее заполните таблицу исходными данными согласно Заданию 7.1.
Краткая справка. Для ввода дней недели наберите «Понедельник» и произведите автокопирование до «Воскресенья» (левой кнопкой мыши за маркер автозаполнения в правом нижнем углу ячейки).
5. Произведите расчеты в графе «Финансовый результат» по следующей формуле:
Финансовый результат = Доход - Расход,
для этого в ячейке D4 наберите формулу
= В4 - С4.
Краткая справка. Введите расчетную формулу только для расчета по строке «Понедельник», далее произведите автокопирование формулы (так как в графе «Расход» нет незаполненных данными ячеек, можно производить автокопирование двойным щелчком мыши по маркеру автозаполнения в правом нижнем углу ячейки).
6. Для ячеек с результатом расчетов задайте формат «Денежный» с выделением отрицательных чисел красным цветом (Формат/Ячейки /вкладка Число/формат - Денежный/Отрицательные числа – красные.)Число десятичных знаков задайте равное 2 (рис. 2.10). Обратите внимание, как изменился цвет отрицательных значений финансового результата с черного на красный.
Рис. 2.10. Задание формата отрицательных чисел красным цветом
7. Рассчитайте средние значения Дохода и Расхода, пользуясь мастером функций (кнопка fx). Функция «Среднее значение» (СРЗНАЧ) находится в разделе «Статистические» (рис. 2.11). Для расчета функции СРЗНАЧ дохода установите курсор в соответствующей ячейке для расчета среднего значения (В12), запустите мастер функций (Вставка/Функция/категория - Статистические/СРЗНАЧ). В качестве первого числа выделите группу ячеек с данными для расчета среднего значения – В4:В10. Аналогично рассчитайте среднее значение расхода. Те же значения можно получить, пользуясь кнопкой Автосуммирования, выбрав вкладку Среднее и выделив группу ячеек для которых вычисляется среднее значение.
Рис. 2.11. Выбор функции расчета среднего значения
8. В ячейке D13 выполните расчет общего финансового результата (сумма по столбцу «Финансовый результат»). Для вычисления суммы воспользуйтесь кнопкой Автосуммирования на панели инструментов (как при вычислении среднего значения) или функцией СУММ (Вставка/ Функция/категория - Математические/СУММ), как показано на рис. 2.12.
Рис. 2.12. Задание интервала ячеек при использовании функции СУММ
9. Проведите форматирование заголовка таблицы. Для этого выделите интервал ячеек от А1 до D1, объедините их кнопкой панели инструментов Объединить и поместить в центре или командой меню Формат/Ячейки/вкладка Выравнивание/отображение – Объединение ячеек. Задайте начертание шрифта – полужирное; цвет – по вашему усмотрению.
Конечный вид таблицы приведен на рис. 2.13.
Рис. 2.13. Таблица расчета финансового результата
10. Постройте диаграмму (линейчатого типа) изменения финансовых результатов по дням недели с использованием мастера диаграмм.
Для этого выделите интервал ячеек с данными финансового результата и выберите команду Вставка/Диаграмма. На первом шаге работы с мастером диаграмм выберите тип диаграммы – линейчатая; на втором шаге на вкладке Ряд в окошке Подписи оси X укажите интервал ячеек с днями недели – А4:А10. Далее введите название диаграммы и подписи осей; дальнейшие шаги построения диаграммы осуществляются автоматически по подсказкам мастера. Конечный вид диаграммы приведен на рис. 2.14.
11. Произведите фильтрацию значений дохода, превышающих 5400 р.
Краткая справка. В режиме фильтра в таблице видны только те данные, которые удовлетворяют некоторому критерию, при этом остальные строки скрыты. В этом режиме все операции форматирования, копирования, автозаполнения, автосуммирования и т.д. применяются только к видимым ячейкам листа.
Рис. 2.14. Конечный вид диаграммы Задания 7.1
Для установления режима фильтра выделите одну из ячеек таблицы и воспользуйтесь командой Данные/Фильтр/Автофильтр.В заголовках полей появятся кнопки со стрелкой, направленной вниз. Щелкните по стрелке в заголовке поля, на которое будет наложено условие (в столбце «Доход»), и вы увидите список всех неповторяющихся значений этого поля. Выберите команду для фильтрации – Условие (рис. 2.15).
Рис. 2.15. Выбор условия фильтрации
В открывшемся окне Пользовательский автофильтр задайте условие «Больше 5000» (рис. 2.16).
Рис. 2.16. Окно пользовательского автофильтра
Произойдет отбор данных по заданному условию. Проследите, как изменились вид таблицы (рис. 2.17) и построенная диаграмма.
Рис. 2.17. Вид таблицы после фильтрации данных
12. Сохраните созданную электронную книгу в своей папке.
Задание 7.2. Оформление ведомости учета брака.
Произвести необходимые расчеты, выделить минимальную, максимальную и среднюю суммы брака, а также средний процент брака; произвести фильтрацию данных по условию процента брака < 8 %, построить график отфильтрованных значений изменения суммы брака по месяцам (рис. 2.18).
Рис. 2.18. Исходные данные для задания 7.2
Формула для расчета:
Сумма брака = Процент брака х Сумма зарплаты.
Краткая справка. В колонке «Процент брака» установите процентный формат чисел (Формат/Ячейки/вкладка Число/формат – Процентный). Проведите сортировку по фамилиям в алфавитном порядке (или табельным номерам) по возрастанию. С этой целью выделите фрагмент таблицыс заголовка до последней строки с7писка фамилий (без итогов). Затем выберете меню Данные/ Сортировка, сортировать по Ф.И.О. (или Табельный номер).