Методические указания к выполнению курсовой работы
В.И. БЕСШАПОШНИКОВА
ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА
Методические указания к выполнению курсовой работы
Утверждено в качестве методического пособия
редакционно-издательским советом МГУДТ
МГУДТ 2013
УДК [001:006](075)
Б 53
Куратор РИС проф. В.И. Ракитянский
Работа рассмотрена на заседании кафедры материаловедения и рекомендована к печати
Зав. кафедрой д.т.н., проф. Е.А. Кирсанова
Автор | д.т.н., проф. В.И. Бесшапошникова | ||
Рецензент | д.т.н., проф. С. В. Родэ | ||
Б 53 Бесшапошникова В.И.Планирование и организация
эксперимента : методические указания к выполнению
курсовой работы / В.И. Бесшапошникова. - М. : РИО
МГУДТ, 2013. – 32 стр.
Рассмотрены вопросы планирования и организации эксперимента, нахождения оптимальных условий, обеспечивающих высокое качество продукции и процессов; даны практические рекомендации по выполнению и оформлению курсовой работы.
Методические указания предназначены для студентов направления подготовки 221700 - стандартизация и метрология, профиль подготовки - стандартизация и сертификация.
УДК [001:006](075)
ÓМосковский государственный университет
Дизайна и технологии, 2013
ВВЕДЕНИЕ
Основной задачей, стоящей перед легкой промышленностью, является повышение качества и конкурентоспособности продукции и процессов производства. Решить эту проблему позволит научно-обоснованный подход к организации и контролю производства. Планирование эксперимента — комплекс мероприятий, направленных на эффективную постановку опытов в решении вопросов оптимизации производственных процессов, с целью достижения мировых стандартов качества продукции. Основная цель планирования эксперимента — интенсификация научно-обоснованных решений при модернизации производственных процессов за счет достижения максимальной точности измерений при минимальном количестве проведенных опытов и сохранении статистической достоверности результатов. Планирование эксперимента применяется при поиске оптимальных условий производственных процессов, построении интерполяционных формул, оценке и уточнении констант теоретических моделей, выборе значимых факторов, обеспечивающих качество продукции и др.
Цель выполнения курсовой работы «Планирование и организация эксперимента» - закрепление и углубление знаний студентов по дисциплинам фундаментального, общетехнического и профессионального циклов, подготовка будущего специалиста по стандартизации и сертификации к научно-технической и организационно-методической деятельности, связанной с проведением анализа производственного процесса, качества продукции и экспериментальных исследований. Подробное изучение современных методов планирования экспериментов, математического моделирования объектов, систем контроля и управления процессами производства и качеством продукции.
Задачей курсовой работы является приобретение студентами навыков разработки плана эксперимента в соответствии с решаемой проблемой, построение матрицы планирования, обработки и анализа полученных результатов, математическое моделирование объектов исследования, оптимизация процессов производства и качества продукции.
СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИКА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа должна быть выполнена в соответствии с требованиями, изложенными в данном методическом указании. Курсовая работа состоит из пояснительной записки на 35-40 страницах и графической части объемом 1 лист формата А1 или презентации.
При выполнении расчетно-пояснительной записки следует соблюдать общие правила построения текста – логическую последовательность изложения материала, краткость и точность формулировок, конкретность изложения результатов работы, достоверность выводов, предложений и рекомендаций. Результаты расчетов, принятие гипотез и выводы должны поясняться и обосновываться. Помимо этого, все расчеты должны содержать начальные, промежуточные и окончательные данные.
В содержание курсовой работы включаются все разделы и подразделы, которые выполняются в следующей последовательности:
Титульный лист.
Лист задания на курсовую работу (согласно вашего варианта).
Аннотация (1 лист, не нумеруется и не считается).
Содержание (с указанием номеров страниц).
Введение.
1 Теоретическая часть.
1.1 Анализ объекта исследования и обоснованный выбор варьируемых факторов.
1.2 Обоснование выбора полного или дробного факторного эксперимента. Составление матрицы планирования эксперимента.
2 Расчетно-экспериментальная часть.
2.1 Проведение эксперимента на объекте исследования.
2.2 Проверка воспроизводимости эксперимента.
2.3 Получение математической модели объекта.
2.4 Проверка адекватности полученной модели.
3 Оптимизация исследуемого объекта одним из методов нахождения экстремума поверхности отклика.
3.1. Выбор уровней и шагов варьирования факторов.
3.2. Оптимизация поверхности отклика математической модели.
4 Обработка данных на компьютере.
Выводы и рекомендации по работе.
Список использованной литературы.
Графическая часть или презентация (на выбор) должна содержать: таблицу, содержащую матрицу планирования эксперимента, характеристики эксперимента и уравнения регрессии (см. приложение 7), а также таблицу условий и результатов оптимизации и математические модели исследуемых объектов.
Задание на курсовую работу необходимо выбрать из приложения 1 «Таблица П.1. Варианты заданий к курсовой работе». Ваш вариант соответствует последней цифре номера Вашей зачетной книжки.
Курсовая работа выполняется студентами очного обучения в 8 семестре и заочного обучения в 10 семестре в сроки, установленные учебными планами. Выдача задания предусматривается для студентов очного обучения на 1 – 2 неделе семестра, защита на 16-18 неделе. Для студентов заочного обучения выдача задания в зимнюю сессию 9 семестра, защита - в летнюю сессию 10 семестра.
Курсовую работу выполняют в сроки, установленные графиком выполнения работы (табл. 1). Пояснительная записка и графическая часть представляются преподавателю на проверку и рецензирование за неделю до защиты, после чего студент защищает курсовую работу перед комиссией.
Таблица 1. График выполнения курсовой работы
Этапы выполнения курсовой работы | Объем этапа, % | Срок выполнения (неделя) |
Введение. 1. Теоретическая часть. 1.1. Анализ объекта исследования и обоснованный выбор варьируемых факторов. 1.2.Обоснование выбора полного или дробного факторного эксперимента. Составление матрицы планирования эксперимента. 2. Расчетно-экспериментальная часть. 2.1. Проведение предварительного эксперимента на объекте исследования. 2.2. Проверка воспроизводимости опытов. 2.3. Математическая модель объекта исследования. 2.4. Проверка адекватности полученной модели. 3. Оптимизация исследуемого объекта одним из методов нахождения экстремума поверхности отклика. 3.1. Выбор уровней и шагов варьирования факторов. | 3- 5 3-4 4-5 6– 8 7-8 9–10 | |
3.2. Оптимизация поверхности отклика математической модели. 4. Обработка данных на компьютере. 5. Выводы по работе. 6. Список использованной литературы. 7. Оформление пояснительной записки и графической части. 8. Защита курсовой работы | 13-15 16-18 |
Теоретическая часть
Рассмотреть основные термины и определения планирования и организации эксперимента, задачи и виды экспериментов. Основы теории планирования эксперимента.
Пункт 1.1.Анализ объекта исследования и обоснованный выбор варьируемых факторов. Необходимо рассмотреть требования, предъявляемые к факторам и параметрам оптимизации. Провести анализ объекта исследования, параметров оптимизации и факторов, оказывающих влияние на показатели его качества.
Пункт 1.2.Обоснование выбора полного или дробного факторного эксперимента. Составление матрицы планирования эксперимента. В этом разделе необходимо дать основные теоретические понятия, требования, свойства и области применения полного и дробного факторного эксперимента. Принципы построения матрицы планирования ПФЭ и ДФЭ. Обосновать применение выбранного метода планирования эксперимента в курсовой работе.
Составить таблицу условий эксперимента. Составить план эксперимента, в кодовых и натуральных величинах.
Для облегчения записи условий эксперимента и упрощения его анализа, от исходных переменных Хi переходим к их кодированным значениям (безразмерным единицам) хi.
хi = (Хi - Хoi) / ∆Хi (1)
где i = 1, 2, …, n; ∆Хi – шаг варьирования или масштаб по оси Хi;
Хi0 – центр варьирования переменных;
хi называют кодированной переменной.
Для каждого фактора выбираются два уровня – верхний xi max и нижний xi min, на которых фактор варьируется. Половина разности между верхним и нижним уровнями называется интервалом варьирования dxi. Интервал варьирования должен быть больше погрешности измерения уровня фактора, а верхний и нижний уровни факторов не должны выходить за область его определения. Интервал варьирования обычно составляет 5-15% от области определения.
Сначала задать область варьирования факторов xi max и xi min. Затем найти центр варьирования по формуле 2:
xi0 = (xi max + xi min) / 2; (2)
Вычислить интервал изменения фактора по формуле 3:
dxi = Xi 0 – Xi min = Xi max - Xi 0. (3)
Найти нормированное значение Хiн для каждого фактора по формуле 4:
Хiн = (Xi – Xi 0) / dxi (4)
Результаты занести в таблицу основных характеристик плана эксперимента.
Выбрать масштаб и положение осей координат таким образом, чтобы Хi min соответствовало (–1), а Xi max - (+1).
Составить матрицу планирования вашего эксперимента.
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ И ГРАФИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Объем пояснительной записки 35-40 страниц машинописного текста.
Пояснительная записка содержит все разделы и пункты по предложенному варианту методических указаний (стр. 4). При написании пояснительной записки следует соблюдать логическую последовательность изложения материала, убедительность аргументации, краткость и четкость формулировок, конкретность изложения результатов работы, доказательность выводов и рекомендаций.
Текст пояснительной записки оформляется на листах формата А4 (210 × 297 мм) по ГОСТ 2.301-68 «ЕСКД. Форматы» с размерами полей: верхнего и нижнего 2 см, слева – 3 см, справа – 1 см.
Текст должен быть выполнен с применением печатающих и графических устройств вывода ЭВМ (ГОСТ 2.004-88 «ЕСКД. Общие требования к выполнению конструкторских и технологических документов на печатающих и графических устройствах вывода ЭВМ»).
На компьютере текст должен быть оформлен в текстовом редакторе Word for Windows версии не ниже 6.0. Тип шрифта - Times New Roman Cyr. Шрифт основного текста - обычный, размер кегля 14 пт. Шрифт заголовков разделов обычный, размер кегля - 16 пт. Межстрочный интервал: полуторный.
Абзац начинается с отступа в 5 букв. На титульном листе цифра 1 не ставится, на следующем листе проставляется цифра 2 и т.д. Порядковый номер печатается в правом верхнем углу поля страницы без каких-либо дополнительных знаков (тире, точки).
Названия всех разделов и подразделов пишутся строчными (маленькими) буквами, затем пропускается одна строчка и с красной строки начинается текст. Разделы допускается выделять жирным шрифтом. Разделы (например: Введение; Заключение; 2. Расчетно-экспериментальная часть) начинаются с нового листа, а подразделы (2.1 и т.д.) печатаются друг под другом, разделяясь одной пропущенной строчкой. Исключение - если подраздел заканчивается и остается место только на написание заголовка нового подраздела, то подраздел начинается с нового листа.
Сокращения в тексте допускаются только общепринятые (например: МП, ПФЭ, ДФЭ, тыс., ГОСТ и т.д.). Опечатки или описки допускается аккуратно, незаметно исправлять подчисткой или наклейкой на этом месте правильного варианта текста. Небрежно оформленная и содержащая ошибки пояснительная записка возвращается на переделку.
Таблицыдолжны иметь номер и название, определяющее их тему и содержание. Сокращения в заголовках не допускаются. При оформлении таблицы справа пишется слово Таблица и проставляется ее порядковый номер. Знак № не ставится. Нумерация может быть сквозной через всю работу или по главам. Во втором случае таблица имеет двойной номер, первая цифра обозначает номер раздела, вторая – порядковый номер таблицы в разделе. Цифры отделяются точкой, после второй цифры точка не ставится (например, Таблица 2.2). Ниже дается название. Точка в конце названия не ставится. Если таблица не умещается на стандартном листе бумаги, ее можно перенести с продолжением на следующую страницу, где пишется: Продолжение табл. 1.1 или Окончание табл. 1.1. Название таблицы на новой странице не повторяется. При упоминании о таблице в тексте делается ссылка, например, (табл. 1.1). Таблицы в приложениях обозначаются с добавлением буквы (П.), например: Таблица П. 1.2.
Рисунки оформляются по тексту или выносятся в приложение. Нумерация рисунков допускается как сквозная, так и по главам. Подпись рисунка осуществляется под рисунком по образцу , например, Рис. 1.2. Наименование рисунка: подрисуночный текст. В конце названия или подрисуночного текста иллюстрации точки не ставят. Иллюстрации должны быть вставлены в текст.
Написание математических формул. Формулы должны быть оформлены в редакторе формул Equation. Не разрешается одну часть формул вписывать от руки, вторую – на печатающем устройстве. Номера формул могут быть едиными по всему тексту или по главам. Их следует ставить в круглых скобках на правом краю страницы, на уровне оси, проходящей через центр формулы.
Список использованной литературы. Ссылка на литературу по тексту ставится в конце цитаты перед точкой в квадратных скобках [1]. Номер литературному источнику присваивается в порядке его использования в работе. Если одна и та же литература повторяется несколько раз, то ссылка дается на уже присвоенный ей номер. В списке литературы она должна стоять под тем номером, который ей присвоили. Список литературы оформляется строго по требованиям ГОСТ.
В соответствии с ГОСТ 7.1-2003 в заголовке приводится имя только одного автора, а в сведениях об ответственности (за косой чертой) обязательно приведение всех авторов, составителей, редакторов, наименований учреждений; последующие группы сведений отделяют друг от друга точкой с запятой. Каждая группа сведений об ответственности начинается со строчной (маленькой) буквы, если слова не являются именами собственными. Прописные (заглавные) буквы применяют в соответствии с современными правилами грамматики, независимо от того, какие буквы употреблены в источнике.
Для более четкого разделения областей и элементов применяют пробелы в один печатный знак до и после предписанного знака. Исключение составляют точка и запятая – пробелы оставляют только после знаков.
Пробелы ставятся: после знаков (.), (,); до и после знаков (:), (;); перед цифрой № 5, Вып. 3; после цифр 2012 г., 60 с.; между сокращениями т. к., в т. ч.; до и после знаков (/), (//) и тире (не дефиса).
Пробелы не ставятся: между цифрами и знаками С. 5-7; 2004-2005 гг.; № 1-2; до и после дефиса 3-е изд.; учеб.-метод. пособие; словами и цифрами два-три метра; между скобками и словами (2000-2005); между кавычками и словами "Волга".
Например: Книги
1. Сидняев Н. И. Теория планирования эксперимента и анализ статистических данных : учебное пособие / Н. И. Сидняев. – М. : ИД Юрайт, 2012. – 399 с.
(Все сведения размещены на обороте титульного листа книги.)
Статьи, тезисы и материалы докладов.
2. Бесшапошникова В. И. Огнезащищенные текстильные материалы для одежды / В. И. Бесшапошникова, Н. А. Смирнова, Н. Г. Бессонова // Известия вузов. Технология текстильной промышленности. - 2006. - № 2. - С. 21-24.
3. Пулина К.И. Исследование влияния теплового потока на свойства текстильных материалов / К. И. Пулина, М. В. Загоруйко, В. И. Бесшапошникова // международная научно-техническая конференция «Современные наукоемкие технологии и перспективные материалы текстильной и легкой промышленности» (ПРОГРЕСС -2012), 30 мая-1 июня, 2012, Иваново. – С.149-150.
Патенты
4. Пат. № 2275459 РФ 2011 МПК 5D06M 13/447, D06M101/34, D06M101/32, D06M10/04, С09К21/02, RU Композиционный текстильный материал для спецодежды и изделий технического назначения / Бесшапошникова В. И., Ковалева Н. Е., Куликова Т. В., и др. - № 2010100249/10; Заявлено 20.05.2010. // Бюл. № 12.
Диссертации, авторефераты
5. Бесшапошникова, В. И. Развитие научных основ и разработка методов придания огнезащитных свойств материалам и изделиям легкой промышленности : дис. ... д-ра техн. наук : 05.19.01 / Бесшапошникова Валентина Иосифовна. – М., 2006. - 407 с.
6. Кирсанова Е. А. Методологические основы оценки и прогнозирования свойств текстильных материалов для создания одежды заданной формы : автореф. дис. ... д-ра техн. наук : 05.19.01 / Кирсанова Елена Александровна. – Москва, 2003. - 42 с.
Графическая часть представляется в виде презентации или выносится на ватман А1, с обязательным оформлением рамки (слева 2 см; по остальным сторонам по 0,5 см) и штампа ГОСТ 2.104-2000 в правом нижнем углу. Чертежи выполняются карандашом, черной тушью, чертежным шрифтом или с применением печатающих и графических устройств вывода ЭВМ. Количество цветов на плакате не должно превышать шести, включая черный. Оформление текста, таблиц, формул и рисунков, которые содержатся в графической части - по ГОСТ 2.105-95 «ЕСКД. Общие требования к текстовым документам».
Презентация содержит слайды, сопровождающие доклад, с обязательным включением таблицы матрицы планирования эксперимента, характеристик эксперимента и уравнений регрессии (см. приложение 7), а также таблицы условий и результатов оптимизации, а также выводы и рекомендации по использованию результатов эксперимента.
Презентация обязательно распечатывается и вставляется в приложение пояснительной записки. Электронная версия пояснительной записки и презентация записываются на диск CD и прикладываются в файле в курсовую работу. Диск подписывается с указанием Ф.И.О. студента, дисциплина, группа, год.
Доклад должен быть тщательно подготовлен и отражать основное содержание и результаты работы. Конкретный порядок изложения материала определяется содержанием курсовой работы (проекта), однако в целом можно рекомендовать следующий план построения доклада:
краткий обзор состояния рассматриваемой проблемы, цели и задачи курсового проектирования;
существо выбранного варианта метода планирования эксперимента, основное содержание и полученные результаты работы;
выводы и рекомендации практического использования результатов работы.
Весь доклад на 7-10 минут необходимо сопровождать демонстрацией результатов, представленных в графической части.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Сидняев Н. И. Теория планирования эксперимента и анализ статистических данных : учебное пособие / Н. И. Сидняев. – М. : ИД Юрайт, 2012. – 399 с.
2. Кобзарь А. И. Прикладная математическая статистика. Для инженеров и научных работников / А. И. Кобзарь . - М. : ФИЗМАТЛИТ, 2006. - 816 с.
3. Романов В. Н. Системный анализ для инженеров / В. Н. Романов. – СПб. : СЗГЗТУ, 2006. – 186 с.
4. Яворский В. А. Планирование научного эксперимента и обработка экспериментальных данных : учебное пособие / В. А. Яворский. – М. : МФТИ, 2006. – 24 с.
5. Рогов В. А. Методика и практика технических экспериментов : учебное пособие для вузов / В. А. Рогов, Г. Г. Позняк. – М. : Академия, 2005. –283 с.
6. Спирин Н. А. Методы планирования и обработки результатов инженерного эксперимента : конспект лекций / Н. А. Спирин, В. В. Лавров. – Екатеринбург : УГТУ-УПИ, 2004. – 257 с.
7. Рыков В. В. Математическая статистика и планирование эксперимента. Конспект лекций / В. В. Рыков. В. Ю. Иткин. – М. : , 2009. – 303 с.
8. ГореловаГ. В. Теория вероятностей и математическая статистика в примерах и задачах с применением Excel. – М. : Феникс, 2005. – 476 с.
9. ГОСТ Р ИСО 5479-2002 «Статистические методы. Проверка отклонения распределения вероятностей от нормального распределения».
10. ГОСТ Р 50779.21–2004 (ИСО 2854:1976) «Статистические методы. Правила определения и методы расчета статистических характеристик по выборочным данным».
11. Налимов В. Н. Логические основания планирования эксперимента : учебник / Е. А. Шалыгина - 2-е изд. – М. : Колос, 2001. – 240 с.
12. Планирование эксперимента – Режим доступа: URL: http://opds.sut.ru/electronic_manuals/pe/f053.htm
13. Назаров Н. Г. Измерения: Планирование и обработка результатов / Н. Г. Назаров. - М. : ИПК Издательство стандартов, 2000. - 304 с.
14. Асатурян В. И. Теория планирования эксперимента. Учебное пособие / В. И. Асатурян. - М. : Радио и связь, 1983. - 248 с.
15. Джонсон И. Статистика и планирование эксперимента в технике и науке. Методы планирования эксперимента. Пер. с англ. / И. Джонсон, Ф. Лион. – М. : Мир, 1981. – 520 с.
16. Блохин В. Г. Современный эксперимент : подготовка, проведение, анализ результатов : учебник для вузов / В. Г. Блохин, О. П. Глудких, А. И. Гуров, Н. А. Ханин ; под ред. О. П. Глудких. – М. : Радио и связь, 1997. – 326 с.
17. Адлер Ю. П., Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий / Ю. П. Адлер, Е. В. Маркова, Ю. В. Грановский. - М. : Наука, 1976. - 280 с.
18. Адлер Ю. П. Введение в планирование эксперимента / Ю. П. Адлер. - М. : Металлургия, 1969. - 157 с.
19. Асатурян В. И. Теория планирования эксперимента : Учеб. пособие для вузов. / В. И. Асатурян. - М. : Радио и связь, 1978. – 248 с.
20. Красовский Г. И. Планирование эксперимента / Г. И. Красовский, Г. Ф. Филаретов. – Мн. : Изд-во БГУ, 1982. – 302 с.
21. Математическая теория планирования эксперимента / под. ред. С. М. Ермакова. – М. : Наука, Физматия, 1983. - 392 с.
22. Монтгомери Д. Р. Планирование эксперимента и анализ данных: перевод с английского / Д. Р. Монтгомери. - Л. : Судостроение, 1980.- 384 с.
23. Саутин С. Н. Планирование эксперимента в химии и химической технологии. - Л. : Химия, 1975. –50 с.
24. Фиалко М. Б. Лекции по планированию эксперимента / М. Б. Фиалко, В. Н. Кумок. - Томск. : Изд-во Томского гос. ун-та, 1977. – 130 с.
25. Богачов Г. Н. Математическое моделирование и планирование эксперимента / Г. Н. Богачов. - Л. : Химия, 1971.- 187 с.
26. Плотников В. С. Планирование и организация измерительного эксперимента: Учебное пособие / В. С. Плотников. - Томск. : Изд-во Томского политехн. ун-та, 1984. – 75 с.
27. Хартман К. Планирование эксперимента в исследовании технологических процессов / К. Хартман, Э. Лецкий, В. Шефер. - М. : Мир, 1977.- 448 с.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ
Программные пакеты (оболочки) для расчета статистических характеристик, планирования полного многофакторного эксперимента в среде MatLab и исследования поверхности отклика ПФЭ.
Программное обеспечение - пакеты математических программ: Statistica, MathCAD, текстовый редактор Microsoft Word, программа Microsoft Excel (для составления таблиц, графиков, диаграмм, аппроксимации экспериментальных данных и т.п.), Corel Draw, AutoCAD, Power Point (для подготовки и проведения презентаций).
Ранговая оценка показателей свойств материалов, составители Свешников С.А., Петропавловский Д.Г., 1989
Статистическая обработка результатов эксперимента, составители Свешников С.А., Петропавловский Д.Г., 1991
Приложение 1
Приложение 2
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Московский государственный университет дизайна и технологии
Технологический институт легкой промышленности
Кафедра «Материаловедение»
Защищена с оценкой ____________________ «______»_________20__ г. _______________________ подписи членов комиссии | Допуск к защите ____________________ «______»_________20__ г. ______________________ подпись руководителя |
К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
По дисциплине: «ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА»
На тему:«Математическое моделирование и оптимизация показателей качества изделий легкой промышленности
Выполнил: Иванова М.А.__________
Студентка группы МСС-091
Проверил: д.т.н., профессор
Бесшапошникова В.И. ______________
Москва 2013
Приложение 3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
УНИВЕРСИТЕТ ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИИ»
Институт___________________________________________________
Факультет __________________________________________________
Кафедра ____________________________________________________
Дисциплина: «Планирование и организация эксперимента»_________
Специальность:______________________________________________
Курс _____________ Группа ________________ Семестр __________
ЗАДАНИЕ
на курсовую работу студента
_______________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
1. Тема работы: __________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Срок сдачи студентом законченной работы_________________________
3. Исходные данные к работе_______________________________________
_______________________________________________________________
________________________________________________________________
4. Содержание пояснительной записки (перечень подлежащих к рассмотрению вопросов) __________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
5. Перечень графического материала (с точным указанием обязательных чертежей)________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
6. Дата выдачи задания____________________________________________
Руководитель работы_ ______________________В.И. Бесшапошникова___
(подпись)
Задание принял к исполнению______________________________________
(дата и подпись студента)
Приложение 4
Таблица значений критерия Кохрена Gтабл для уровня значимости 0,05:
f1 – число степеней свободы максимальной дисперсии - числитель;
f2 – число степеней свободы (число дисперсий) - знаменатель.
f2 | f1 | |||||||||||||
0,998 | 0,975 | 0,939 | 0,906 | 0,877 | 0,853 | 0,833 | 0,816 | 0,801 | 0,734 | 0,660 | 0,500 | |||
0,967 | 0,871 | 0,798 | 0,746 | 0,707 | 0,677 | 0,653 | 0,633 | 0,617 | 0,547 | 0,475 | 0,333 | |||
0,906 | 0,768 | 0,684 | 0,629 | 0,589 | 0,560 | 0,536 | 0,518 | 0,502 | 0,437 | 0,372 | 0,250 | |||
0,841 | 0,684 | 0,598 | 0,544 | 0,506 | 0,478 | 0,456 | 0,439 | 0,424 | 0,364 | 0,307 | 0,200 | |||
0,781 | 0,616 | 0,532 | 0,480 | 0,445 | 0,418 | 0,398 | 0,382 | 0,368 | 0,314 | 0,261 | 0,167 | |||
0,727 | 0,561 | 0,480 | 0,431 | 0,397 | 0,373 | 0,354 | 0,338 | 0,326 | 0,276 | 0,228 | 0,143 | |||
0,680 | 0,516 | 0,438 | 0,391 | 0,360 | 0,336 | 0,318 | 0,304 | 0,293 | 0,246 | 0,202 | 0,125 | |||
0,638 | 0,478 | 0,403 | 0,358 | 0,329 | 0,307 | 0,290 | 0,277 | 0,266 | 0,223 | 0,182 | 0,111 | |||
0,602 | 0,445 | 0,373 | 0,331 | 0,303 | 0,282 | 0,267 | 0,254 | 0,244 | 0,203 | 0,166 | 0,100 | |||
0,471 | 0,335 | 0,276 | 0,242 | 0,220 | 0,203 | 0,191 | 0,182 | 0,174 | 0,143 | 0,114 | 0,067 | |||
0,389 | 0,270 | 0,220 | 0,192 | 0,174 | 0,160 | 0,150 | 0,142 | 0,136 | 0,111 | 0,088 | 0,050 | |||
0,293 | 0,198 | 0,159 | 0,138 | 0,124 | 0,116 | 0,106 | 0,101 | 0,096 | 0,077 | 0,060 | 0,033 | |||
0,174 | 0,113 | 0,090 | 0,076 | 0,068 | 0,063 | 0,058 | 0,055 | 0,052 | 0,041 | 0,032 | 0,017 | |||
0,100 | 0,063 | 0,050 | 0,042 | 0,037 | 0,034 | 0,031 | 0,030 | 0,028 | 0,022 | 0,016 | 0,008 | |||
Приложение 5
Критические значения коэффициента Стьюдента (t-критерия) для различной доверительной вероятности p и числа степеней свободы f:
f | p | |||||||
0.80 | 0.90 | 0.95 | 0.98 | 0.99 | 0.995 | 0.998 | 0.999 | |
3.0770 | 6.3130 | 12.7060 | 31.820 | 63.656 | 127.656 | 318.306 | 636.619 | |
1.8850 | 2.9200 | 4.3020 | 6.964 | 9.924 | 14.089 | 22.327 | 31.599 | |
1.6377 | 2.35340 | 3.182 | 4.540 | 5.840 | 7.458 | 10.214 | 12.924 | |
1.5332 | 2.13180 | 2.776 | 3.746 | 4.604 | 5.597 | 7.173 | 8.610 | |
1.4759 | 2.01500 | 2.570 | 3.649 | 4.0321 | 4.773 | 5.893 | 6.863 | |
1.4390 | 1.943 | 2.4460 | 3.1420 | 3.7070 | 4.316 | 5.2070 | 5.958 | |
1.4149 | 1.8946 | 2.3646 | 2.998 | 3.4995 | 4.2293 | 4.785 | 5.4079 | |
1.3968 | 1.8596 | 2.3060 | 2.8965 | 3.3554 | 3.832 | 4.5008 | 5.0413 | |
1.3830 | 1.8331 | 2.2622 | 2.8214 | 3.2498 | 3.6897 | 4.2968 | 4.780 | |
1.3720 | 1.8125 | 2.2281 | 2.7638 | 3.1693 | 3.5814 | 4.1437 | 4.5869 | |
1.363 | 1.795 | 2.201 | 2.718 | 3.105 | 3.496 | 4.024 | 4.437 | |
1.3562 | 1.7823 | 2.1788 | 2.6810 | 3.0845 | 3.4284 | 3.929 | 4.178 | |
1.3502 | 1.7709 | 2.1604 | 2.6503 | 3.1123 | 3.3725 | 3.852 | 4.220 | |
1.3450 | 1.7613 | 2.1448 | 2.6245 | 2.976 | 3.3257 | 3.787 | 4.140 | |
1.3406 | 1.7530 | 2.1314 | 2.6025 | 2.9467 | 3.2860 | 3.732 | 4.072 | |
1.3360 | 1.7450 | 2.1190 | 2.5830 | 2.9200 | 3.2520 | 3.6860 | 4.0150 | |
1.3334 | 1.7396 | 2.1098 | 2.5668 | 2.8982 | 3.2224 | 3.6458 | 3.965 | |
Окончание таблицы приложения 5 | ||||||||
f | p | |||||||
0.80 | 0.90 | 0.95 | 0.98 | 0.99 | 0.995 | 0.998 | 0.999 | |
1.3304 | 1.7341 | 2.1009 | 2.5514 | 2.8784 | 3.1966 | 3.6105 | 3.9216 | |
1.3277 | 1.7291 | 2.0930 | 2.5395 | 2.8609 | 3.1737 | 3.5794 | 3.8834 | |
1.3253 | 1.7247 | 2.08600 | 2.5280 | 2.8453 | 3.1534 | 3.5518 | 3.8495 | |
1.3230 | 1.7200 | 2.2.0790 | 2.5170 | 2.8310 | 3.1350 | 3.5270 | 3.8190 | |
1.3212 | 1.7117 | 2.0739 | 2.5083 | 2.8188 | 3.1188 | 3.5050 | 3.7921 | |
1.3195 | 1.7139 | 2.0687 | 2.4999 | 2.8073 | 3.1040 | 3.4850 | 3.7676 | |
1.3178 | 1.7109 | 2.0639 | 2.4922 | 2.7969 | 3.0905 | 3.4668 | 3.7454 | |
1.3163 | 1.7081 | 2.0595 | 2.4851 | 2.7874 | 3.0782 | 3.4502 | 3.7251 | |
1.315 | 1.705 | 2.059 | 2.478 | 2.778 | 3.0660 | 3.4360 | 3.7060 | |
1.3137 | 1.7033 | 2.0518 | 2.4727 | 2.7707 | 3.0565 | 3.4210 | 3.6896 | |
1.3125 | 1.7011 | 2.0484 | 2.4671 | 2.7633 | 3.0469 | 3.4082 | 3.6739 | |
1.3114 | 1.6991 | 2.0452 | 2.4620 | 2.7564 | 3.0360 | 3.3962 | 3.8494 | |
1.3104 | 1.6973 | 2.0423 | 2.4573 | 2.7500 | 3.0298 | 3.3852 | 3.6460 | |
1.3080 | 1.6930 | 2.0360 | 2.4480 | 2.7380 | 3.0140 | 3.3650 | 3.6210 | |
1.3070 | 1.6909 | 2.0322 | 2.4411 | 2.7284 | 3.9520 | 3.3479 | 3.6007 | |
1.3050 | 1.6883 | 2.0281 | 2.4345 | 2.7195 | 9.490 | 3.3326 | 3.5821 | |
1.3042 | 1.6860 | 2.0244 | 2.4286 | 2.7116 | 3.9808 | 3.3190 | 3.5657 | |
1.303 | 1.6839 | 2.0211 | 2.4233 | 2.7045 | 3.9712 | 3.3069 | 3.5510 | |
1.320 | 1.682 | 2.018 | 2.418 | 2.6980 | 2.6930 | 3.2960 | 3.5370 | |
1.301 | 1.6802 | 2.0154 | 2.4141 | 2.6923 | 3.9555 | 3.2861 | 3.5258 | |
1.300 | 1.6767 | 2.0129 | 2.4102 | 2.6870 | 3.9488 | 3.2771 | 3.5150 | |
1.299 | 1.6772 | 2.0106 | 2.4056 | 2.6822 | 3.9426 | 3.2689 | 3.5051 | |
1.298 | 1.6759 | 2.0086 | 2.4033 | 2.6778 | 3.9370 | 3.2614 | 3.4060 | |
1.2997 | 1.673 | 2.0040 | 2.3960 | 2.6680 | 2.9240 | 3.2560 | 3.4760 | |
1.2958 | 1.6706 | 2.0003 | 2.3901 | 2.6603 | 3.9146 | 3.2317 | 3.4602 | |
1.2947 | 1.6686 | 1.997 | 2.3851 | 2.6536 | 3.9060 | 3.2204 | 3.4466 | |
1.2938 | 1.6689 | 1.9944 | 2.3808 | 2.6479 | 3.8987 | 3.2108 | 3.4350 | |
1.2820 | 1.6640 | 1.9900 | 2.3730 | 2.6380 | 2.8870 | 3.1950 | 3.4160 | |
1.2910 | 1.6620 | 1.9867 | 2.3885 | 2.6316 | 2.8779 | 3.1833 | 3.4019 | |
1.2901 | 1.6602 | 1.9840 | 2.3642 | 2.6259 | 2.8707 | 3.1737 | 3.3905 | |
1.2888 | 1.6577 | 1.9719 | 2.3578 | 2.6174 | 2.8598 | 3.1595 | 3.3735 | |
1.2872 | 1.6551 | 1.9759 | 2.3515 | 2.6090 | 2.8482 | 3.1455 | 3.3566 | |
1.2858 | 1.6525 | 1.9719 | 2.3451 | 2.6006 | 2.8385 | 3.1315 | 3.3398 | |
1.2849 | 1.6510 | 1.9695 | 2.3414 | 2.5966 | 2.8222 | 3.1232 | 3.3299 | |
1.2844 | 1.6499 | 1.9679 | 2.3388 | 2.5923 | 2.8279 | 3.1176 | 3.3233 | |
1.2837 | 1.6487 | 1.9659 | 2.3357 | 2.5882 | 2.8227 | 3.1107 | 3.3150 |
Приложение 6
Значения критерия Фишера (F-критерия) для уровня значимости α=0,05
f1 - число степеней свободы большей дисперсии,
f2 - число степеней свободы меньшей дисперсии
f1 | |||||||||||
f2 | |||||||||||
161.45 | 199.50 | 215.71 | 224.58 | 230.16 | 233.99 | 236.77 | 238.88 | 240.54 | 241.88 | 245.95 | |
18.51 | 19.00 | 19.16 | 19.25 | 19.30 | 19.33 | 19.35 | 19.37 | 19.38 | 19.40 | 19.43 | |
10.13 | 9.55 | 9.28 | 9.12 | 9.01 | 8.94 | 8.89 | 8.85 | 8.81 | 8.79 | 8.70 | |
7.71 | 6.94 | 6.59 | 6.39 | 6.26 | 6.16 | 6.09 | 6.04 | 6.00 | 5.96 | 5.86 | |
6. |