Сопровождения подготовительной группы
«Будущий первоклассник»
С.Сторожевск 2015г.
Пояснительная записка
В последние годы в массовом порядке наблюдается стремление многих родителей и педагогов дошкольных учреждений как можно лучше подготовить детей к школе. Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. Перед родителями возникают вопросы: “Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе?” В связи с этим с 2012 года с детьми старшего дошкольного возраста проводятся психологические занятия, направленные на усвоение тех первоначальных знаний, умений и навыков, которые облегчат им деятельность в период обучения в начальной школе.
В старшем дошкольном возрасте активно расширяется объем знаний ребенка, а в связи с этим меняется и характер его умственной деятельности, которая базируется на понимании, на активном анализе и синтезе. С развитием мышления анализ становится все более детальным, а синтез все более обобщенным и точным. Наряду с наглядно-образным, появляются зачатки словесно-логического мышления. Внимание старшего дошкольника становится все менее рассеянным, более устойчивым. Память все больше приобретает характер опосредованного запоминания. Происходит интенсивное развитие речи ребенка, крупной и мелкой моторики руки.
К концу дошкольного возраста ребенок в достаточной степени способен к произвольному поведению. Он учится действовать, подчиняясь особым правилам, вырабатываемыми не им самим, а данными ему извне.
Изменения, происходящие в детском сознании, приводят к тому, что к концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иными словами, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению. Следует подчеркнуть, что эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребенка не происходят сами по себе, а являются результатом целенаправленного психолого-педагогического воздействия.
Цель программы:оптимизация условий и стимулирование развития социальной уверенности ребенка, предупреждение социально неуверенного поведения и связанных с ним психоэмоциональных проблем.
В соответствии с этой целью формируются задачи программы:
· повысить уровень развития психических процессов, таких как память, внимание, восприятие, мышление;
· развивать мелкую моторику рук;
· развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения;
· развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
· развитие волевой сферы – произвольности, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе;
· формирование позитивной мотивации к обучению.
Принципы построения программы:
· доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей;
· систематичность и последовательность в проведении коррекционно-развивающей работы;
· личностно-ориентированный подход к детям.
Программа предусмотрена для детей старшего дошкольного возраста 6–7 лет.
Программа состоит из трех частей:
1) цикла занятий (12 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия не более 30 минут, в группе детей не более 10 человек);
2) диагностического обследования;
3) итогового родительского собрания.
Формы работы: групповая и индивидуальная.
Методы работы: сказкатерапия, дидактические игры и задания, подвижные игры, продуктивная деятельность (рисунок, лепка).
Условия проведения: класс или любое другое просторное помещение.
Материально-техническое обеспечение: стулья, столы, белые листы бумаги А4, простые и цветные карандаши, ручки, пальчиковый театр, мяч или мягкая игрушка.
Механизм реализации: реализация программы осуществляется педагогом – психологом образовательного учреждения.
Коррекционно-развивающая часть программы основывается на программе Н.Ю.Куражевой, И.А.Козловой «Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет», так же использовались задания и упражнения с развивающих программ “Скоро в школу” Т.В. Модестовой, «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе» Ю.В.Останковой.
Психодиагностическая часть проводится по комплексной методике Л.А. Ясюковой «Методика определения готовности к школе: прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе».
Алгоритм реализации программы
№ п\п | Проводимое мероприятие | Сроки проведения |
Проведение развивающих занятий | октябрь-январь | |
Индивидуальные консультации родителей и воспитателей | В течение года | |
Проведение и анализ комплексной диагностики | февраль – апрель | |
Итоговое родительское собрание | май |
Тематическое планирование развивающих занятий
№ п\п | Тема занятия | Количество часов |
Создание «Лесной школы» | ||
Букет для учителя | ||
Смешные страхи | ||
Игры в школе | ||
Школьные правила | ||
Собирание портфеля | ||
Белочкин сон | ||
Домашнее задание | ||
Школьные оценки | ||
Ленивец | ||
Списывание | ||
Подсказка | ||
Всего часов |
Готовность ребенка к обучению к школе определяется комплексной методикой «Готовность ребенка к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе» Л.А.Ясюковой. Данная методика включает в себя как групповые задания, так и индивидуальные. Групповыми заданиями обследуются внимание, скорость переработки информации, визуальное линейное мышление и визуальное структурное мышление, зрительно-моторная координация. Индивидуальными заданиями обследуются: речевое развитие, интуитивное мышление, логическое мышление, речевое мышление, образное мышление, абстрактное мышление, кратковременная речевая память, кратковременная зрительная память, тревожность.
Оценка эффективности данной программы осуществляется через мониторинг качественных критериев.
Планируемые результаты:
- Формирование учебно-позновательного мотива
- формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении
- формирование самосознания и адекватной самооценки
- повышение уровня развития психических процессов и моторики рук
- формирование произвольности и саморегуляции поведения