Сопровождения подготовительной группы

«Будущий первоклассник»

С.Сторожевск 2015г.

Пояснительная записка

В последние годы в массовом порядке наблюдается стремление многих родителей и педагогов дошкольных учреждений как можно лучше подготовить детей к школе. Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. Перед родителями возникают вопросы: “Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе?” В связи с этим с 2012 года с детьми старшего дошкольного возраста проводятся психологические занятия, направленные на усвоение тех первоначальных знаний, умений и навыков, которые облегчат им деятельность в период обучения в начальной школе.

В старшем дошкольном возрасте активно расширяется объем знаний ребенка, а в связи с этим меняется и характер его умственной деятельности, которая базируется на понимании, на активном анализе и синтезе. С развитием мышления анализ становится все более детальным, а синтез все более обобщенным и точным. Наряду с наглядно-образным, появляются зачатки словесно-логического мышления. Внимание старшего дошкольника становится все менее рассеянным, более устойчивым. Память все больше приобретает характер опосредованного запоминания. Происходит интенсивное развитие речи ребенка, крупной и мелкой моторики руки.

К концу дошкольного возраста ребенок в достаточной степени способен к произвольному поведению. Он учится действовать, подчиняясь особым правилам, вырабатываемыми не им самим, а данными ему извне.

Изменения, происходящие в детском сознании, приводят к тому, что к концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иными словами, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению. Следует подчеркнуть, что эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребенка не происходят сами по себе, а являются результатом целенаправленного психолого-педагогического воздействия.

Цель программы:оптимизация условий и стимулирование развития социальной уверенности ребенка, предупреждение социально неуверенного поведения и связанных с ним психоэмоциональных проблем.

В соответствии с этой целью формируются задачи программы:

· повысить уровень развития психических процессов, таких как память, внимание, восприятие, мышление;

· развивать мелкую моторику рук;

· развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения;

· развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;

· развитие волевой сферы – произвольности, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе;

· формирование позитивной мотивации к обучению.

Принципы построения программы:

· доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей;

· систематичность и последовательность в проведении коррекционно-развивающей работы;

· личностно-ориентированный подход к детям.

Программа предусмотрена для детей старшего дошкольного возраста 6–7 лет.

Программа состоит из трех частей:

1) цикла занятий (12 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия не более 30 минут, в группе детей не более 10 человек);

2) диагностического обследования;

3) итогового родительского собрания.

Формы работы: групповая и индивидуальная.

Методы работы: сказкатерапия, дидактические игры и задания, подвижные игры, продуктивная деятельность (рисунок, лепка).

Условия проведения: класс или любое другое просторное помещение.

Материально-техническое обеспечение: стулья, столы, белые листы бумаги А4, простые и цветные карандаши, ручки, пальчиковый театр, мяч или мягкая игрушка.

Механизм реализации: реализация программы осуществляется педагогом – психологом образовательного учреждения.

Коррекционно-развивающая часть программы основывается на программе Н.Ю.Куражевой, И.А.Козловой «Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет», так же использовались задания и упражнения с развивающих программ “Скоро в школу” Т.В. Модестовой, «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе» Ю.В.Останковой.

Психодиагностическая часть проводится по комплексной методике Л.А. Ясюковой «Методика определения готовности к школе: прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе».

Алгоритм реализации программы

№ п\п Проводимое мероприятие Сроки проведения
Проведение развивающих занятий октябрь-январь
Индивидуальные консультации родителей и воспитателей   В течение года
Проведение и анализ комплексной диагностики февраль – апрель
Итоговое родительское собрание май

Тематическое планирование развивающих занятий

№ п\п Тема занятия Количество часов
Создание «Лесной школы»
Букет для учителя
Смешные страхи
Игры в школе
Школьные правила
Собирание портфеля
Белочкин сон
Домашнее задание
Школьные оценки
Ленивец
Списывание
Подсказка
  Всего часов

Готовность ребенка к обучению к школе определяется комплексной методикой «Готовность ребенка к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе» Л.А.Ясюковой. Данная методика включает в себя как групповые задания, так и индивидуальные. Групповыми заданиями обследуются внимание, скорость переработки информации, визуальное линейное мышление и визуальное структурное мышление, зрительно-моторная координация. Индивидуальными заданиями обследуются: речевое развитие, интуитивное мышление, логическое мышление, речевое мышление, образное мышление, абстрактное мышление, кратковременная речевая память, кратковременная зрительная память, тревожность.

Оценка эффективности данной программы осуществляется через мониторинг качественных критериев.

Планируемые результаты:

- Формирование учебно-позновательного мотива

- формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении

- формирование самосознания и адекватной самооценки

- повышение уровня развития психических процессов и моторики рук

- формирование произвольности и саморегуляции поведения

Наши рекомендации