Направления развития теории и практики Российского управления на современном этапе
Свобода экономической деятельности открывает новые возможности для совершенствования менеджмента организации (предприятия). Однако в России эффективность управления организацией зависит в значительной степени от внешних факторов и, прежде всего, государственного менеджмента.
В российском менеджменте, при новой управленческой парадигме развиваются следующие процессы:
1.Теснейшая интеграция экономики России и мирового рынка.
2. Динамичное формирование рыночных экономических субъектов как открытых систем.
3.Сочетание все ещё значительной степени государственного управления и рыночного регулирования.
4.Применение на практике как рыночных, так и административных методов управления фирмами различных форм собственности и сфер деятельности [5, с. 47].
В сравнении со старой системой управления, которая существовала долгие годы на российских фирмах, в новых условиях постепенно появляются все новые функции:
1.Разработки политики и стратегии развития;
2.Поиск необходимых материальных и трудовых ресурсов;
3.Совершенствование организационной и производственной структур управления фирмой.
В настоящее время в России функционируют предприятия различных форм собственности:
1.Государственные, которые не подлежат приватизации.
2. Приватизированные (с участием или без участия государства).
3.Частные.
В управлении вышеперечисленными видами предприятий есть некоторые специфические особенности.
На государственных предприятиях специфика менеджмента, схожа с системой организации и управления на предприятиях бывшего СССР. Она заключается, в первую очередь, в полной ответственности перед «большим собственником» - государством. Кроме этого, наличествует ограниченность широты прав менеджмента таких предприятий, поскольку стратегия и тактика развития последних определяется всегда «сверху».
Менеджеры таких предприятий несут всю полноту ответственности за управление. В перечень их прав входит:
1.Определение организационной структуры производства;
2.Ценообразование; определение количества и номенклатуры выпускаемой продукции; наём, выплата вознаграждения и право увольнения работников; управление финансами.
Уровень развития фирм в современных условиях, характеризующихся непрерывным усилением конкуренции и глобализации определяется главным образом тремя важными показателями:
1.Производительностью труда.
2. Конкурентоспособностью товара.
3.Качеством развития и роста, определяемыми степенью инновационности технологической базы, а также адекватностью систем управления и организационного развития.
Совершенствование, основанное на данных показателях сегодня составляют ключевую задачу менеджеров фирм, поскольку именно совокупность данных ключевых показателей определяет текущую позицию фирмы на рынке, а также возможности и перспективы её успешного и стабильного развития. Низкое значение хотя бы одного из этих показателей делает положение фирмы в лучшем случае неустойчивым, а перспективы развития размытыми и неопределенными [4].
Важнейшей чертой современного менеджмента выступает ориентация на знания, высокую культуру, человеческий капитал, высокие технологии, широкое и повсеместное использование информации, что представляет уже сейчас, но еще более со временем, ключевой ресурс.
В данном плане характерно формирование новых отношений между организацией, а также работающими в ней людьми:
1.Наиболее талантливые, прогрессивные люди хотят работать в той фирме, которая действительно дает перспективы персонального роста;
2.Работники желают принимать активное участвовать в капитале своей компании, и все чаще им следует предоставлять данную возможность;
3.Прием на работу, в основном, осуществляется на контрактной основе;
4.Менеджер в значительной мере становится - не просто начальник, но также и учитель, наставник;
5. Стиль управления становится все более демократичным.
В последние годы все большее внимание в менеджменте уделяется именно человеческому аспекту.
Главным в менеджменте является умение работать с людьми, добиваться их мотивации к наиболее высокой производительности своего труда, а также общей прибыльности фирмы.
Отечественному менеджеру, вместо единого общего рынка России приходится действовать в условиях все ещё имеющей место раздробленности рынка, в каждом анклаве которого есть свои специфические национальные, юридические и экономические особенности. Остается актуальным разрешение проблем с производством, расчетами, снабжением, маркетингом, планированием.
Для российской практики в сфере менеджмента сегодня важны выработка особого подхода к управлению с учетом специфических особенностей российского бизнеса и менталитета и построение такой гибкой и динамической системы управления, которая способна была бы выдерживать "контрастный душ" российской действительности.
Является совершенно очевидным то, что российская модель управления все ещё развивается, формируясь на рубеже старого и нового, западного и восточного.
Однако она во многом является оригинальной, становясь все более действенной и во все возрастающей мере реализует свое общественное предназначение. К настоящему времени сформировалась определенная система взглядов на управление в трансформационный период.