Основные содержательные линии курса
· Числа и величины
· Арифметические действия
· Работа с текстовыми задачами
· Пространственные отношения. Геометрические фигуры
· Геометрические величины
· Работа с информацией
Изучается на основе содержания всех других разделов курса.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие разделы:
Числа и величины.Счет предметов. Чтение и запись чисел от нуля до20. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Величины и единицы их измерения. Единицы массы (килограмм), вместимости (литр), времени (час). Соотношения между единицами измерения однородных величин.
Арифметические действия.Сложение и вычитание. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Арифметические действия с числами 0 и 1. Взаимосвязь арифметических действий. Числовое выражение. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме). Способы проверки правильности вычислений.
Работа с текстовыми задачами.Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше на ...», «меньше на ...».
Пространственные отношения. Геометрические фигуры.Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше – ниже, слева – справа, сверху – снизу, ближе – дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. Использование чертежных инструментов для выполнения построений.
Геометрические величины.Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (сантиметр, дециметр). Измерение длины отрезка.
Работа с информацией.Сбор и представление информации, связанной со счетом, измерением величин; фиксирование результатов сбора.
Виды и формы организации учебного процесса.
Виды и типы уроков.
Программа предусматривает проведение уроков освоения новых знаний и способов действий, совершенствования способов действий, обобщения и систематизации, комбинированных, контроля и коррекции знаний и способов действий, интегрированных уроков, урок–игра , урок – путешествие, экскурсии
Формы организации урока.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах, дифференцированная работа.
ФОРМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1) Здоровьесберегающие образовательные технологии;
2) Групповая работа;
3) Современные информационные технологии;
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Ø Индивидуальный и фронтальный опрос;
Ø Индивидуальная работа по карточкам;
Ø Работа в паре, в группе;
Ø Самостоятельная работа;
Ø Контрольная работа;
Виды контроля:
- вводный, текущий, итоговый
- фронтальный, комбинированный, устный
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по математике должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.
Оценивать диагностические и стандартизированные работы следует в соответствии с уровнем освоения первоклассником программы по математике.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой, промежуточной и итоговой диагностик.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
· воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
· осознание роли своей страны в мировом развитии; формирование уважительного отношения к семейным ценностям; воспитание бережного отношения к окружающему миру;
· формирование целостного восприятия окружающего мира;
· формирование мотивации учебной деятельности, заинтересованности в приобретении знаний и способов действий; творческого подхода к выполнению заданий;
· формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управление ими;
· формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
· формирование установки на здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
· формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы ее осуществления;
· овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера;
· овладение умением планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; овладение умением определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные УУД
· формирование способности использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
· использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
· использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидным признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесение к известным понятиям (применение общих учебных умений (анализа, сравнения, обобщения, классификации) для упорядочения, установления закономерностей на основе математических фактов, создания и применения моделей для решения задач, формулирования правил, составления алгоритма выполнения действия);
· овладение базовыми понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
· формирование способности проводить исследование предмета, явления, факта с точки зрения его математической сущности (числовые характеристики объекта, форма, размеры, продолжительность, соотношение частей и пр.);
· выполнение измерений в учебных и житейских ситуациях, установление изменений, происходящих с математическими объектами;
· формирование умения работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета.
Коммуникативные УУД
· формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; умения излагать и аргументировать свое мнение;
· определение общей цели и путей ее достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Предметные результаты:
Обучающийся узнает:
· названия и последовательность чисел от 1 до 20;
· названия и обозначения действий сложения и вычитания;
· использовать при чтении числовых выражений термины «сумма», «разность», называть компоненты действий;
· геометрические фигуры: точку, отрезок, треугольник, четырехугольник (в то числе и прямоугольник), круг
· таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания.
Обучающийся научиться:
· считать предметы в пределах 20; читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;
· находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 10 (без скобок);
· решать задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного;
· измерять длину отрезка с помощью линейки, строить отрезок заданной длины.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Книгопечатная продукция.
1. Волкова С. И. Проверочные работы к учебнику «Математика. 1 класс»: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / [Текст] С.И.Волкова. – М.: Просвещение, 2010.
2. Логунова О.Б., Яковлева С. Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс / [Текст] О.Б. Логунова, С.Г. Яковлева]; под ред. О. Б. Логиновой. – М.: просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
3. Моро М.И., Волкова С.И. Математика 1 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / [Текст] М.И.Моро, С.И. Волкова. – М.: Просвещение, 2011.
4. Моро М.И. Математика. Рабочие программы. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Текст] М.И.Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. - М.: Просвещение, 2011. – 92 с.
5. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / [Текст] М.И.Моро, С.И. Волкова, С.В.Степанова. – М.: Просвещение, 2011.
6. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 1 / [Текст] М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).
7. Примерные программы по учебным предметам. [Текст] Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1.- М.: Просвещение, 2011. – 400с. – (Стандарты второго поколения).
8. Школа России. Концепция и программы для начальных классов: в 2 ч. Ч. 1. / науч. Рук. Проекта А.А.Плешаков. - Просвещение, 2010.
9.Фундаментальное ядро содержания общего образования : проект / [Текст] под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. —М. : Просвещение, 2009. — 48 с. — (Стандарты второго поколения).
Дидактические материалы.
1. Узорова О.В. Дидактические карточки-задания по математике к учебнику М.И. Моро и др. «Математика. В 2ч. 1 класс»: 1 класс /О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. – М.: Астрель: АСТ: Профиздат, 2007. – 12 с.
2. Узорова О.В., Нефедова Е. А. 3000 примеров по математике (счет в пределах 10). 1 класс. Пособие. – ООО «Издательство Астрель».
Печатные пособия.
Комплект демонстрационных таблиц к учебнику «Математика» М.И.Моро, С.И.Волковой, С.В.Степановой.
Разрезной счетный материал по математике (Приложение к учебнику 1 класса).
Интернет – ресурсы.
1. Бантова М.А. Математика. 1 класс четырехлетней начальной школы: методическое пособие для учителя к учебнику «Математика. 1 класс» / М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.В. Степанова. – Режим доступа: http//www.prosv.ru/ebooks/bantova_matematika_1_fragm
2. МОиН РФ. Итоговые проверочные работы: дидактические и раздаточные материалы. – Режим доступа: http//standart.edu.ru/catalog.aspx?CanalogId=443