Изобразительные средства

Изобразительные средства - это образное воспроизведение предметов, процессов и явлений, связанных со здоровьем.

Показ некоторых изобразительных средств подразумевает со стороны специалиста возможные практические действия с ними, ко­торые могут воспроизводиться впоследствии обучаемыми лицами.

Плакат - рисунок, который может сопровождаться кратким текстом, сизображением предмета, процесса или явления, связан­ного стематикой здоровья, профилактикой заболеваний. Плакат может быть издан в виде микроплаката с текстом на обороте и слу­жит для агитационно-информационных целей. Призван привлекать внимание, поддерживать интерес населения к трактуемой пробле­ме, побуждать к осуществлению гигиенических рекомендаций и советов. Рисунок и текст на плакате взаимно дополняют друг друга и составляют единое целое.

Плакат позволяет быстро донести заложенную в нем идею до сознания лица, на которое направлен воспитательный процесс. Сте­пень воздействия плаката во многом зависит от удачного образного решения, способов его экспонирования и т.д.

Фотографический снимок - изображение предмета, процесса или явления, связанных с тематикой здоровья, профилактики забо­леваний.

Картотека - это тематический набор рисунков, наклеенных на картонные листы небольшого формата, каждый из которых сопрово­ждается пояснениями, рекомендациями гигиенического характера.

Диапозитив (слайд) - представляет собой фотографический снимок на прозрачном материале, тематика которого отражает во­просы охраны здоровья, профилактики заболеваний.

Наиболее часто диапозитив используется в качестве иллюстри­рованного материала для бесед и лекций. Крупногабаритные диа­позитивы применяются для оформления лечебно-профилактиче­ских учреждений, выставок и пр.

Диафильм - представляет собой фильм составленный из диа­позитивов, тематика которого отражает вопросы охраны и укрепле­ния здоровья и профилактики заболеваний.

Диафильмы используются в целях динамической сюжетной иллюстрации материала бесед и лекций.

Аппликация - представляет собой рисунок или набранный текстом шрифт, отражающие тематику охраны и укрепления здоро­вья, которые прикрепляются к специальному устройству, предна­значенному для их показа.

Картинки для раскрашивания - рисунки с изображениями предметов, процессов и явлений, связанных с вопросами здоровья, которые предназначены для разрисовки разными красками.

Символ - специально созданный условный знак, вызывающий ассоциацию с определенными понятиями охраны и укрепления здоровья, используется при проведении массовых гигиенических мероприятий и кампаний, например, Всемирных дней здоровья, Международного года ребенка и т.д.

Малоформатные изобразительные средства - рисунки сизображениями предметов, процессов и явлений, относящихся кгигиенической тематике, на листах бумаги (или другого материала) небольшого формата. Это наклейки на спичечных коробках, почто­вые марки, календари, закладки, салфетки и др.

Искусственный предмет - копия натурального предмета, ко­торая используется при освещении вопросов гигиенической тема­тики (муляж, модель, макет и другие копии натуральных предметов или органов человеческого тела). Копия может быть увеличенной, уменьшенной или в натуральную величину, может быть упрощен­ной. Искусственные предметы используются как иллюстративный материал по вопросам охраны здоровья в качестве экспонатов в му­зеях, на выставках и т.д.

Изобразительно-речевые средства - это способ передачи ин­формации о здоровье, профилактике заболеваний с изображением предметов, процессов и явлений, иллюстрирующих эту информа­цию (телевидение, кино, театр, видео).

Применение этих средств в гигиеническом воспитании предпо­лагает их использование и на местном уровне. Так, например, мест­ное телевидение позволяет освещать проблемы охраны и укрепле­ния здоровья, специфичные для данного промышленного предпри­ятия, городского или сельского района и т.д.

Действие как средство гигиенического воспитания актуализируется в виде физкультурных упражнений, практических прие­мов аутотренинга, приемов ухода за больными, оказания первой медицинской помощи, самоконтроля физического и психического состояния, самообследования. Действие получает свое проявление в приемах рациональной обработки, приготовления и хранения пи­щи, выполнении гигиенических процедур, использовании предме­тов индивидуальной защиты и т.д.

Предметные средства - это средства гигиенического воспи­тания, представляющие собой реальные («натуральные») предме­ты, имеющие отношение к здоровью. В качестве предметных средств гигиенического воспитания могут выступать практически любые предметы, используемые в процессе жизнедеятельности че­ловека и имеющие отношение к его здоровью: посуда для приго­товления и хранения пищи; предметы индивидуальной защиты по­верхности кожи, глаз, органов дыхания на промышленных и сель­скохозяйственных предприятиях; средства ухода за кожей, волоса­ми, зубами, одеждой; средства, используемые для обеспечения чис­тоты жилых и рабочих помещений; спортивные снаряды; лекарст­ва; предметы для оказания первой медицинской помощи, ухода за больными, за детьми грудного возраста и т.д.

К предметным средствам гигиенического воспитания относятся также кукольные персонажи, используемые в целях формирования у детей позитивного с точки зрения проведения (Айболит и др.)

Технические средстваобучения используются в ГВ как для обучения, так и самообучения населения, а также для контроля усвоения знаний.

Круг технических средств обучения, это:

° технические средства информации (звуковые, записывающие, воспроизводящие, переговорные устройства);

° технические средства контроля (программированный тестовый машинный контроль);

° технические средства программированного обучения (обучающие и мультимедийные программы);

° слайды по разным темам;

° наглядные средства соответственно содержанию и теме обучения (таблицы);

° муляжи, тренажеры;

° видеофильмы;

° использование сети Интернет;

° компьютерно-видео-аудио-конференции, лекции и другие телемедицинские и телепросветительские информационные технологии.

Необходимо отметить, что большое количество составляющих понятия «здоровый образ жизни» не позволяет создать «единый учебник», изобрести одну универсальную форму тематической пропаганды ЗОЖ, поэтому она всегда будет видоизменяться, вбирать в себя различные средства и методы. Поэтому предложить однозначных рекомендаций по пропаганде ЗОЖ в целом нельзя. Можно говорить о системе пропаганды ЗОЖ и отработанных методиках пропаганды отдельных составляющих понятия «здоровый образ жизни». Основные направления пропаганды ЗОЖ с учетом мест проведения, форм проведения, специфики субъектов и объектов пропаганды на протяжении многих лет разрабатывались сотрудниками Центрального НИИ санитарного просвещения Минздрава СССР. Научно-обоснованные частные методики прошли апробацию на практике. Они оказались действенными и легли в осно­ву многих методических рекомендаций, которыми можно пользо­ваться и в настоящее время, т.к. охватывают весь круг вопросов пропаганды здорового образа жизни и нуждаются только в адаптации к региональным условиям.

Наши рекомендации