Определение линейного упреждения разворота.
Задача решается по формуле (рис. 53):
где ЛУР — линейное упреждение разворота;
R — радиус разворота;
УР—угол разворота.
Порядок решения (шкалы 4 и 5):
— передвигая движок, установить индекс против деления шкалы 5, соответствующего величине радиуса разворота R(рис. 54);
— поставить визирку по шкале 4 на деление, соответствующее половине угла разворота самолета 1/2УР;
— отсчитать по визирке искомое значение линейного упреждения разворота ЛУР.
Пример.Дано: УР = 120°; R = 9 км
Находим: ЛУР = 15,6 км.
РАСЧЕТ МИНИМАЛЬНОГО РАССТОЯНИЯ ДЛЯ ВОЗМОЖНОГО ПОГАШЕНИЯ
ОПОЗДАНИЯ ИЛИ ИЗБЫТКА ВРЕМЕНИ
Задача решается по формуле
где SMИH — минимальное расстояние до цели;
V — воздушная скорость полета самолета в км/час;
Vмакс — максимальная воздушная скорость в км/час;
ΔV — избыток скорости (Vмакс — V)в км/час;
Δt —максимально возможный избыток или недостаток времени.
Порядок решения (шкалы 1 и 2):
— передвигая движок, установить индекс или на деление шкалы 1, соответствующее значению V км/час (рис. 55);
— установить визирку по шкале 2 на деление, соответствующее значению VMАKC;
— передвигая движок, подвести под визирку деление шкалы 2, соответствующее значению ΔV;
— перевести визирку на деление шкалы 2, соответствующее, значению Δt
— отсчитать по визирке на шкале 1 искомое значение SМИН.
Пример.Дано: V = 700 км/час; VМАКС — 950 км/нас; Δt = 3 мин.
Находим: ΔV — 250 км/час, SMИIH = 133 км.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПОЛЕТА
НА ПЕТЛЕ ДЛЯ ПОГАШЕНИЯ ИЗБЫТКА ВРЕМЕНИ.
Задача решается по формуле
где t1— время полета от точки начала петли до момента разворота в обратную сторону петли;
W2 — путевая скорость при полете в обратную сторону петли;
Δt— избыток времени;
t360— время разворота на 360°;
V — воздушная скорость при полете на петле.
Порядок решения (шкалы 1 и 2):
— установить визирку по шкале 1 на деление, соответствующее удвоенному значению воздушной скорости V(рис. 56);
— передвигая движок, установить по визирке на шкале 2 деление, соответствующее времени (Δt – t360) в минутах;
— установить визирку по шкале 1 на деление, соответствующее значению путевой скорости W2;
— отсчитать по визирке на шкале 2 время полета на петле до разворота t1.
Пример.Дано: W2 = 650 км/час; Δt = 8 мин.; t360= 4 мин. 25 сек.; V = 550 км/час.
Находим: Δt— t360 — 3 мин. 35 сек.; t1 = 2 мин. 08 сек.
РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ ВСТРЕЧИ И ДОГОНА САМОЛЕТОВ.
Задача решается по формулам
где tB — время встречи;
tД — время догона;
S — расстояние между самолетами;
V1 и V2 — воздушные скорости самолетов;
ΔV — разность воздушных скоростей самолетов.
Порядок решения (шкалы 1 и 2):
— передвигая движок, установить индекс на деление шкалы 1, соответствующее разности ΔV или сумме скоростей V1 + V2 (рис. 57);
— установить визирку по шкале 1 на деление, соответствующее расстоянию между самолетами S;
— отсчитать по визирке искомое время до-гона или встречи.
Пример.Дано: V1 = 920 км/час; V2 = 750 км/час; S = 120 км.
Находим: ΔV = 170 км/час; V1 + V2= 1670 км/час; tД = 42,4 мин.; tВ = 4 мин. 20 сек.
ЗАДАЧИ ПО БОМБОМЕТАНИЮ
РАСЧЕТ УГЛА ПРИЦЕЛИВАНИЯ.
Задача решается по формуле (рис. 58)
где φ — угол прицеливания;
W — путевая скорость;
Т — время падения бомбы;
Н — высота полета;
Δ — отставание бомбы.
Порядок решения (шкалы 1, 2, 4 и 5):
— передвигая движок, установить индекс по шкале 1 на деление, соответствующее путевой скорости W (рис. 59);
— установить визирку по шкале 2 на деление, соответствующее времени падения бомбы Т;
— отсчитать по визирке на шкале 1 значение величины S = W·T;
— сдвинуть визирку влево на величину Δ,т.е. установить визирку по шкале 1 на деление, соответствующее разности S — Δ;
— передвигая движок, установить индекс по шкале 5 против деления, соответствующего высоте полета Н;
— отсчитать по визирке на шкале 4 угол прицеливания φ.
Примеры: 1) Дано: Н = 2000 м; W = 680 км/час; Т = 22,65 сек.; Δ = 1300 м.
Находим: φ = 56°,4.
2) Дано: Н = 7500 м; W = 800 км/час; Т = 47,7 сек.; Δ = 4800 м.
Находим: φ = 37,7°.