Правила обращения и хранения
При пользовании навигационной линейкой необходимо соблюдать некоторые элементарные правила. Это сохранит качество линейки и позволит работать с ней продолжительное время.
Линейку нужно хранить в футляре, чтобы предохранить ее от царапин, загрязнения и других повреждений, снижающих четкость шкал. Нельзя оставлять линейку во влажных местах или местах с высокой температурой, так как это может привести к разбуханию или ссыханию и короблению линейки. В результате движок линейки будет перемещаться с трудом или между корпусом и движком могут образоваться -щели.
Движок должен свободно перемещаться по корпусу, удерживаясь небольшим трением от самопроизвольного смешения. Если движок перемешается с трудом или между ним и корпусом образовались щели, необходимо осторожно разжать или поджать металлические скрепы корпуса. Кроме того, боковые ребра движка рекомендуется протереть воском или парафином, но не подскабливать ножом.
Грязь на шкалах линейки снимается мягкой резинкой или спиртом. Нельзя протирать шкалы бензином, керосином и другими жидкостями, растворяющими краску или целлулоид.
При пользовании визиркой для установки и отсчета величин необходимо следить, чтобы визирка прижималась пружиной к вырезанному пазу на скошенном крае линейки и ее риски были перпендикулярны шкалам.
__________
ГЛАВА ВТОРАЯ
ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ ПРИ ПОМОЩИ НЛ-10м.
ЗАДАЧИ ПО МАТЕМАТИКЕ
Умножение и деление чисел
Для умножения и деления чисел используются шкалы 1 и 2 или 5 и 2, а также шкалы 14 и 15. Шкалы 1, 2 и 5 используются для умножения и деления в основном при решении специальных задач, связанных с расчетом скорости, высоты, времени полета и других навигационных элементов. Шкалы 14 и 15 имеют деления с большим масштабом, и потому на них умножение и деление чисел можно выполнять с большей точностью (с большим числом значащих цифр).
При всех вычислениях на логарифмических шкалах необходимо знать и соблюдать следующие правила:
1. При отсчетах или установках по шкалам искомые или заданные числа можно увеличивать или уменьшать в 10,100 и т. д. раз.
2. В искомом результате важно правильно отделить число знаков (число цифр) слева от запятой. У десятичной дроби число знаков считается отрицательным и равным числу нулей справа от запятой до первой значащей цифры.
3. Число знаков произведения равно алгебраической сумме числа знаков множимого и множителя, если против множимого устанавливалось деление шкалы 14или шкалы 2 (движок вышел влево), или на единицу меньше, если против множимого было установлено деление 100 шкалы 14или шкалы 2 (движок вышел вправо).
4. Число знаков частного равно алгебраической разности числа знаков делимого и делителя, если отсчет частного был сделан против деления шкалы 14или шкалы 2 (движок вышел влево), или на единицу больше, если отсчет был сделан против деления 100 шкалы 14или шкалы 2 (движок вышел вправо).
Подсчет и определение количества знаков при умножении и делении занимает некоторое время и требует запоминания правил. Чтобы избежать ошибок в определении количества знаков результата вычисления на линейке нужно грубо определить ответ в уме. Зная возможный порядок вычисляемых величин, можно всегда судить о количестве знаков результата, учитывая при этом размерность входных и исходных величин.
Порядок умножения (шкалы 14 и 15):
— передвигая движок, установить деление 100 или на деление шкалы 15, соответствующее множимому (рис. 10);
— установить визирку по шкале 14на деление, соответствующее множителю;
— отсчитать по визирке на шкале 15искомое произведение.
Примеры:1) 16,4 х 19,2 = 315.
Число знаков множимого 2, множителя 2, произведения (2+2)—1=3 (рис. 10, а).
2) 8,43 х 6,65 = 56.
Число знаков множимого 1, множителя 1, произведения (1 + 1)=2 (рис. 10, б).
3) 0,0065 х 3550 = 23,2.
Число знаков множимого —2, множителя+4, произведения (— 2 +4)=2.
4) 0,125 х 0,214 = 0,0268.
Число знаков множимого 0, множителя 0, произведения (0+0)—1=—1.
Порядок деления (шкалы 14 и 15):
— установить визирку по шкале 15на деление, соответствующее делимому (рис. 11);
— передвигая движок, подвести под визирку деление шкалы 14,соответствующее делителю;
— отсчитать по шкале 15 против деления 100 или искомое частное.
Примеры. 1) 181 : 15,2 = 11,9.
Число знаков делимого 3, делителя 2, частного (3—2)+1=2.
2) 67,5 : 73 = 0,926.
Число знаков делимого 2, делителя 2, частного (2—2)=0.
3) 0,0225 : 0,0172 = 1,31.
Число знаков делимого —1, делителя —1, частного (-1)-(-1)+1 = 1.
4) 678 : 0,73 = 927.
Число знаков делимого 3, делителя 0, частного (3+0) = 3.
Примечание. Порядок умножения и деления чисел на шкалах 1 и 2 отличается лишь тем, что вместо деления 100 и индекса шкалы 14 используются индексы и шкалы 2 соответственно.