Тема 1.2 Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности

Студент должен иметь представления:

· о системах обеспечения параметров микроклимата и состава воздуха;

· об источниках света;

Знать:

· требования к системам освещения;

· методы контроля освещения;

· методов контроля параметров микроклимата;

Иметь навыки:

· расчёта освещения;

· контроля параметров микроклимата.

Теплообмен человека с окружающей средой. Гигиеническое нормирование показателей микроклимата ГОСТ 12.1.005 – 88, СанПиН 2.2.4.584-96. Терморегуляция организма человека. Сущность контроля показателей микроклимата. Приборы контроля. Системы естественной и механической вентиляции. Расчёт потребного воздухообмена. Освещение: светотехнические характеристики; системы и виды освещения; основные требования к производственному освещению; нормирование и расчёт производственного освещения. Рациональная организация рабочего места. Контроль освещения.

Методические указания

Метеорологические условия рабочей среды (микроклимата) оказывает влияние на процесс теплообмена и характер работы, поэтому при изучении данной темы особое внимание обратить на основные характеристики микроклимата их физический смысл – температуру воздуха, его влажность, скорость движения, а также интенсивность теплового излучения и гигиеническое нормирование искусственного и естественного освещения. Длительное воздействие на человека неблагоприятных метеорологических условий и не качественного освещения резко ухудшает самочувствие человека, снижает производительность труда и приводит к заболеваниям.

Вопросы для самоконтроля

1. Из каких параметров складывается микроклимат рабочего помещения?

2. Как могут влиять параметры микроклимата на самочувствие человека?

3. Что называется вентиляцией?

4. Назовите системы вентиляции.

5. Перечислите основные светотехнические характеристики.

6. Что является основной задачей светотехнических расчетов?

Лабораторная работа № 1 Тема: «Определение параметров воздуха рабочей зоны».

Лабораторная работа № 2 Тема: «Контроль производственного освещения».

[ 1 ] c.35÷62;

[ 2 ] c.26÷38;

[ 3 ] c.90÷100;

Тема 1.3 Негативные факторы в системе “человек-среда обитания”

Студент должен иметь представления:

· о классификации негативных факторов;

· о загрязнении атмосферы, гидросферы и литосферы объектами энергетики, промышленности, транспорта, сельского хозяйства;

· о фазах развития чрезвычайных ситуаций;

Знать:

· виды, источники и уровни негативных факторов производственной среды;

· негативные воздействия на человека и среду обитания, взрывов, пожаров, химических веществ.

Негативные факторы производственной среды. Носители вредных и травмирующих факторов. Причины возникновения негативных факторов, их классификация. Техногенные аварии и стихийные явления. Загрязнение атмосферного воздуха, поверхности вод, земель. Энергетические загрязнения среды обитания. Негативное влияние техносферы на природную среду и здоровье людей.

Методические указания

Процессы жизнедеятельности человека можно представить в общем плане следующим образом: человек берёт у природной среды необходимые ему вещества, энергию и информацию, преобразовывает их в полезные для себя продукты (материальные и духовные) и возвращает в природу отходы своей деятельности. Эти опасности условно могут быть разделены на потенциально опасные – исчерпание ресурсов, техногенные катастрофы и др., и реальные отрицательные последствия, ощутимые сейчас – загрязнение воздуха, воды, земель, эрозия почв и т.д. При изучении данной темы необходимо обратить внимание на известные основные источники загрязнения – автомобили, промышленность, теплоэлектростанции и их важнейшие загрязнители: оксид углерода, углеводороды, соединения свинца, ртуть и другие металлы и соединения.

Вопросы для самоконтроля

1. Что является естественными источниками загрязнения атмосферного воздуха?

2. Какие вещества являются самыми распространенными, загрязняющими атмосферу?

3. Что является источниками кислотных дождей?

Дайте классификацию загрязнителям гидросферы

4. Чем сопровождаются антропогенное воздействие на земную кору?

5. Какие работы, на промышленных предприятиях, относятся к особо опасным?

6. Что является основными причинами техногенных ЧС?

[ 1 ] c.62÷81;

[ 2 ] c.102÷126;

[ 3 ] c.168÷222;

Тема 1.4 Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания

Студент должен иметь представления:

· о характере нервной системы человека;

· о комбинированном действии вредных веществ;

· о негативном воздействии вредных веществ на среду обитания;

· об ударной волне;

· об электромагнитных полях;

· об ионизирующих излучениях;

· об отдалённых последствиях воздействия ионизирующего излучения.

Знать:

· допустимые воздействия вредных факторов на человека и среду обитания;

· основные подходы к определению допустимых воздействий вредных факторов на человека и среду обитания;

· воздействие ударной волны ядерного взрыва на человека, сооружения, технику, природную среду;

· источники и уровни электромагнитных полей в окружающей среде и современном производстве;

· основные методы защиты от действия электромагнитных полей;

· нормы радиационной безопасности;

· воздействие электрического тока на человека;

· защитные средства в электроустановках.

Уметь:

· рассчитывать защитное заземление.

Иметь навыки:

· классификации вредных веществ;

· прогнозирования воздействия вредных веществ.

Критерии безопасности и экологичности техносферы при её загрязнении отходами. Показатели негативности техносферы. Критерии безопасности техносферы при авариях. Допустимое воздействие негативных факторов на человека. Состояния селитебных зон техносферы. Разрушение природных зон. Нормирование негативных факторов. Характер воздействия веществ на человека. Нервная система. Понятия о гомеостазе и адаптации. Источники особых видов негативных факторов, их влияние на здоровье человека, среду обитания, сооружения, технику – промышленные и ядерные взрывы, вибрация и акустические колебания, электромагнитные поля и излучения, ионизирующие излучения, электрический ток. действия вредных веществ на человека.

Методические указания

Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь тогда, когда потоки вещества, энергии и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимающие человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков неизбежно окажут негативное воздействие на человека и окружающую среду. Изучая вопросы этой темы студент анализирует типовые состояния взаимодействия в системе “человек – среда обитания” – комфортное, допустимое, опасное и чрезвычайно опасное и оценивает эти условия состояния принятыми критериями безопасности и экологичности. Особое внимание обратить на нормативные акты государственной системы санитарно-эпидемологического нормирования Российской Федерации: по значениям ПДК, ПДВ и ПДУ на группы негативных факторов, таких как физических, химических и т.д., на их источники и зоны действия, на причины техногенных аварий в нефтегазохимической и нефтеперерабатывающей промышленностях, на последствия негативных факторов, на человека и окружающую среду, на защитные мероприятия.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте классификацию рецепторов.

2. Приведите классификацию ядов по избирательной токсичности.

3. Что такое естественный электромагнитный фон Земли?

4. Какой электрический ток называют «не отпускающим»?

5. В чем проявляется сочетание вредных факторов?

Практическая работа № 1Тема: «Расчет заземления в сетях переменного тока с напряжением до 1000 В»

Практическая работа № 2Тема: «Расчет доз облучения при проведении работ в чрезвычайных ситуациях, определение допустимого времени пребывания в зараженной местности».

Лабораторная работа № 3Тема: «Определение шумовых характеристик машин».

Лабораторная работа № 4Тема: «Определение эффективности методов и средств защиты от шума на производстве и селитебных зонах».

Лабораторная работа № 5Тема: «Порядок использования приборов дозиметрического и химического контроля».

Лабораторная работа № 6Тема: «Определение эффективности методов и средств защиты от ионизирующих излучений».

[ 1 ] c.83÷132;

[ 2 ] c.126÷190;

[ 3 ] c.37÷81;

[ 4 ] c.17÷22.

Наши рекомендации