VIII. Закрепление изученного материала.
1) Работа с правилом (с. 24).
2) Работа в парах.
Задание № 1. с. 24.
Чтобы найти площади прямоугольников, нужно представить (нарисовать) недостающие отрезки и посчитать количество полученных квадратов двумя способами: по рядам или по столбцам.
3) Работа в группах.
Задание № 2. с. 24.
Рассматриваются варианты ответов детей и выводится правило. Площадь определяется по принципу палетки: считается количество полных клеток и неполных, количество неполных клеток делится на
2 и складывается с количеством полных клеток.
1) 2 + 4 : 2 = 4 (см2); 2)4 +8: 2 = 6 (см3).
4) Индивидуальная работа.
Задание № 5. с. 25,
Помня, что один квадратный сантиметр содержит 4 тетрадных клеточки, учащиеся рисуют разные фигуры с площадью 3 см2. Например, как на рисунках.
5) Решение задач.
а) Задание № 10. с. 25.
Пассажир проехал одну часть пути. Ему осталось проехать две части. Ехать осталось на одну часть больше, чем он проехал.
840 3 = 280 (км).
б) Задание_№4 *. с. 25.
Отрезок состоит из трех равных частей. Две части больше одной на 8 мм. Значит, одна часть и есть 8 мм.
Весь отрезок равен S * 3 - 24 (мм).
в) Дополнительная задача,
В овощную палатку привезли 900 кг картофеля. В первый день была продана 1/3 часть всего картофеля, а во второй ~ 1/8 часть оставшегося картофеля. Сколько килограммов картофеля было продано в овощной палатке во второй день?
б) Дифференцированная работа по группам (организовываются группы трех уровней сложности).
1 группа — задание № 9. с. 25.
2 группа — задание № 6, с. 25.
3 группа — задание № 7. с. 25.
7) Самостоятельная работа (выполнение теста).
1. Указать правильную запись числа 254 в виде суммы разрядных слагаемых.
а) 200+ 54; б)250 + 4; в) 20 + 54; г) 200+ 50+ 4.
2. Сравнить числа 95 и 105.
а) 95 = 105; б) 95 < 105; в) 95 > 105.
3. Найти разность чисел 54 и 28.
а) 16; б) 36; в) 82; г) 26.
4. Вычислить частное чисел 48 и 6.
а) 8; б) 6; в) 54; г) 42..
5. Найти сумму чисел 520 и 167.
а) 767; б) 687; в) 353.
6. Во сколько раз 28 больше 4?
а) 7; б) 24; в) 32; г) 9.
7. Сумма двух чисел равна 48. Одно из чисел равно 16. Найти другое число.
а)32; б)64; в) 21; г) 3.
8. Сравнить 4 см и 2 дм.
а) 4 см = 2 дм; б)4см<2дм; в) 4 см >2 дм.
9. Сравнить 1 ц и 25 кг.
а) 1 ц = 25 кг; б) 1ц>2.5 кг; в) 1 ц< 25 кг.
10. Сторона квадрата 7 см. Вычислить периметр (сумму длин сторон) этого квадрата.
а)21 см; б) 49 см; в) 14 см; г) 28 см.
IX. Подведение итогов урока. Рефлексия.
— Какую единицу измерения площади мы сегодня узнали? {см1.)
— Что такое квадратный сантиметр? (Квадрат со стороной 1 см.)
— Как вы оцениваете свою работу на уроке?
X. Домашнее задание.
Задание 11. с. 25 (в учебнике опечатка (3-й пример 1-го столбца), заменить знак «-» на «+»).
Тема: ЧИСЛОВЫЕ ВЫЯЖЕНИА ВЫРАЖЕНИЯ СПЕРЕМЕННОЙ
Цель:создать условия для нахождения значения выражений с одной переменной; способствовать закреплению умений решать задачи на нахождение доли от числа; содействовать воспитанию чувства прекрасного.
Оборудование: учебник по математике (ч. 1, Т. М. Чеботаревская и др.) [13]; корточки для разноуровневой самостоятельной работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
* * *
Прекрасно все на небе, Прекрасно в нашем классе,
Прекрасно на земле. Прекрасно все во мне.
— И вот такие прекрасные дети садятся за парты и начинают прекрасно работать на замечательном и интересном уроке математики. У кого из вас прекрасное настроение? Почему?
II. Проверка домашнего задания.
Задание № 11. с. 25 (с учетом замены в 3-м примере 1-го столбца знака «-» на «+»).
— Назовите числовое выражение, в ответе которого
24 дес. 1 ед.; 2 с. 2 дес. 5 ед.; 7 с. 4 ед.; 7 дес. 6 ед.; 7 с. 9 дес. 1 ед.; 1с. 6 дес. 2 ед.
III. Устный счет.
1) Игра «Лабиринт».
— Пройдите через «ворота», набрав необходимую сумму чисел.
2) Задание № 2. с. 26.
Числа а и b определяются по правилам нахождения неизвестного множителя.
Ответы: 60, 3, 68, 88,72, 8.
3) Задание № 5 ’, с. 26.
Если в «окошко» поставить число 8, выражения будут равными. Неравенство будет истинным, если в «окошко» поставить любое число, больше 8, например 9,10 и т. д.
4) Задание Ne 8. с. 27.
1-й столбец: количество десятков второго слагаемого увеличивается на 1. Следующий пример: 928 + 67.
2-й столбец: количество десятков вычитаемого увеличивается на 1. Следующий пример: 900 - 35.
3-й столбец: второй множитель увеличивается на 1. Следующий пример: 37 • 6.
4-й столбец: делитель увеличивается на 1. Следующий пример: 928:5.
5) Игра «Учитель — ученик».
Задание № 10. с. 27.
6) Решение задач.
а) Какую часть часа составляют 30 мин? 15 мин? 10 мин? 20 мин? 6мин? 5 мин?
б) Какую часть суток составляют 1ч? 8 ч? 12 ч?
в) Какую часть года составляют 3 месяца? 4 месяца? 6 месяцев? 1месяц?
IV. Целеполагание.
— Чему мы учимся на уроках математики?
Сегодня нам понадобятся ваши знания и умения, полученные на предыдущих уроках. Мы будем находить значения выражений с одной переменной.
V. Закрепление изученногоматериала.
1) Задание Ns 1. с. 26 — коллективно.
2} Задание Ns 3. с. 26 — с комментированием.
3) Задание N° 7, с. 26 — по вариантам.
4) Задание № 9. с. 27 — коллективно.
Р = {15 + а)« 2, или Р = 15 +15 + а + а.
Физкультминутка.
* * #
А сейчас все по порядку Оглянулись через правое плечо,
Встанем дружно на зарядку. Оглянулись через левое еще.
Руки в сторону, согнули, Дружно присели, пяточки задели.
Вверх подняли, помахали, На носочки поднялись,
Спрятали за спину их. Опустили руки вниз.
5) Работа в парах.
Задание № 11. с. 27.
Нужно записать числа вида «4*0».
Проверка выполненной работы.
Ответ: 400,410, 420, 430, 440, 450, 460,470, 480,490.
6) Решение задач.
Задание № 4, с. 26.
Составить разные числовые выражения к решению задачи.
(370 - 240) + 420 = 550 (с.) — осталось, когда отправили только груши.
(420 - 240) + 370 = 550 (с.) — осталось, когда отправили только яблони.
(370 + 420) - 240 = 550 (с.) — осталось, когда отправили яблони и груши.
7) Практическая работа в группах.
Задание № 6. с. 26.
Нужно вспомнить свойства прямоугольника: противоположные стороны у прямоугольника равны; смежные стороны прямоугольника образуют прямые углы.
Чтобы получить прямоугольник из прямоугольного треугольника, нужно достроить четвертую точку D. Определить место точки D можно разными способами:
а) Отточки В отложить вправо столько же клеточек, сколько их содержит отрезок АС.
б) От точки С отложить вверх столько же клеточек, сколько их содержит отрезок АВ.
в) По стороне АВ приложить угольник, отложить от точки В прямой угол и провести луч, затем отточки С отложить прямой угол (угольник приложить по стороне ВС) и провести луч. Точка D — точка пересечения лучей.
8) Самостоятельная разноуровневая работа.
1 уровень. Подчеркнуть числа, которые больше 864.
205, 900, 372, 1 000, 865, 980,174, 653, 999.
2 уровень. Найти значение выражения 950 - а • 43 при а = 10.
3 уровень. Записать выражения и найти их значения.
а) Сумму чисел 240 и 480 уменьшить в 9 раз.
б) Разность чисел 1 000 и 370 уменьшить в 70 раз.
3 уровень. Отметить знаком «+» истинные утверждения.
7 км < 9 км 60 м 1/5 м > 40 см
6 см = 60 мм 1/3 ч > 30 мин
5 уровень. Решить задачу.
В магазин привезли 163 кг бананов и 185 кг апельсинов. За день продали 1/4 часть фруктов. Сколько кг фруктов осталось продать?
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.
— Над какой темой работали сегодня на уроке?
— Прекрасное ли у вас настроение в конце урока? Почему? (Ответы.)
VII.Домашнее задание.
Задания № 12.13 (2-й столбец), с. 27.
4 КЛАСС | ЦЕНА. КОЛИЧЕСТВО. СТОИМОСТЬ | |
Цель: | создать условия для знакомства с новыми величинами: «цена», «количество», «стоимость»; способствовать закреплению умений решать простые задачи на нахождение цены, количества, стоимости; содействовать воспитанию требовательности к себе, аккуратности, трудолюбия | |
Оборудование: | учебник по математике (ч. 1, Т. М. Чеботаревская и др.); тетради, ручки, карандаши, циркули, линейки для организации игры «Магазин»; фонограмма для физкультминутки |
Ход урока
I. Организационный момент.
— Вы любите преодолевать трудности? Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
Трудности всегда преодолеваются, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Прислушайтесь, какое настроение у вас сейчас. (Ответы.) Значит, никакие трудности нам не страшны.
II. Проверка домашнего задания.
III.Устный счет.
1) Решить примеры.
2) Сравнить.
46 дм 3 см □ 4 м 63 см 5 м 9 дм □ 59 дм
2 м 63 см □ 26 дм 3 см 3 700 см □ 26 м
320 кг □ 3 020 г 34 дм □ 400 см
3) Задание № 7. с. 29.
4) Задание № 9. с. 29.
5) Решение задач.
а) Мухоловка пролетает в день 50 км, а почтовый голубь — в 8 раз больше. Сколько километров в день пролетает почтовый голубь?
б) В книге 300 страниц. В первый день Оля прочитала 1/30 часть книги. Сколько страниц она прочитала? Сколько страниц осталось прочитать Оле?
IV. Целеполагание.
— Умеете ли вы решать задачи? (Ответы.) Что при этом вызывает у вас затруднение?
— А пригодится ли вам в жизни умение решать задачи? Приведите примеры.
Сегодня на уроке мы и будем совершенствовать умение решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость.
Начнем нашу работу с уточнения смысла этих понятий и их взаимосвязи.