Закрепление изученного материала

Преподаватель предлагает учащимся ответить на вопросы по изученному материалу:

1. Расскажите о положении Франции после Столетней войны. Какие меры были приняты для восстановления хозяйства страны?

2. Почему во Франции назрела необходимость в сильной королевской власти?

3. Охарактеризуйте правление Людовика 11. Расскажите о его реформах и преобразованиях.

4. Объясните термин «централизованное государство».

5. Какие изменения произошли в культурной и общественной жизни Франции за этот период?

6. Расскажите о положении Англии после Столетней войны.

7. Почему в Англии назрела необходимость в сильной королевской власти

8. Расскажите о причинах, ходе и итогах войны Алой и Белой розы.

9. Расскажите о правлении Генриха 7.

10. Дайте характеристику роли парламента Англии, в правление Тюдоров.

Итоговое обобщение. Домашнее задание

К концу 15 века во Франции и в Англии оформились централизованные государства. Прекратились междоусобицы. Это дало стимул к развитию экономики стран. Объединение положительно сказалось на развитии науки, культуры и самосознания населения этих стран.

Преподаватель задает домашнее задание в соответствии с изученным материалом.

Рефлексия

Проводится в свободной форме с целью выявления качества проведённого занятия.

14.11.2014

Тема: Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

Цель урока: Показать процесс формирования централизованных государств.

Задачи:

• Познакомить с основными этапами Реконкисты;

• Формировать умение делать обобщения и выводы;

• Продолжить работу с понятиями и терминами;

• Отработка навыков работы с картой;

• Развитие коммуникативных навыков работы в парах, группах.

ХОД УРОКА:

I. ОРГМОМЕНТ

II. Проверка домашнего задания.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Название темы урока: «Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове» Начало показа презентации (слайд 1)

ЦЕЛЬ УРОКА: подвести учащихся к пониманию особенностей образования централизованных государств на Пиренейском полуострове; обеспечить усвоение учащимися понятия «реконкиста»; продолжить формирование умений работать с исторической картой; читать ее, пользоваться легендой, составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника на основе прошлого плана.

ЗАДАЧИ УРОКА: ответить на вопросы «Почему на Пиренейском полуострове началась реконкиста» «Как происходила реконкиста» «Чем и когда она завершилась» (Слайд 2)

ПЛАН:

1. Мусульманская Испания.

2. Реконкиста.

3. Жизнь евреев в Испании.

4. Образование Испанского королевства.

5. Введение инквизиции в Испании.

Учитель обращается к учащимся:

1. Сегодня мы с вами познакомимся с историей еще одного европейского государства – Испания. С помощью различных источников мы узнаем о яркой страничке в истории Пиренейского полуострова.

2. ЗАДАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

Учитель обращается к учащимся:

А) Кто переселился на Пиренейский полуостров в период Великого переселения народов?

Б) Когда и как был завоёван полуостров?

В) В результате чего произошло отделение от Арабского халифата?

(Заслушиваются варианты ответов уч-ся)

3. Объяснение нового материала.

Работа с учебником (стр.183)

3.1 Характеристика мусульманской Испании

Арабов и берберов, которые жили на полуострове, христиане называли маврами (пришли из Мавритании). Мусульманские владения на полуострове называли Андалусия. На полуострове уживались многочисленные народы: вестготы, берберы, арабы, евреи.

Мавры не препятствовали населению исповедовать свою религию, но постепенно ситуация менялась. Увеличение налогов, притеснение местного населения заставили население подняться на борьбу с завоевателями.

3.2. Реконкиста

Реконкиста – возвращение захваченных маврами территорий на полуострове.

Христиане в этом процессе были сплочены.

Каждое сословие преследовало свои цели.

Учитель делает запись на доске:

ГОРОДА КРЕСТЬЯНЕ ГОСПОДА

добивались самоуправления участвуя в войнах, получали новые

и различных прав приобретали не только землю, земли и должности

на отвоеванной территории но и личную свободу

Работа с учебником и картой (стр.184-185)

Какие королевства образовались в ходе Реконкисты?

(Кастилия, Арагон, Португалия)

Класс делится на 2 группы, каждая группа получает задание, которое выполняет в течение 5 минут.

1. Почему мусульманские княжества стали лёгкой добычей для христианских правителей в XI-XIII вв.? (стр.184)

(Ответ учащихся: им мешали междоусобные войны)

2. Почему после решающих успехов в XIII веке Реконкиста замедлилась? (стр. 187)

(Ответ учащихся: начались междоусобные войны между христианскими государствами)

Работа с картой.

Найти и показать территории Кордовского халифата в первой половине XI веке.

Найти и показать арабские владения в середине XII века.

Показать территорию, освобожденную в ходе Реконкисты к концу XIII века.

Ребята отвечают на вопросы, поставленные перед ними.

3.3. Жизнь евреев в Испании.

Рассказ учителя: На Пиренеях проживало много евреев. В мусульманской Испании возник один из центров еврейской культуры Средневековья.

Запись на доске учителем:

ЕВРЕИ:

1. Были земледельцами, ремесленниками, торговцами.

2. Наиболее образованные участвовали в управлении страной: выполняли торговые и дипломатические поручения.

3. Служили врачами, послами.

4. Ведали сбором налогов.

Учитель продолжает: Но с 13 века, после вторжения фанатичных берберов, евреев начали принуждать переходить в ислам. Многие бежали к христианам на юг. Но к 14 веке, когда Реконкиста близилась к завершению, началась травля евреев со стороны христиан. Их поставили перед выбором: крещение или смерть. Многие приняли мучительную смерть ради своей веры, другие предпочли переход в христианство.

3.4. Образование Испанского королевства.

Работа с учебником: (стр.187 – 188)

Возникшие государства были сословными монархиями. Так возникло собрание представителей сословий – КОРТЕСЫ они утверждали налоги, издавали законы.

Проблемный вопрос:

Какие мы знаем представительные собрания в Англии и Франции?

(Ответ учащихся: Франция – Генеральные штаты, Англия – парламент) Междоусобные войны приостановили Реконкисту на долгие годы.

Проблемный вопрос:

Как связаны даты 1479 год и 1492 год?

(Ответ учащихся: происходило объединение двух государств в единое Испанское королевство и на территории Пиренейского полуострова осталось два христианских королевства – Испания и Португалия, этим двум событиям способствовала супружеская пара Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский)

1212 год – что это за дата, какую роль она сыграла в Реконкисте?

(Ответ учащихся: объединенные силу Кастилии и других христианских государств полуострова сокрушили мавританские войска в сражении у селения Лас Навас де Толоса) Работа с учебником ( Стр.187)

3.5 «Введение инквизиции в Испании»

Рассказ учителя: Реконкиста проходила по лозунгом борьбы христиан против ислама. Многим мусульманам и евреям пришлось переселиться в Северную Африку. Испанию покинула значительная часть торговцев и ремесленников, что оказалось для страны тяжелой потерей. Фердинанд и Изабелла недаром называли себя «католическими королями»: они пожелали сделать Испанию чисто христианской страной. За оставшимися в Испании маврами и евреями, вынужденно принявшими крещение, велась постоянная слежка: церковь стремилась уличить их в отступлении от истиной веры, обвинить в ереси и колдовстве. Для искоренения еретиков в Ипании была учреждена инквизиция. Ее возглавил свирепый и беспощадный Томас Торквемада, обличенный званием «великого инквизитора». За 10 лет пока Торквемада стоял во главе инквизиции, тысячи людей были сожжены на кострах, еще больше подверглись пыткам.

Учитель делает запись на доске :

АУТОДАФЕ - казнь еретиков в Испании.

Учитель продолжает: Она проводилась как церковный праздник: костер пылал на городской площади, при большой степени народа, знати и воинов. Подчас одновременно сжигали десятки невинных людей.

Учитель подводит итог. В ходе Реконкисты на Севере Пиренейского полуострова образовались государства:

Кастилия (страна замков), Арагон, Наварра, Португалия.

Вывод: на территории Пиренейского полуострова остались два христианских королевства, Испания и Португалия.

6. Подведение итогов: оценки за работу на уроке.

7. Запись домашнего задания.

Анализ урока

Предмет: _________________

Ф.И.О. преподавателя: ________________________________________

Тема урока: __________________________________________________

Дата: _________ класс: _____

1. Начало урока, мотивация

Группа к уроку: готова/ не готова

Тема урока: дана / не дана

Мотивация: присутствует / отсутствует / оригинальна

Цели, задачи урока: даны, не даны, учащиеся определяют сами

2. Средства активизации:

а) живое слово д) самостоятельная работа

б) использование доски е) практическая работа

в) ТСО ж) индивидуальное занятие

г) лабораторная работа з)

3. Объяснение нового материала:

а) доступность в) научность

б) наглядность г)

4. Формы работы:

а) фронтальная г) парная

б) индивидуальная д) ролевая игра

в) групповая е)

5. Домашнее задание:

Дано: до звонка / после звонка /с пояснением / без пояснения

6. Объем домашнего задания

а) недостаточное; б) превышенное; в) оптимальное

7) Отметки за урок:

«2» ___ «3-4» ___ «5» ____

(с пояснением, без пояснения)

8. Активность группы на уроке: класс активен

9. Работа со слабоуспевающими учащимися:

а) индивидуальный подход в) не велась

б) дифференцированный подход г)

10. Итоги урока: подведен / не подведен

ВЫВОДЫ:_________________________

РЕКОМЕНДАЦИИ:_____________________________________________________________________________

Наши рекомендации