Установка на опережающую направленность

Тренирующих воздействий

Эта установка, подчеркивая ведущую роль специальной физи-ческой подготовки как основного условия развития ПССМ, выра-жает важнейшее требование к организации специальной силовой подготовки в многолетнем плане. Идея ее в том, что специфиче-ские приспособительные сдвиги в организме должны формиро-ваться заблаговременно, опережая момент, когда логика посту-пательного развития ПССМ потребует их наличия. Практически это означает, что задачи функциональной специализации орга-низма спортсмена (как по органу, так и по способности) должны исходить из четкого представления о моторной организации дви-гательного действия, а также о тех требованиях, которые с опреде-ленной последовательностью предъявляются к организму в ходе ПССМ.

Таким образом, реализация руководящей идеи установки на опережающую направленность тренирующих воздействий выра-жается в своевременном решении задач специальной силовой под-готовки на основе предвидения условий, определяющих дальней-ший ход ПССМ. Это обеспечивает неуклонный прогресс ПССМ, исключая отставание уровня физической подготовленности от требований, исходящих из условий спортивной деятельности.

При практической реализации рассматриваемой установки

в качестве ориентира следует иметь статистические данные, от-ражающие основные тенденции в динамике специфических двигательных способностей спортсменов в данном виде спорта (см. 1.2.3), и учитывать особенности физической подготовленно-сти конкретного атлета.

Это положение можно проиллюстрировать примером из экс-периментальной практики. Начинающие и квалифицированные женщины-спринтеры использовали в течение годичной и двухго-дичной (соответственно) тренировки различные средства специ-альной силовой подготовки. В каждом контингенте испытуемых были выделены две равноценные группы: одна (контрольная)

– 210 –

применяла традиционные, другая (опытная) – оригинальные спе-циализированные средства. Задача эксперимента заключалась

в сравнительной оценке их тренирующего эффекта.

В ходе исследования было выявлено значительное преимуще-ство экспериментальных средств при существенной экономично-сти тренировочной нагрузки (на специальную силовую подготов-ку опытных групп затрачено в среднем на 30% меньше времени). Основной итог эксперимента представлен на рис. 72, где сдвиги

в относительной (Fотн ) и стартовой (Q) силе сгибателей (СБ) и разгибателей (РБ) бедра показаны на фоне выявленной ранее средней статистической тенденции динамики этих характери-стик в ПССМ спринтеров. В левой части графиков – данные на-чинающих, в правой части – квалифицированных спортсменок. На графиках показаны также сдвиги в спортивном результате от исходного уровня (а) у экспериментальной (с) и контрольной

(b) групп (Ю.В. Верхошанский, В.Г. Семенов, 1971).

Таким образом, специализированные средства силовой под-готовки, подобранные с учетом специфики движений в скорост-ном беге и уровня подготовленности спортсменок, обеспечили своевременный и существенный прирост относительной и стар-товой силы мышц, превышающий средние значения этих показа-телей, типичные для практики подготовки женщин-спринтеров. Следует отметить также, что оригинальные средства силовой подготовки позволили избежать характерного замедления темпа прироста стартовой силы мышц у квалифицированных спортс-менок.

Установка на опережающую направленность - student2.ru

Рис. 72. Результаты экспериментальной тренировки женщин-спринтеров(объяснение в тексте)

– 211 –

4.4.3. Установка на специфическое соответствие тренирующего эффекта средств силовой подготовки

Установка указывает на необходимость соответствия обоб-щенного эффекта силовой работы специфическим характеристи-кам двигательного режима, присущего спортивной деятельности. Установка реализуется на основе такой системной организа-ции средств, результирующий (кумулятивный) эффект которой

в полной мере обеспечивает формирование структуры специаль-ной силовой подготовленности, требуемой логикой текущего эта-па ПССМ.

При практической реализации рассматриваемой установки следует исходить из следующей принципиальной схемы функ-циональной специализации организма в ПССМ (рис. 73). Наряду с приспособительной реакцией общего характера организм изби-рательно реагирует на преимущественный двигательный режим и форму движения. Это приводит к локальной функциональ-ной гипертрофии двигательно активных кинематических цепей



        Внешние факторы      
             
                     
                 
                     
Преимущественно         Форма движения  
двигательный режим                
               
        Внутренние факторы          
Двигательная           Внешние  
           
специфика           механические  
спортивного           воздействия  
упражнения                
               
                     
                     

Установка на опережающую направленность - student2.ru

Специализация по способности

Абсолютная сила   Ускоряющая сила   Стартовая сила   Реактивнаяспособность   Быстротадвижений   Силоваявыносливость
                     

Специализация по органу

Ведущие группы мышц

Функциональные

мышечные комплексы

Рис. 73. Принципиальная схема функциональной специализацииорганизма в ПССМ

– 212 –

моторного аппарата (специализация по органу) и приобретению ими свойств, адекватных по своей качественной характеристике двигательной специфике спортивного упражнения (специализа-ция по способности). В дальнейшем происходит окончательное уточнение состава ведущих групп мышц и структуры их функ-ционального объединения, а также преимущественное развитие необходимых специфических двигательных способностей.

При реализации установки на специфическое соответствие тренирующего эффекта рекомендуется исходить из следующих задач: своевременно обеспечивать требуемый уровень специаль-ной силовой подготовленности; устранять там, где в этом есть необходимость, явление гетерохронности моментов, соответству-ющих началу интенсивной функциональной специализации веду-щих групп мышц, а также ликвидировать отставание в уровне си-ловой подготовленности отдельных из них; интенсифицировать развитие существенных силовых способностей на этапе высшего спортивного мастерства.

4.4.4. Установка на сохранение тренирующего эффекта средств силовой подготовки

Установка указывает на то, что нагрузка должна постоянно об-ладать тренирующим эффектом в ходе подготовки спортсмена, несмотря на прогрессирующее функциональное совершенствова-ние его организма. Это достигается путем планомерного своевре-менного введения в тренировочный процесс более действенных средств на основе их логической преемственности.

Установка на сохранение тренирующего эффекта нагрузки обеспечивает реализацию основного условия развития ПССМ – непрерывного поступательного роста уровня специальной рабо-тоспособности спортсмена. Тем самым достигается постоянное соответствие между уровнем специальной работоспособности организма и неуклонно возрастающими требованиями, предъяв-ляемыми условиями, в которых выполняется специализируемое упражнение.

Практическая реализация рассматриваемой установки связана

с использованием системы последовательного введения в трени-ровочный процесс средств с более высоким тренирующим эффек-том на основе так называемого сопряженно-последовательного метода (см. стр. 203). Идея этого метода (см. рис. 46) заключа-ется в том, что по мере снижения тренирующего эффекта одних

– 213 –

средств в тренировку вводятся новые, более эффективные сред-ства, которые, в свою очередь, уступают место еще более эффек-тивным средствам. Естественно, что для практического использо-вания этого метода необходимы объективная экспериментальная оценка тренирующего эффекта и ранжирование на этой основе конкретного комплекса средств. На рис. 74 приведен пример тако-го ранжирования средств для развития взрывной силы ног (пры-гучести) в подготовительном периоде тренировки легкоатлетов-прыгунов (Ю.В. Верхошанский, 1969, 1970).

В многолетнем масштабе реализация сопряженно-последо-вательного метода предусматривает повторное циклическое вос-произведение рассмотренной системной последовательности использования средств, но выполняемых с повышенной интен-сивностью. При этом возможно и целесообразно обновление комплекса средств (рис. 75), замена тех, которые сыграли свою прогрессивную роль в повышении уровня тренированности спортсмена (средства А и В), новыми, с более высоким тренирую-щим эффектом (средства D и E).

Установка на опережающую направленность - student2.ru

Рис. 74. Принципиальная схема Рис. 75. Схема использования
сопряженно-последовательного сопряженно-последовательного
метода организации метода организации скоростно-
скоростно-силовой нагрузки силовой нагрузки в многолетней
  тренировке

– 214 –

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, контуры будущей системы специальной силовой подго-товки спортсмена как будто вырисовываются.

Однако неясных вопросов еще много. Поэтому автор готов по-нять недовольство того из читателей, который ожидал найти в кни-ге ответ на вопрос: как же все-таки мне развивать силу? Но надо надеяться, что этот читатель поймет неоправданность своей пре-тензии и бесполезность попытки дать рецепт на каждый конкрет-ный случай, если представит себе все бесконечное многообразие нюансов, определяющих методику тренировки в ее индивидуаль-ном выражении. По поводу подобной ситуации Д.И. Менделеев говорил: «Чинить и даже строить мосты, лечить и делать другие практические дела, конечно, можно по рецептам, по наглядке, но оказывается, что наилучшим способом, т.е. наивыгоднейшим по затрате времени, средств и усилий, практические дела делаются только при знакомстве с абстрактами,.. прямую пользу которых первоначально не улавливают». Именно поэтому основная идея книги заключается в попытке ответить не столько на вопрос, как развивать силу в каждом конкретном случае, сколько показать, что надо знать для этого. Творческое использование в конкрет-ных условиях тех уже сложившихся положений и идей, не пере-живших еще стадии гипотезы, которые изложены в книге, скорее приведет к успеху. Во всяком случае, это принесет бóльшую поль-зу, чем покорное следование рецептам, которые живут недолго.

Надо упомянуть еще об одной задаче, стоявшей перед авто-ром, – подчеркнуть нерешенные проблемы в области силовой подготовки и наметить хотя бы в общих чертах пути, по кото-рым следует направить энтузиазм заинтересованного читателя. Таких проблем еще много, и решение любой из них, даже самой маленькой, приблизит нас к моменту, когда мы сможем говорить

о подлинно научной и, следовательно, практически эффективной системе специальной силовой подготовки спортсмена.

– 215 –

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие к третьему изданию.................................................................. 5

От автора................................................................................................................ 13

Глава I. Роль и место специальной силовой подготовки

в процессе становления спортивного мастерства........................... 15

1.1. Закономерности функционального

совершенствования движений спортсмена.................................... 16

1.2. Закономерности морфофункциональной

специализации организма в процессе становления

спортивного мастерства......................................................................... 34

1.3. Структурные закономерности физической

подготовленности спортсмена............................................................ 46

Наши рекомендации