Выделяющиеся при работе батарей кислород и водород скопились в отсеке химических батарей, а случайная искра подожгла смесь.
Продукты сгорания вырвались в окружающий вакуум.
Три из четырёх батарей сохранили мощность, а одна немного снизила отдаваемый ток.
Апреля в 04:31:28 (в 105:18:28 полётного времени) двигатель лунного модуля был включён ещё на 14 секунд на десятипроцентной тяге - была проведена четвёртая коррекция траектории.
Отличие этой коррекции от предыдущих заключалось в том, что для экономии энергии батарей лунного модуля экипаж не запитывал бортовой компьютер и инерциальную гироскопическую платформу.
Запуск и выключение двигателя производились вручную, а ориентацию при этом Ловелл поддерживал, ориентируясь через диоптр командирского иллюминатора на земной терминатор.
Хейз в этот момент должен был удерживать нижний лимб Солнца в перекрестии бортового телескопа.
Суайгерт вёл отсчёт времени по наручным часам.
Измерения показали, что угол входа аппарата в атмосферу Земли хоть и попадает в допустимые пределы, но не оптимален.
Требовалась ещё одна, пятая по счёту коррекция.
При штатном развитии событий астронавты должны были оставить на Луне несколько научных приборов.
Для питания этой аппаратуры предназначался радиоизотопный источник электроэнергии типа SNAP-27.
Этот прибор обладал прочным керамическим корпусом, упрочнённым стальной оболочкой, и теоретически должен был выдержать прохождение сквозь атмосферу и падение на Землю без разрушения.
Тем не менее, от частных лиц и различных организаций в NASA посыпались требования принять меры к недопущению попадания содержащихся в приборе радиоактивных материалов на земную поверхность.
Для решения этой задачи требовалось затопить лунный модуль в Тихом океане, вдали от судоходных маршрутов.
Пятая коррекция траектории и нештатная схема разделения «Водолея» и «Одиссея» должны были решить эту задачу.
Во время аварии служебного модуля автоматика переключила питание на аккумуляторы командного модуля, вследствие чего один из них был существенно разряжен, имея в запасе только 16 А·ч.
Чтобы обеспечить системы командного модуля электроэнергией на время посадки, запас энергии в этом аккумуляторе было необходимо восполнить до 50 А·ч.
Батареи лунного модуля ещё сохранили значительный заряд.
Инженерами Хьюстона, отвечающими за электропитание, была найдена нештатная комбинация положений переключателей, позволяющая подзарядить аккумуляторы «Одиссея» от аккумуляторов «Водолея».
Эта операция никогда не проверялась на практике, поэтому вызвала обоснованные сомнения у экипажа.
Однако инженеры заверили астронавтов, что закоротить батареи по предложенной схеме невозможно.
Эта операция была выполнена Суайгертом по рекомендациям Центра управления полётом.
Компьютер командного модуля был запрограммирован на строго определённую посадочную массу, в которую было включено 45 килограммов лунных камней и образцов грунта.
Поскольку высадки на Луне в этом полёте не произошло, инженерами Центра управления полётом был составлен список предметов из лунного модуля, в совокупности имевших необходимую массу - в него вошли несколько кино- и телекамер, кислородные шланги, самописец посадочного модуля, неэкспонированная киноплёнка.
Пока Суайгерт занимался подзарядкой аккумуляторов, Ловелл и Хейз перенесли эти предметы из лунного модуля в командный и разместили в отсеках для образцов.
В 108:46:00 полётного времени корабль сотрясла вибрация, и космонавты увидели в иллюминатор облако ледяных кристаллов.
Инженеры в Центре управления полётом отметили, что давление в гелиевых баках упало с 1921 фунтов на квадратный дюйм до 600 и продолжало понижаться: произошёл давно ожидаемый прорыв предохранительной мембраны, очередной запуск двигателя посадочной ступени стал невозможен.
По счастью, для пятой коррекции траектории требовалось придать кораблю лишь небольшой импульс, для чего были использованы маломощные двигатели системы ориентации лунного модуля.
Коррекция была проведена 17 апреля в 12:52:51 (в 137:39:52 полётного времени), двигатели ориентации проработали 22 секунды.
Расчёты показали, что корабль приводнится в приемлемом районе.
После пятой коррекции экипажу предстояло провести ещё несколько ответственных операций, в частности, выполнить отстыковку служебного модуля от спускаемого аппарата.