Разработка информационной структуры на основе тезисов содержания
На первый взгляд может показаться, что разработка информационной структуры и разработка тезисов содержания – процессы взаимозаменяемые. Это действительно так – но только для небольших презентаций. Например, таких, как презентация стенда для развала схождения, несколько раз использовавшаяся выше в качестве примера. При работе над ними, сформулировав тезисы, можно сразу садиться за компьютер.
Если же речь идет о крупном проекте, то формулировки тезисов содержания недостаточно. Необходимо еще разработать и максимально комфортный порядок представления этих тезисов пользователям. Хотя бы потому, что тезисов может быть много и даже порядок их следования может существенно влиять на качество презентации. Кроме этого, тезисы касаются только сути презентации, не затрагивая такие ее компоненты, как заголовки, заключения, примеры, справочную информацию и т.п. Их неудачное сочетание с содержанием может загубить самую блестящую идею.
И еще. Один и тот же тезис может быть представлен пользователю совершенно разными способами: как вопрос, как формулировка проблемы и т.д. Варианты подачи информации в презентации описаны выше, как ее информационные блоки. И их разнообразие дает разработчику возможность варьировать способ взаимодействия с конечным пользователем.
Обратимся к поднадоевшему уже развалу схождения. Один из наборов «раскрытых» тезисов, сформулированных нами для данной презентации, таков.
1. Раньше развал схождения делали кувалдой и на глазок.
- качественные и ценовые характеристики традиционных способов развала схождения с точки зрения потребителя.
2. Поэтому автомобили ездили криво и недолго.
- качественные характеристики традиционных способов развала схождения с «точки зрения автомобиля».
3. Теперь у вас есть возможность воспользоваться новым стендом и этот стенд – единственный в городе.
- качественные и ценовые характеристики развала схождения на новом стенде;
- сравнение двух видов услуг.
4. Теперь развал схождения можно сделать по последнему слову науки и техники.
- качественные и ценовые характеристики развала схождения на новом стенде;
- сравнение двух видов услуг.
5. И автомобили станут ездить прямо и долго.
- список всех преимуществ, которые получит потребитель, воспользовавшись новой услугой.
Первый из приведенных тезисов может быть реализован несколькими способами (с точки зрения информационной структуры). Например, такими.
1. Раньше развал схождения делали кувалдой и на глазок (качественные и ценовые характеристики традиционных способов развала схождения с точки зрения потребителя):
- негативный эмоциональный блок + блок-повествование;
- блок-повествование;
- информационно-справочный блок + блок-вывод;
- блок-вопрос + блок-ответ;
- проблемный блок;
- и так далее – можно запросто придумать еще несколько вариантов.
Соответственно, и презентация может быть построена минимум по четырем стандартным схемам («Проблема – решение», «Вопрос – ответ», «Схема-сравнение», «Эмоциональная схема»). И по неизвестному числу нестандартных. Наличие такой альтернативы дает возможность разработчику наилучшим образом учесть конкретную ситуацию, в которой будет делаться презентация.
Будем считать, что важность построения информационной структуры презентации после формирования тезисов обоснована. Разберемся теперь с тем, как это можно сделать.
Из приведенного выше примера (про развал схождения) становится ясным, что информационную структуру презентации во многом определяет первый тезис. Вернее, форма его преподнесения пользователю.
При этом ответ на вопрос, какой тезис должен быть первым, совершенно неочевиден. Например, из приведенных выше пяти тезисов первым может быть любой – при очень незначительном изменении. Смотрите…
· Первым остается первый тезис: «Раньше развал схождения делали кувалдой и на глазок…»
· Первым становится второй тезис (чуть-чуть измененный): «Вы хотите знать, почему автомобили ездят криво и недолго?»
· Первым становится третий тезис: «Теперь у вас есть возможность воспользоваться новым стендом и этот стенд – единственный в городе»…
· Первым становится четвертый тезис: «Теперь развал схождения можно сделать по последнему слову науки и техники»…
· Первым становится пятый тезис (тоже слегка измененный): «Вы хотите, чтобы ваш автомобиль ездил прямо и долго?»
Большинство тезисов даже не пришлось изменять… Выбор же первого тезиса и, соответственно, схемы, по которой будет построена презентация, следует осуществлять, исходя из условий демонстрации и классификации последней.
Например, если создается презентация, рассчитанная на самостоятельное изучение квалифицированным пользователем, то оптимальным началом станет четвертый тезис («Теперь у вас есть возможность воспользоваться новым стендом и этот стенд – единственный в городе»). В этом случае потребитель достаточно быстро получит всю необходимую ему информацию.
Если же презентация будет элементом выступления докладчика перед большой и не очень сведущей в развалах схождения аудитории, то начинать лучше с первого, второго или третьего тезиса – это создаст интригу и поможет придать презентации элементы шоу.
Четвертый тезис может открывать презентацию информационной поддержки, демонстрируемую на месте продаже, на выставке и в прочих подобных условиях.
Рисунок 28. Вариант информационной структуры презентации «про развал схождения»
Предположим, что заказчик рассчитывает получить презентацию, предназначенную для представления большой и совершенно неквалифицированной аудитории. Лучше будет начать ее с пятого тезиса («Вы хотите, чтобы ваш автомобиль ездил прямо и долго?») – он понятен всякому и позитивен. Информационная структура такой презентации совместит в себе элементы эмоциональной схемы и схемы «Вопрос – ответ» (естественно – ведь самый первый тезис – вопрос). Рассмотрим содержание блоков полученной информационной структуры подробнее (Рисунок 8).
1. Блок-вопрос. Полностью построен на первом тезисе презентации («Вы хотите, чтобы ваш автомобиль ездил прямо и долго?»). Служит для привлечения внимания аудитории и для задания презентации общего позитивного эмоционального фона. Может содержать информацию типа «Наблюдение показывают, что хорошо ухоженный автомобиль экономии своему хозяину до 1000 денег в год».
2. Блок-ответ. Построен на тезисе «Теперь развал схождения можно сделать по последнему слову науки и техники». Формулировка в презентации, конечно, может быть другой, более подходящей логике повествования. Может содержать некоторые общие характеристики представляемой услуги.
3. Негативный эмоциональный блок. Основан сразу на двух тезисах: «Раньше развал схождения делали кувалдой и на глазок» и «Поэтому автомобили ездили криво и недолго». Причем порядок их следования может быть изменен: «Раньше автомобили ездили криво и недолго, потому что развал схождения делался кувалдой и на глазок». Может содержать информацию, характеризующую традиционные услуги и их последствия.
4. Позитивный эмоциональный блок. Строится на основе тезиса «Теперь у вас есть возможность воспользоваться новым стендом и этот стенд – единственный в городе». Может содержать сравнительную информацию.
5. Информация для контактов. Назначение и содержание очевидны, с тезисами не связаны.
6. Блок-призыв. В принципе, может строиться на любом из тезисов, связанных с представляемой услугой (в данном случае их три). Однако может и просто содержать элементарное «Мы будем рады видеть вам на нашем стенде и развалим вам все схождение!»
Итак. Построение информационной структуры на основе тезисов – процедура несложная, но полезная. Вариант ее реализации для более сложной презентации мы рассмотрим в приведенном ниже примере. А сейчас вернемся к вопросу о том, что все-таки создается раньше – информационная структура или содержание?
Ответ на этот вопрос может быть таким.
Если разработчики испытывают проблемы с придумыванием и формулированием идеи презентации – им стоит обратиться с стандартным схемам построения информационной структуры, взять их за основу и «нарастить» на них «мясо» информации.
Если проблемы с идеей нет, и она сама торопится на бумагу – то можно смело начинать с формулирования тезисов содержания презентации. Которое, впрочем, потом лучше все-таки поместить в тесные рамки информационной структуре.
На этой оптимистической ноте перейдем к очередному примеру.
Пример 6. Информационная структура на основе тезисов содержания
* * *
Безусловно, построение тезисов на основе информационной структуры, приведенное в последнем примере, выглядит несколько «притянутым за уши». Связано это, конечно, с тем, что эти тезисы уже один раз сформулированы и с тем, что презентация давно создана – и от установленных в ходе этих процессов рамок автору было не избавиться. При создании презентаций разработчики, естественно, действуют каким-либо одним способом. Надеюсь, что каждый из них описан достаточно подробно.