КПД передачи винт-гайка. Явление самоторможения.
Передачу винт-гайку приближенно можно представить в виде ползуна двигающегося по наклонной плоскости, которая получается путем развертки средней винтовой резьбы на плоскость.
р-шаг
z-число заходов
ψ-угол подъема средней винтовой линии
ψ=arctg(zp/πdср)
прямой ход (подъем ползуна)
Q-осевая нагр., F-движ., R-полная реакц., φ-угол трения
φ =arctg(f), F+Q+R=0
Движ. момент: Mд=Frср=Qrсрtg(ψ+ φ)
η=M0д/Мд φ=0 М0д=Qrсрtg ψ ηпр=tg ψ/tg(ψ+ φ) (1)
Обратный ход: Q-движ. сила, F-тормозящая сила
ηобр=tg(ψ-φ)/tg(ψ) (2)
Если ψ<= φ, то ηобр<=0 винтовая пара является самотормозящей.
Динамическое и статическое уравновешивание вращающихся звеньев. Виды неуравновешенности, их оценка и способы устранения. Балансировка.
Уравновешивание масс состоит в устранении переменных реакций на опоры от сил инерции. Для полного устранения этих реакций главный вектор сил инерции и главный момент сил инерции должны быть равны нулю.
При Fи=0 и Ми=0 это динамическое уравновеш.
При Fи=0 а Ми≠0 это статическое уравновешивание
Виды неуравновешенности:
Статическая неуравновешенность: rs≠0, Ixz=Iyz=0 следовательно Fи≠0, Mи=0
Мерой стат. Неуравновеш. Явл. Дисбаланс: D=mrs, Fи=Dω2
Моментная неуравновешенность:
rs=0, Ixz≠0, Iyz≠0 следовательно Fи=0, Mи≠0
Динамическая неуравновешенность:
rs≠0, , Ixz≠0, Iyz≠0 следовательно Fи≠0, Mи≠0
Балансировка-экспериментальное устранение уравновешенности
Уравновешивание нескольких масс, вращающихся на одном валу
Пример: уравновесить массы , вращающиеся на одном валу.
Каждый дисбаланс раскладываем
на 2 параллельных:
Условие уравновешенности:
Строим многоугольники дисбалансов:
Статическое уравновешивание масс плоских рычажных механизмов
Для механизмов в целом чаще всего ограничиваются статическим уравновешиванием, когда
, то есть общий центр масс всего механизма должен быть неподвижным.
Рассмотрим задачу статического уравновешивания масс кривошипно – ползунного механизма:
Статическое размещение масс.
Согласно этому методу, твердое
тело
заменяется системой
сосредоточенных
(точечных) масс, которые
обладают той
же массой и тем же расположением
центра масс, что и заменяемое тело.
Из этих уравнений находим:
В результате в точке “A” сосредоточена вращающаяся масса:
В точке “B” – поступательно движущаяся масса.
На продолжении звена “2” в точке “C” устанавливаем противовес, массу которого находим из условия, что бы центр масс , оказался точке “A”.
В точке “D” устанавливаем противовес, массу которого находим из условия, что бы центр масс оказался в точке “O”.
После установки обоих противовесов общий центр масс общий центр масс механизма окажется в неподвижной точке “O”, где достигается статическое уравновешивание.