Упражнение «Кто смотрелся в зеркало?»
Учитель в произвольном порядке показывает карточки «Цифры в зеркале» (каждую карточку можно предъявлять дважды: в горизонтальном и вертикальном положениях).
Учащимся нужно догадаться, какая цифра «смотрится» в зеркало, и показать её с помощью «сигнального» блокнота (веера цифр). В случае затруднений учитель переворачивает карточку и показывает правильный ответ.
Переменка 2
Игра в парах: один ученик рисует пальчиком соседу на ладошке или на спине любую цифру, которую нужно угадать. Затем учащиеся в парах меняются ролями.
Упражнение «На что похоже?»
На доске по порядку записаны все цифры на расстоянии друг от друга. Каждый ученик получает 1-2 рисунка, нужно догадаться, на какие цифры похожи изображения, и прикрепить их под соответствующими цифрами.
Творческое задание «Превращалки»
Любую цифру по выбору учащихся нужно «превратить» в изображение. Желательно, чтобы учащиеся придумывали свои сюжеты, не повторяя рисунки на доске.
Занятие 12. Цифрозавры. Математическое домино
Цель: планируется, что к окончанию занятия учащиеся будут знать: о цифрах, как символах, используемых для записи чисел; уметь: преобразовывать наглядные образы в арифметическую форму.
Оборудование: рисунки «Карта острова», «У лукоморья», «Цифрозавры»; карточки «Найди ошибку» — по числу пар учащихся, наборы домино — по количеству групп; сигнальные блокноты (веера цифр) — по числу учеников.
Ход занятия
Разминка «Путаница»
Весь покрытый числами,
Абсолютно весь,
Остров цифрозавровый
В океане есть!
Состоят из цифр там
Звери и цветы...
И на этом острове побываем мы.
На доске открывается рисунок «Карта острова», учащимся нужно распутать путаницу: назвать все цифры, изображённые на рисунке. Возможен вариант, когда задание выполняется по группам и каждой группе предлагается своя карта «острова».
Упражнение «Назови цифры»
Учитель читает строки из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»:
У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том.
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом...
Рисунок «У лукоморья».
Учащимся нужно посчитать и назвать (показать с помощью сигнального блокнота или веера цифр), сколько раз используются различные цифры. При проверке учитель обращает внимание, что цифры могут быть расположены произвольно: наклонены, перевёрнуты, отображены зеркально.
Упражнение «Цифрозавры»
Учитель показывает изображения цифрозавров: обитателей острова, составленных из цифр. Учащимся нужно перерисовать в тетрадь портрет любого цифрозавра по выбору.
Переменка 1
Игра на внимание «Смотри не ошибись!» Класс делится на две команды. Учитель поочерёдно показывает костяшки домино (большие). На счёт «1-2-3!» встаёт столько учеников первой команды, сколько точек изображено на правой стороне домино, и одновременно столько учеников второй команды, сколько точек изображено с левой стороны домино.
Интересно знать
Известно несколько версий происхождения игры домино. По одной из них, родиной домино является древний Китай, где игра называлась «костяные таблички». Много веков тому назад для гадания и предсказания будущего китайцы использовали белые кубики с чёрными метками. Кубики изготавливали из слоновой кости, поэтому их так и называли — кости.
Затем кубики решили заменить пластинками, разделёнными на две части. Так каждая косточка домино стала обозначать бросание сразу двух кубиков.
В Европе считают, что домино придумали французские монахи. Словом «домино» они называли своё зимнее одеяние — белый плащ с чёрным капюшоном. Так же называли и чёрно-белые маскарадные костюмы.
В Голландии ежегодно празднуют День домино, когда из косточек домино сооружают всевозможные конструкции.
Игра «Кто рядом?»
Учитель сообщает, что по правилам игры в домино игроки выстраивают цепочку из костяшек так, чтобы они соприкасались половинками с одинаковым числом точек. Всем учащимся раздаётся по 3-4 костяшки домино. Учитель показывает по одному домино, а ученики, у которых есть костяшки, которые могут вступать в игру, выбегают с ними и становятся соответственно справа или слева от учителя. После проверки правильности выполнения показывается новая костяшка и т.д.