Что такое «устойчивое развитие»
Сейчас почти все политики, «видные деятели» науки, государства и т.п. – все говорят о необходимости «устойчивости», «стабильности» во всех сферах жизни людей, отраслях народного хозяйства, в отношениях между странами, в экономике, в финансах и т.д.
С этой целью проводится много «симпозиумов», «конференций», «саммитов» и «брифингов». Но если всех этих «деятелей» спросить, что они понимают под «устойчивым развитием», то не все смогут ответить. Но и те, кто что-то ответит, свой ответ обоснуют мнением официальной науки.
В 1992 году в Рио-де-Жанейро была первая Всемирная конференция по устойчивому развитию всего человечества на Земле, а в 2002 году в Йоханнесбурге – вторая. В их материалах вы найдете много чего: сколько и когда родилось и умерло, сколько выращено зерна, сколько выгорело хлебов и т.п. Но в их материалах вы не найдете одного: а что же такое «устойчивое развитие»? Давайте мы с этим и разберемся.
В «официальной академической» науке под устойчивой системой понимается такая система, которая после воздействия на неё какого-либо возмущения возвращается в исходное положение или на расчётную «траекторию движения». (рис. 12.24)
Например, едет автомобиль по дороге к намеченной цели. За рулем – водитель. Автомобиль и водитель – это система. Вдруг на дороге – яма, то есть возмущающее воздействие. Дорога перекрыта. Водитель повел автомобиль в «объезд», сделал крюк и вернулся на нужный маршрут. Всё это – пример устойчивой системы. Здесь возмущающее воздействие поступило из внешней среды.
Другой случай. Снова водитель и его машина. Но водитель перед поездкой выпил пива и уснул во время движения. Возмущающее воздействие – пиво (и как следствие – сон). Машина едет, а водитель спит. Машину потихоньку уводит налево, на полосу встречного движения. Отклонение от нужного курса всё растёт и растёт, но СИСТЕМА ЭТОГО НЕ ЗАМЕЧАЕТ, система неустойчива! Поворота руля вправо нет, и в конце-концов – бац! – в кювет или во встречную машину. Это – пример неустойчивой системы. Здесь возмущающее воздействие шло изнутри самой системы (хотя с точки зрения матричного управления и иерархичности управления причины, возмущающих воздействий как в первом, так и во втором случаях лежали вне рассматриваемых «систем»).
Вот таким, в популярном изложении, пониманием устойчивости и ограничивается «легитимная» наука. А является ли это понимание достаточно полным? Посмотрим.
Возьмём тот же первый случай. Водитель трезвый, машина исправна. Едет по заданию фирмы из южного пункта «А» за 2000 км в сибирский пункт «Б», везёт яблоки. В пункте «Б» «система» должна выгрузить яблоки детям Сибири, загрузить доски, заправиться бензином и возвратиться обратно. Всё идет хорошо, «система» устойчиво движется к заданной цели. Но приезжает наша «система» (водитель и его машина) в пункт «Б», а там… – ни досок (которые так нужны на юге), ни детей (которым так нужны яблоки), ни бензина (который нужен нашей «системе» для возвращения назад). Что случилось? А это кто-то из руководителей фирмы, будучи пьяным (или просто дураком, или «врагом народа»), перепутал пункт назначения. В результате яблоки гниют, а обратно без бензина машина приехать не может. А ведь ехала в пункт назначения «устойчиво»! Здесь была допущена ошибка в выборе цели.
Рассмотрим более сложную систему: завод. Директор – трезвенник и умница. Рабочие квалифицированные и ведут здоровый образ жизни. Оборудование в порядке. Директор решил модернизировать производство, но не счёл нужным сказать об этом рабочим. И вот он начинает управлять процессом модернизации. Он заказывает и закупает новое оборудование, начинает переучивать персонал … Он отслеживает возмущающие воздействия внешней среды (от изменения рынка сырья и рынка сбыта до погодных условий). Реагирует на технические возмущающие воздействия внутри системы: неисправности, нестыковки, неполадки и т.п. На некотором промежутке времени завод лихорадит: привычный ритм нарушен, зарплата нестабильная. Люди не понимают что происходит, дисциплина падает, качество выпускаемой продукции ухудшается, процесс модернизации пробуксовывает. Почему так получилось? Директор не огласил цель своих действий по совершенствованию завода.
Другой пример. Урок математики. Система: «учитель – ученики». И учитель вроде неплохой, и ученики старательные, и цель оглашена: освоение математики. Но освоение учениками предмета математики идёт плохо. Уроки превращаются во взаимную пытку. Знакомая картина? А почему так происходит? Потому, что учитель не разъясняет доходчиво и убедительно (а может и сам не знает), зачем нужна математика человеку, её прикладного смысла и смысла самого процесса освоения математики. А ведь ни одна наука, ни один вид человеческой деятельности не обходится без математики. Математика, если её правильно преподавать, должна быть самым легким предметом в школе, поскольку всё, что нас окружает в жизни, всё наделено МЕРОЙ, легко измеряется, а результат легко проверяется. А математика как раз и помогает наделять мерой все предметы и процессы. Не понимая ЦЕЛИ освоения математики, не наделяя эту цель МЕРОЙ понимания, участники «системы обучения» не могут продвигаться успешно и устойчиво к намеченной цели.
А теперь в виде системы рассмотрим наше россионское общество. Управление осуществляется через государственные органы на основе некой «большой идеи» – провозглашённой идеологии (причем отсутствие идеологии – это тоже идеология, да ещё какая!). Эта провозглашённая идеология «давит» на умы, «овладевает» умами государственных деятелей и всего общества, управляя ими, выставляя такие, например, «цели»:
наша цель – построение «демократии»;
наша цель – «капитализм с человеческим лицом»;
наша цель – права человека и т.д. и т.п.
Но, не наделив эти слова-лозунги чёткой и полной мерой понимания, не разъяснив людям, ЗАЧЕМ это делается, для каких целей, как, какими способами это будет достигнуто, у нас в России никаких успехов не наблюдается. Более того, при таком положении мы очень скоро «придём» в тот самый «пункт Б», где «яблоки не нужны, досок нет и нет бензина на обратную дорогу». Можно ли в таком случае считать наше движение «вперёд к демократии» «устойчивым развитием» российского общества в целом?
Увеличим время анализа и продлим его лет до 100-150 назад, или ещё дальше на 1000-2000 лет, и зададимся таким вопросом: «А куда устойчиво движется все человечество Земли»? Люди убивают друг друга в войнах (хотя уже 21 век!), разврат, содомия, богатые купаются в роскоши и ваннах с молоком или шампанским, а рядом люди умирают от голода! Что это? Справедливое общество людей? Это – демократия – власть народа? Это – «устойчивое развитие»? Бросьте, «господа»! Никогда бедняк не смирится с рабской участью своей и своих детей! И при первой же возможности он всадит в ненавистного богача вилы! И это вы считаете «устойчивостью»? Для нормальных людей вполне очевидно, что мы «идём не в ту сторону». И это зафиксировано на конференции в Йоханнесбурге, на которой было признано, что человечество находится в глобальном системном кризисе, который может привести человечество к самоликвидации.
А кто устанавливает эти «цели»: «права человека», «демократия» и т.п.? И можно ли вообще говорить о какой-то истинной «конечной цели» развития человечества, претендуя на некую «абстрактную истину»? Кто имеет на это право?
«Что есть истина»
Михаил Афанасьевич Булгаков в своём романе «Мастер и Маргарита» в знаменитой сцене (рис. 12.25), когда Понтий Пилат ведёт допрос Иешуа, поведал об этом так:
«– Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления? Что такое истина?
И тут прокуратор подумал: «О, боги мои! Я спрашиваю его о чём-то ненужном на суде … Мой ум не служит мне больше» И опять померещилось ему чаша с темною жидкостью. «Яду мне, яду!»
И вновь он услышал голос:
– Истинапрежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь даже и думать о чём-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо к которому ты привязан. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдёт.»
Эта сцена знаменательна тем, что в ней Булгаков говорит, что истина всегда конкретна на данный исторический момент времени. И нет какой-то «абстрактной истины», как нет «абстрактных» добра и зла. Они всегда конкретны на определённый исторический момент. Так когда-то истиной было, что Земля – блин на трёх слонах, а те на трёх китах. Потом истиной стало, что Земля круглая и Солнце вращается вокруг неё. Затем, что Земля вращается вокруг Солнца. Причем во все эти времена люди жили, трудились, рожали детей, менялись поколения. Поэтому нельзя никому претендовать на полное, абсолютное понимание «истины». Это посильно только Богу. Но человеку и человечеству нельзя отказываться от поиска истины! При этом следует помнить, что истина всегда конкретная на данный исторический момент времени.
На данном историческом этапе смыслом жизни должно быть достижение каждым человеком и всем человечеством в целом человечного строя психики. Нам всем предстоит вырваться из животного типа строя психики, из типа биоробота-зомби и преодолеть в себе демонизм. Это то, что научно обосновано с позиций КОБы на данный исторический момент развития человечества и вполне очевидно для тех, кто освоил КОБу.
Если же поставить вопрос о предельно возможном в наше время понимании смысла жизни человека и человечества, то КОБа отвечает, что таким предельно возможным пониманием смысла жизни должно быть освоение генетически заложенного потенциала своего развития как каждым отдельным человеком, так и человечеством в целом. Каждый человек обладает генетически обусловленным потенциалом развития. В упрощённом понимании – это те заложенные в человека сверхвозможности, которые пока проявляются у каждого человека только в различных экстремальных ситуациях. Примеры таких ситуаций каждый читатель может вспомнить сам. Так, многие побывавшие в автокатастрофах, замечали, что катастрофические события протекали для них как бы в замедленной съемке, они помнят мельчайшие детали, хотя сам факт автокатастрофы длился мгновения. Т.е. в генетике каждого человека есть «что-то такое», что пока у абсолютного большинства людей не проявляется в обычной жизни, а проявляется у очень немногих. Этих «немногих» называют «экстрасенсами», «ясновидящими» и т.п. «особенными» людьми, хотя таким «особенным» может стать любой человек, если он сможет раскрыть те возможности, которые в него заложены Свыше.
Таким же генетически обусловленным потенциалом развития обладает и всё человечество в целом, являясь по современной научной терминологии «суперсистемой», то есть сверх сложной системой.
Отсюда следует, что каждый человек и человечество в целом, раз в них заложены сверхвозможности, заложены некие потенциалы развития, должны иметь своей целью стопроцентное освоение этих возможностей (генетически заложенных в них потенциалов развития).
Известны ли нам сейчас все составляющие этих потенциалов? Нет, пока неизвестны.
Является ли освоение этих потенциалов самой-самой конечной целью существования человека и человечества, самым конечным смыслом жизни? Утверждать это однозначно нельзя. Ведь вполне возможно, что эти потенциалы каким-то образом корректируются (подправляются, развиваются) Свыше.
Но вполне очевидно то, что мы должны осваивать эти потенциалы, раз они заложены в нас. А вся культура, в которой мы живём, должна способствовать этому процессу освоения.
И только руководствуясь таким подходом можно говорить о смысле жизни человека, устойчивом развитии всего человечества.
Именно так и утверждается в КОБе при рассмотрении «устойчивости по предсказуемости». То есть об устойчивости объекта управления в смысле предсказуемости его поведения в определенной мере под воздействием внешней среды, внутренних изменений и управления.