Природа управленческих решений
Принятие решений, наряду с коммуникацией, является важнейшим связующим процессом, обеспечивающимвзаимосвязь функций управления. Решение представляет собой выбор одной из альтернатив. Управленческие решения могут быть запрограммированными и незапрограммированными, организационными и персональными, операционными и стратегическими.
Запрограммированное решение есть результат реализации определенной последовательности шагов или действий. В этом случае число альтернатив ограниченно и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией. Руководство часто программирует решения под ситуации, повторяющиеся с определенной регулярностью. При этом предпочтительнее бывает сообщить об основаниях методологии принятия запрограммированных решений тем, кто этой методологией пользуется, нежели просто предложить ее для использования.
Незапрограммированные решения требуются в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. При принятии такого решения руководители могут прибегнуть к использованию моделирования, которое предполагает построение и изучение моделей реально существующих предметов, процессов или явлений для предсказания явлений, интересующих организацию.
Организационные решения принимаются менеджером внутри формальных рамок его официальной власти и авторитета. Организационное решение должно способствовать достижению целей организации.
Персональные решения принимаются менеджером как частным лицом.
Различия между организационным и персональным решением помогают определить взаимодействие между субъективными человеческими факторами и объективными организационными целями и нуждами.
Разница между операционными и стратегическими решениями отражает диапазон процесса принятия решений.
Операционные решения принимаются на низком и среднем уровнях управления. Они являются частью краткосрочных планов. Это запрограммированные решения.
Стратегические решения принимаются на высшем уровне и связаны с такими макроэкономическими переменными, как состояние экономики, конкуренция.
Процесс принятия решений может иметь интуитивный, основанный на суждениях или рациональный характер.
Интуитивные решения – это выбор, сделанный на основе ощущения того, что он правилен. При этом не происходит сознательного взвешивания всех «за» и «против» по каждой альтернативе и нет даже понимания ситуации. С точки зрения статистики шансы на правильный выбор без применения логики невелики.
Решения, основанные на суждении, – это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Они могут быть эффективны в ситуациях, которые имеют тенденцию к частому повторению. Однако чрезмерная ориентация на опыт смещает решения в направлениях, хорошо знакомых руководителю, в результате чего может быть упущена новая, более эффективная альтернатива.
Рациональное решение – это выбор на основе объективного аналитического процесса.
Кроме рассмотренных видов решений в теории управления принято выделять подходы к принятию решений, которые характеризуют организационный аспект этого процесса.
Централизованный подход к принятию решений предполагает, что все важные решения принимаются на высшем уровне управления.
Децентрализованный подход предусматривает принятие большинства важных для организации решений на среднем и низовом уровнях управления.
Коллективный (групповой) подход предполагает, что решение принимает группа, индивидуальный подход – решение принимает один человек.
Преимущества коллективного подхода к принятию решений над индивидуальным обусловлены следующим:
– высока вероятность принятия рационального решения;
– групповое решение легче осуществляется, вызывает меньшее сопротивление.
Основной недостаток этого подхода заключается в больших затратах времени на принятие решения.
Разновидностями группового подхода являются демократический и совещательный подходы.
При демократическом подходе решения принимаются на основе большинства голосов. Недостатком является наличие победителей и проигравших. Этот подход имеет склонность к конфликтам с иерархическим устройством большинства организаций.
Совещательный подход заключается в том, что привлекается множество людей и находится компромисс между всеми мнениями. Основные его недостатки: групповое мышление, компромисс при большой разнице во мнениях порождает неэффективное решение.
Руководитель должен иметь представление о существующих подходах к принятию решений и уметь выбрать наиболее правильный в данной конкретной ситуации.