Централизация и децентрализация управления.

Оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления означает необходимость распределения задач, функций, полномочий по уровням иерархии управления. Чем выше концентрация и масштабы производства, тем сложнее и важнее становится координация деятельности крупных подразделений. В этих условиях малейшие диспропорции могут привести к серьезным потерям, к нарушению нормального хода процесса производства, и необходимая координация может быть обеспечена только высокоцентрализованной управляющей системой.

С другой стороны, рост масштабов производства, углубление его специализации в условиях высокоцентрализованного управления ведет к перегрузке служб субъекта управления и требует делегирования его полномочий нижестоящим уровням, то есть снижения уровня централизации.

Согласно данной закономерности нельзя считать вообще плохим или хорошим как высокоцентрализованное, так и децентрализованное управление. Для каждого этапа развития производства должен быть свой, оптимальный уровень централизации.

Главное содержание этой закономерности заключается в порядке распределения актов управления по иерархии системы управления и в изменении вариантов этого распределения по мере развития производства. В формальном отношении это, прежде всего, распределение полномочий по вертикали системы управления и делегирование полномочий в процессе управления.

4. Соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем.

Изменение соотносительности происходит под воздействием как организационных, так и экономических факторов. Они проявляются в увеличении стоимости управления, отражая объективные тенденции процессов повышения технического уровня управления на базе компьютеров и других технических средств управления. Современные организационные и социальные условия предъявляют новые требования к управлению, такие как уровень образования и компетентность, повышая его стоимость. Сложность задач, стоящих перед аппаратом управления, требует расширения состава специалистов, используемых в управлении.

Изменение соотносительности управляющей и управляемой систем является закономерным процессом развития производства и определяется растущим уровнем его организационного, научно-технического и социально-психологического развития.

Закономерности управления формируют основу методологии менеджмента и тесно связаны с принципами и методами управления.

Принципы управления

Под принципами управления следует понимать руководящие правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в силу социально-экономических условий, сложившихся в обществе, то есть правила реализации закономерностей управления.

Принципы управления определяют требования к системе, структуре, организации и процессу управления. В отечественной теории управления к основным принципам относят следующие:

- принцип правовой закономерности управленческого решения требует от руководителя знания действующего законодательства и принятия управленческих решений в соответствии с действующими правовыми актами;

- норма управления (сфера контроля)представляет собой количество работников, подчиняющихся одному руководителю, и зависит от нескольких факторов: типа производства, его сложности и ответственности; оснащенности руководителя техническими средствами; знаний и опыта руководителя. Принято считать оптимальной норму управления от 3 до 7 человек;

- делегирование полномочий – передача руководителем части полномочий, возложенных на него, своим компетентным работникам. Данный принцип основывается на том, что одной из главных задач руководителя является развитие способностей подчиненных;

- принцип соответствия. Выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя;

- принцип автоматического замещения отсутствующего. Замещение отсутствующего должно осуществляться автоматически на основе действующих служебных должностных инструкций, чтобы избежать нарушения процесса производства;

- принцип повышения квалификации. Возрастающая сложность решаемых задач требует постоянной работы в области роста квалификации сотрудников;

- принцип обеспеченности управленческих решений. Любое управленческое решение должно быть обеспечено документально или материально. Оплата работы исполнителя происходит по конечным результатам.

Принципы управления являются ориентирами, позволяющими руководителям рационально использовать ресурсы организации и применять методы управления.

Методы управления

В процессе управления используется множество разнообразных способов, подходов и приемов, позволяющих упорядочить, направить и эффективно организовать выполнение функций, этапов, процедур и операций, необходимых для принятия решений. В совокупности они выступают как методы управления, под которыми понимаются способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения ее целей.

Методы занимают особое место в управлении, так как на их базе происходит взаимное обогащение теории и практики. Действительно, отвечая на вопрос,каквыполнять ту или иную управленческую работу, методы позволяют сформировать систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени на формирование целей и их реализацию. Одновременно с этим использование системы методов при изучении новых проблем управления позволяет увеличивать знание об управлении и о закономерностях протекающих в нем процессов и явлений, способствуя развитию теории управления.

Основу системы методов, используемых в управлении, составляет общенаучная методология, предусматривающая системный, комплексный подход к решению проблем, а также применение таких методов, как моделирование, экспериментирование, конкретно-исторический подход, экономико-математические и социологические измерения. Специфика управления как вида деятельности оказывает существенное влияние на формы, масштабы и результативность применения общенаучных методов.

Общенаучная методология составляет фундамент, на котором строится сложное здание арсенала методов управления. Подходы, способы, приемы, с помощью которых осуществляются различные виды управленческих работ, носят название конкретных, или специфических, методов. Они характеризуются большим разнообразием, отражая множественность, различную сложность и состав управленческих задач, решаемых менеджментом.

Классификация конкретных методов осуществляется по трем основным направлениям:

1) управление функциональными подсистемами;

2) выполнение функций управления;

3) принятие управленческих решений.

Первое направление связано со структурой организации, в которой имеется функциональное разделение управленческого труда по таким видам работ, как маркетинг, инновации, производство, финансы, персонал. Методы управления, применяемые в этих функциональных подсистемах, отражают их специфику в постановке целей и определении состава работ, необходимых для их выполнения.

В подсистеме «Маркетинг» используется банк методов и моделей, в состав которого входят, например, методы: системного анализа и комплексного подхода; линейного программирования, теории массового обслуживания, теории связи и вероятностей, сетевого планирования, экономико-математические и экспертные; методы социологии, психологии, антропологии, экологии, эстетики, дизайна; модели статистической обработки данных и прикладных программ; методы маркетинговых исследований.

В подсистеме «Персонал» в процессе анализа и формирования системы управления персоналом, а также управления деловой карьерой, при планировании рабочей силы, организации труда персонала и его оплаты наряду с экономико-математическими и статистическими методами широко используются социально-психологические методы, в составе которых немалое место занимают социологические обследования, опросы, интервью.

Управление подсистемой «Производство» требует применения большого количества самых разнообразных методов. В их числе: комплексные методы распределения программы выпуска изделий по плановым периодам, формирования номенклатурно-календарных планов; статистические (для определения норм и нормативов), аналитические (для расчета ритмов, длительности производственных циклов и опережения запуска-выпуска, оборотных заделов) и экономико-математические (для расчета размеров партий, ритмов и т.п.) методы. Специальные методы используются для анализа надежности, контроля качества, факторного анализа, функционального анализа, контроля использования труда, материалов, оборудования, изучения операций учета расходов и др.

Второе направление предполагает группировку методов, используемых организацией для выполнения любой функции менеджмента, вне зависимости от того, в какой подсистеме она реализуется. Так, например, выполнение функции мотивации базируется на методах, учитывающих потребности людей. Их можно разделить на три группы:

а) административные (организационно-распорядительные);

б) экономические;

в) социально-психологические.

Удовлетворение потребностей первого уровня (физиологических) требует разработки и применения, прежде всего, экономических методов, включая способы индивидуального, группового и коллективного стимулирования труда, методы участия в прибылях и доходах и т.д. На удовлетворение потребностей среднего уровня (безопасности, защищенности) направлены методы административного воздействия, в составе которых можно выделить способы прямого воздействия путем распоряжений и команд, построения формальной структуры власти-подчинения, а также способы косвенного воздействия, осуществляемого по линии неформальных связей и структур. На высшем уровне иерархии наиболее предпочтительны социально-психологические способы, удовлетворяющие потребности работников в саморазвитии и самореализации.

Административные методы опираются на систему законодательных актов страны и региона; систему нормативно-директивных и методических документов фирмы и вышестоящей организации; системы планов, программ, заданий; системы оперативного руководства (власти).

В систему законодательных актов страны входят федеральные законы, указы, постановления, государственные стандарты, положения, инструкции, методики и другие документы, утвержденные федеральными органами для обязательного применения на территории всей страны.

В систему нормативно-директивных и методических документов фирмы и вышестоящей организации входят стандарты, методики, положения, инструкции и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством фирмы и действующие только в данной фирме. Документы фирмы должны регламентировать состав, содержание и взаимосвязи элементов системы управления фирмой. К административным методам относится также система взаимосвязанных планов, программ и заданий.

Система оперативного руководства граничит с психологическими аспектами управления, включает следующие формы реализации власти: распоряжение, популяризация, участие в управлении, передача полномочий и ответственности.

Распоряжением руководитель указывает подчиненному, какие действия тот должен совершать или не совершать в тех или иных условиях. Необходимо проверять выполнение работы, отмечать ошибки и хорошую работу. Распоряжения бывают устные и письменные. В зависимости от морально-психологического климата в организации распоряжения могут быть формальные и неформальные.

Популяризация как способ реализации власти состоит в том, что центр тяжести переносится с прямых указаний на инициативы, в которых руководитель проявляет большую активность. Он инструктирует, контролирует, обсуждает пути решения проблем и результаты, вознаграждает за позитивное поведение. Приказы и наказания используются только в крайнем случае.

Если подчиненные приобрели необходимые навыки и квалификацию, готовы работать самостоятельно, осуществлять контроль над собой, руководитель может ограничить собственную власть над ними, сосредоточившись на консультировании, создании благоприятного морально-психологического климата, ограничив прямые указания и контроль до минимума.

Участие в управлении предполагает, что руководитель отказывается от власти, в решении текущих вопросов предоставляя все необходимые полномочия своим сотрудникам. Наибольшую пользу приносит такая практика в случае неопределенности ситуации, когда подчиненные лучше разбираются в проблеме и находятся к ней ближе, чем руководитель.

Делегирование полномочий означает, что подчиненному передается определённая задача, которую он должен решить самостоятельно. Руководитель сохраняет за собой ответственность за общее руководство.

С помощью экономических методов осуществляется материальное стимулирование коллективов и отдельных работников. Эти методы основаны на использовании экономического механизма.

К экономическим методам следует отнести: технико-эконо-мическое планирование, на основе которого разрабатываются перспективные и текущие планы; ценообразование на продукцию предприятия; систему материального стимулирования; взаимодействие системы спроса и предложения; эффективность организации заработной платы в соответствии с количеством и качеством труда.

Экономические методы основываются на правовом использовании экономических законов.

Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.). Специфика данных методов заключается в использовании неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом.

По масштабам и способам воздействия эти методы делятся на: социологические, направленные на группы людей, их взаимодействие в процессе трудовой деятельности, психологические, воздействующие на конкретного человека.

К социологическим методам следует отнести анкетирование, интервьюирование, метод наблюдений. Социологические методы необходимы при анализе деловых и дружеских взаимодействий в коллективе, коллективов, выявления неформальных лидеров.

Психологические методы направлены на конкретную личность, ее интеллект, внутренний мир, психологическое состояние; служат для создания комфортного климата в коллективе, уменьшения или избегания психологических конфликтов, разработки карьерограмм для отдельных личностей, для роста интеллекта, уровня образования.

Социально-психологические методы исходят из мотивации и морального воздействия на людей и известны как «методы убеждения».

Экономические и социально-психологические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Бывает очень трудно определить силу их воздействия и конечный эффект.

Третье направление классификации, которое базируется на представлении процесса управления как совокупности этапов и процедур, необходимых для разрешения проблем и использования возможностей,–этометоды принятия управленческих решений. В соответствии с этим выделяют группы методов, связанных с постановкой проблем; выявлением причин их возникновения, разработкой и выбором решения, а также организацией выполнения.

Методы, используемые на этапе постановки проблемы, обеспечивают ее достоверное и наиболее полное описание, выявление и анализ воздействия внутренних и внешних факторов, дают возможность оценить ситуацию и сформулировать на этом основании проблемную ситуацию. В их составе существенная роль принадлежит методам сбора, хранения, обработки и анализа информации, методам фиксации важнейших событий, факторного анализа, сравнения, аналогии, декомпозиции, моделирования.

Для сбора необходимой информации применяют методы опроса, интервьюирования, производственной статистики, статистики качества и финансов, моделирования работ, экспериментирования, изучения затрат времени и пр.

На этапе решения проблемы, то есть разработки его вариантов, также используются методы сбора информации для формирования и оценки альтернатив. Поэтому информация должна иметь более действенный, конструктивный характер и обеспечивать поиск возможных решений. Менеджеры и специалисты не только собирают и обрабатывают необходимые им данные, но и в максимальной степени используют свой творческий потенциал, знания и умения для разработки вариантов решений, выдвижения новых идей и изыскания скрытых резервов и возможностей.

При групповой работе раскрытию творческих способностей и неординарного мышления способствуют такие методы, как: метод номинальной групповой техники, дельфийский метод и метод мозговой атаки.

На этапе выбора решения необходимо прежде всего определить методы формирования критериев выбора. Наиболее полно они разработаны для хорошо структурированных (запрограммированных) решений, где возможно использование методов количественного анализа и электронной обработки данных.

Все методы органично связаны между собой.

Вопросы и задания

1. В чем разница между понятиями “закон”, “закономерность”, “зависимость”?

2.Что влияет на эффективность методов управления?

3.Приведите примеры успешного использования экономических, административных и социально-психологических методов.

Тестовые задания

1. Принципы управления – это:

а) способы, приемы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки цели и обеспечения их достижения;

б) единство процессов управления;

в) правила или нормы, которыми руководствуются менеджеры в процессе принятия решений;

г) заслуга школы административного управления.

2. Принцип правовой закономерности означает, что руководитель:

а) должен правильно распределять обязанности работников организации;

б) должен принимать решения в соответствии с действующим законодательством;

в) передаёт часть своих полномочий своим подчиненным;

г) должен принимать правильные решения без помощи подчиненных.

3. Административные методы относятся к следующему виду специфических методов:

а) методы управления функциональными подсистемами;

б) методы выполнения функций управления;

в) методы принятия решений.

4. Методы управления – это:

а) способы, приемы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей;

б) совокупность факторов, определяющих возможность и необходимость менеджмента;

в) правила и нормы, которыми руководствуются менеджеры в процессе принятия решений.

5. Инфраструктура менеджмента – это:

а) совокупность факторов, определяющих возможность и необходимость менеджмента как особого вида деятельности;

б) правила и нормы, которыми руководствуются руководители в процессе принятия решений;

в) условия осуществления управленческой деятельности.

6. Какие методы опираются на систему нормативно-директивных и методических документов фирмы, системы планов, программ, заданий; системы оперативного руководства (власти)?

а) административные;

б) экономические;

в) социально-психологические.

7. Руководитель указывает подчиненному, какие действия тот должен совершать или не совершать в тех или иных условиях, используя:

а) распоряжение;

б) популяризацию;

в) передачу полномочий;

г) участие в управлении.

8. К какой группе методов принятия решений относится интервьюирование?

а) методы, связанные с постановкой проблемы;

б) методы, связанные с выявлением причин их возникновения;

в) методы, связанные с разработкой и выбором решения;

г) методы, связанные с организацией выполнения.

9. Какие методы предполагают изучение групповой динамики?

а) психологические;

б) социологические;

в) статистические.

10. Количество работников, подчиняющихся одному руководителю, – это:

а) сфера контроля или норма управляемости;

б) полномочия руководителя;

в) подразделение.

Ситуация для анализа

Теневая экономика

Молодая пара на новеньких «Жигулях» остановилась на автостоянке автострады. До города оставалось не более 150 км, но их машина вела себя не лучшим образом. Молодой водитель пригласил автомеханика. Тот открыл капот машины и попросил запустить двигатель. Водителю удалось это сделать с третьей попытки.

- Надо регулировать, - определенно проговорил механик. - Стоимость..., - тут он назвал кругленькую сумму.

Молодые люди переглянулись, а механик сделал движение, намереваясь удалиться.

- Мы согласны, - дружно проговорили владельцы «Жигулей».

После регулировки был произведен расчет. Механик уверил молодежь, что сделал все надежно и пожелал им счастливого пути. Спутники уселись. Машина фыркнула и покатилась.

- Послушай, - проговорила спутница, - ведь он положил деньги в карман.

- А куда же еще?

- Ну да! Ты уверен, что с этих денег он не заплатит налог?

- Конечно [3, с.22] .

Вопросы к ситуации

1. Опишите этические проблемы в данной ситуации.

2. Какие сделки можно отнести к теневой экономике?

3. насколько велики размеры оборота в теневой экономике?

4. Каковы последствия теневой экономики?

5. Как теневая экономика влияет на налоги?

6. Как избавиться от теневой экономики?

7. Стоит ли от нее избавляться?

Практические задания

1.Какие методы могут использоваться при выполнении функций управления?

2.Приведите примеры реализации управленческих закономерностей на основе публикаций в периодической печати.

3.Какие принципы управления, на Ваш взгляд, являются универсальными? Приведите примеры их использования.

4.Проанализируйте систему управления Вашей организации. Приведите примеры применения методов управления. Насколько они эффективны?


Наши рекомендации