I. Сложение и вычитание без перехода через разряд (устно).
1. Сложение и вычитание круглых сотен.
200+100 300-100
300+ 200 500- 200
Действия производятся на основе знания нумерации и сводятся по существу 1: действиям в пределах 10. Рассуждения проводятся так: 200 -это 2 сотни, 100 -это 1 сотня.
2 сот.+1 сот.=3 сот. 3 сотни -это 300. 200+100=300 500- 200= ?
5 сот.-2 сот.=3 сот.=300
500 - 200 = 300
Отдельным учащимся, которые еще нуждаются в использовании средств наглядности, можно предложить пучки палочек (1000 палочек, связанных в пучки по сотне), пластины из арифметического ящика, полоски длиной 1 м, разделенные каждая на 100 см, абак, счеты.
Полезно решение и составление троек примеров вида
4+ 2= 7- 5=
40+ 20= 70- 50=
400+200= 700-500=
с последующим сопоставлением компонентов и результатов действий.
2. Сложение и вычитание круглых сотен и единиц, круглых сотен и десятков (действия основываются на знании нумерации):
А) 300+5 305-5 Б) 300+40 340-40 В) 300+45 345-45
5+300 305-300 40+300 340-300 45+300 345-300
3. Сложение и вычитание круглых десятков, а также круглых сотен и десятков:
а) 430+ 20 450- 20
б) 430+200 630-200
в) 430+ 120 550-120
При решении случаев а), б) рассуждения проводятся так: «430 - это 4 сот. И 3 дес., 20 -это 2 дес. Складываем десятки: 3 дес.+2 дес.=5 дес. 4 сот.+5 дес.=450».
Разряды, которые складываются или вычитаются, можно рекомендовать подчеркивать:
430+200 = 630 630 - 200 = 430
При решении примеров вида в) рассуждения проводятся так:
«120=100+20, 430+ 100=530, 530+20=550», Т. е. этот случай сложения (вычитания) сводится к уже известным учащимся случаям сложения (вычитания) а), б).
4. Сложение трехзначных чисел с однозначным, двузначным и трехзначным без перехода через разряди соответствующие случаи вычитания:
а) 540+2 540-2 б) 545+40 в) 350+23 373-23 г) 350+123 673-123
540+5 540-5 545-40 356+23 379-23 356+123 679-123
Выполнение действий производится устно. Учащиеся при выполнении действий пользуются теми же приемами, какими они пользовались при изучении действий сложения и вычитания в пределах 100, т. е. раскладывают второй компонент действия (второе слагаемое или вычитаемое) на разрядные единицы и последовательно их складывают или вычитают из первого компонента.
Например:
350+ 123 | 673-123 |
123=100+20+3 | 123=100+20+3 |
350+100=450 | 673-100=573 |
450+ 20=470 | 573- 20=553 |
470+ 3=473 | 553 - 3=550 |
5. Особые случаи сложения и вычитания. К ним относятся случаи, которые вызывают наибольшие трудности и в которых чаще всего допускаются ошибки. Учащихся больше всего затрудняют действия с нулем (нуль находится в середине числа или в конце). Случай с числами, содержащими нуль, не требует особых приемов. Но таких примеров надо решать больше, повторить перед решением таких примеров решение примеров на сложение и вычитание, когда компонентом действия является нуль: 0 + 3, 5+0, 5-5:
а) 308+121 | б) 402-201 | в) 736-504 | г) 0+436 | |
308+100=408 | 402-200=202 | 736-500=236 | 700-0 | |
408+ | 20=428 | 202-1=201 | 236-4=232 | 725-725 |
428+ | 1=429 |
Устные приемы вычислений требуют от учащихся постоянного анализа чисел по их десятичному составу, понимания места цифры в числе, понимания того, что действия можно производить только над одноименными разрядами. Не всем учащимся вспомогательной школы это становится понятным одновременно.
Перед выполнением действий необходимо добиваться от учащихся предварительного анализа десятичного состава чисел. Учитель чаще должен ставить вопросы: «С чего надо начинать сложение? Какие разряды складываем?»
В противном случае учащиеся допускают ошибки при вычислениях. Они складывают десятки с сотнями, а результат записывают либо в разряд сотен, либо в разряд десятков, например: 400+10=500, 30+400=70, 30+400=470, 30+400=340, 670+2=690, 670-3=640.
Эти ошибки свидетельствуют о непонимании позиционного значения цифр в числе, о неумении самостоятельно контролировать результаты действий. Учителю необходимо добиваться того, что6ы учащиеся проверяли выполнение действий, причем делали это не формально, а по существу. Нередко приходится наблюдать, что ученик якобы и сделал проверку, но выполнил ее формально. Он записал только обратное действие, а не решал, поэтому и не заметил допущенной ошибки, например: 490-280=110. Проверка. 110+280=490.
Нередко можно столкнуться с непониманием умственно отсталыми школьниками (даже старших классов) сущности проверки. Проверка часто выполняется учениками только потому, что этого либо требует учитель, либо такое задание содержится в учебнике.
Часто при выполнении проверки ученик получает несоответствие между полученным результатом и заданным примером, но это не служит ему поводом для исправления неверного ответа, например: 570-150=320.
П р о в е р к а. 320+ 150=470.
В данном случае проверка выступает как самостоятельное действие, никак не связанное с тем, которое ученик проверяет.
Учитель постоянно должен помнить об этих ошибках школьников с нарушением интеллекта и требовать ответа на вопросы: «Что показала проверка? Верно ли решен пример? Как доказать, что действие выполнено верно?»
Осознанному выполнению устных вычислений, выработке обобщенных способов выполнения действий служит постоянное внимание к вопросам сравнения и сопоставления разных по трудности случаев сложения, вычитания. Важно научить учащихся видеть общее и особенное в тех примерах, которые они решают.
Например, сравнить примеры и объяснить их решение: 30+5, 300+40, 300+45, 300+ 140, 300+ 145, 300+ 105. 305-5, 340-40, 345-45, 340-300, 345-300, 345-200. Полезно и составление учащимися примеров, аналогичных (похожих) данным, или примеров определенного вида: «Составьте пример, в котором надо сложить круглые сотни с единицами»; «Составьте пример на вычитание, в котором уменьшаемое ‑ трехзначное число, а вычитаемое - круглые десятки» и т. д.
Для закрепления действий сложения и вычитания в пределах 1000 приемами устных вычислений полезно решение примеров с неизвестными компонентами.