Тема 16. знакомимся с точками. точки-опоры
Основная цель:
1) Познакомить учащихся с точками-опорами, составить алгоритмы расставления точек-опор и повторения узора в клетках, тренировать умение учащихся выделять точки-опоры и повторять узор в новых клетках.
2) Тренировать речь, мелкую моторику мышц, способность с самоконтролю.
Печатный материал:
П– 16.1 Карточка на этап мотивации (письмо от госпожи Каллиграфии).
П– 16.2 Карточка с текстом из словаря.
П– 16.3 Образец выполнения заданий № 10 и № 11.
П– 16.4 Эталон № 14 «Как расставить точки-опоры».
П– 16.5 Эталон № 15 «Как повторить узор».
КОНСУЛЬТАЦИЯ 16.
Данная тема являются ключевой по важности. Именно точки-опоры будут являться фундаментом формирования в сознании ребенка ориентировочной основы действий (ООД) для написания цифр.
Результатом данной темы является фиксация учащимися двух эталонов – эталон № 14 «Как расставить точки-опоры» и эталон № 15 «Как повторить узор».
Эталон № 14 «Как расставить точки-опоры» является уточнением первого шага – расставь точки-опоры в эталоне № 15 «Как повторить узор».
Чтобы цифры написать, Надо точки отыскать. Точки главные найдите, А потом их назовите. |
Выполняя задание № 1, стр. 45 из учебного пособия, учащиеся откроют для себя понятие точки-опоры.
Примерный вариант работы с заданием № 1, стр. 45.
- Посмотрите на образец узора в задании № 1 прописей. Из каких линий он состоит? (Из прямых линий.)
Данный узор желательно нарисовать на доске, чтобы учащиеся могли проверять свои действия.
- Отметьте красным карандашом точку в начале узора. Сколько точек можно поставить в начале узора? (Одну.)
- Обведите точку в конце узора. Сколько точек можно поставить в конце узора? (Одну.)
- Поставьте точки в середине узора. Сколько точек можно поставить в середине узора? (Много.)
Учитель демонстрирует на доске.
- Среди этих точек есть точки, которые показывают, что здесь линия резко меняет свое направление. Найти те эти точки и отметьте зеленым карандашом.
- Эти точки помогут вам и при написании цифр. Обсудите в группах и попробуйте дать свое название этим важным точкам.
Каждая группа предлагает свои варианты названия точек-опор.
После высказанных версий учитель предлагает посмотреть, какой вариант предложен в прописях в задании № 2, стр.45.
- посмотреть, какой вариант предложен в прописях в задании № 2, стр.45.
- Посмотрите, в прописях в задании № 2, стр. 45 как предлагает нам называть эти точки госпожа Каллиграфия. (Точки-опоры).
Чтобы уточнить значение слова опора, учитель может подобрать рисунки с изображением разных опор, предложить прочитать карточку с текстом из словаря[4] (П– 16.2).
ОПОРА – место, на которое можно встать, твердо опереться. То, что оказывает поддержку или помощь. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка. |
- Как вы думаете, почему наши точки госпожа Каллиграфия назвала точками-опоры?
- Давайте еще раз назовем каждую точку-опору. Смотрите на образец проговаривания из упражнения № 2, стр. 45, повторите хором: «Точки-опоры» – это точки начала, окончанияи изменения направлениялинии».
Затем учащимся предлагается попробовать рассказать, как правильно расставить точки-опоры в узоре. Учитель отмечает, что учащиеся столкнулись с затруднением, и предлагает обсудить вопрос, как правильно расставить точки-опоры в узоре.
Далее учащиеся сравнивают свои результаты с эталоном и наклеивают эталон-наклейку № 14 в задание № 3, стр. 45. Учитель вывешивает на доскуП– 16.4 эталон № 14 «Как расставить точки-опоры».
Обращаем внимание, что в задании к данному эталону учащиеся впервые встречаются с формулировкой: «Покажи на схеме, расскажи вслух и запомни …». Так как данная формулировка задания будет встречаться и далее, при знакомстве с написанием цифр, обращаем ваше внимание на смысл слова схема.
В данном случае мы рассматриваем значение слова схема, как чертеж, изображающий систему, устройство чего-нибудь или взаимоотношение частей чего-нибудь.[5] На нашей схеме мы можем разобрать и собрать узор по частям, видим его устройство по точкам и элементам, видим взаимоотношение частей, можем понять порядок составления узора.
Выполняя задание № 3, стр. 45, учащиеся показывают на схеме и вслух проговаривают особенность точек-опор – точка начала, точка окончания написания цифры, точка, где линия резко меняет направление. Тем самым запоминают новое правило.
Работу над формированием умения расставлять точки-опоры можно продолжить во второй половине дня. Для закрепления умения называть и отмечать точки-опоры, учитель может организовать дидактическую игру «Телефон», используя страницы из раздела «Повторение» или заранее подготовив раздаточный материал.
Работа с заданием № 4, стр. 46 поможет учащимся составить новое правило – алгоритм повторения узора. Эту работу учитель может организовать как фронтально, так и в группах, исходя из особенностей и возможностей своего класса.
Первоклассники рассматривают образец узора, находят и обводят цветным карандашом точки-опоры и объясняют, почему указанные точки являются точками-опорами. Затем, опираясь на слова-помощники: опираюсь …, переношу …, соединяю…, составляют правило переноса узора в другие клеточки. Сравнивают свой вывод с эталоном и вклеивают эталон-наклейку в прописи в задании № 5, стр. 46.
В задании № 6 стр.46 учащиеся тренируются находить и отмечать точки-опоры, проговаривая вслух особенности постановки точек-опор (точка начала, точка конца написания цифры, точка, где линия резко меняет направление). Учитель вывешивает на доску П– 16.5 эталон № 15 «Как повторить узор».
В задании № 7, стр. 47 – тренируются повторять узор, проговаривая вслух шаги алгоритма переноса узора на новую плоскость. При этом образцом для проговаривания может быть кто-то из учеников, а учащиеся повторяют за ним хором, затем роль комментатора переходит к другому ученику.
Задание № 8, стр. 47 предлагается выполнить в парах, проговаривая свои действия соседу. А задание № 9, стр. 47 – можно предложить учащимся для самостоятельной работы с самопроверкой по образцу.
Обращаем Ваше внимание, что задания № 10 – 11, стр. 47 в прописях отмечены звездочкой. Это означает, что данные задания относятся к творческим заданиям, требующим нестандартного решения, так называемым задачам повышенного уровня сложности. Выполнение подобных заданий требует определенного уровня развития логического мышления и не является обязательной для выполнения. Учитель не вправе требовать от всех первоклассников выполнения таких задач.
Вместе с тем, данные задачи, заставляют ребенка думать, искать нестандартные способы решения, что способствует творческому развитию личности ребенка, формированию интереса к познанию нового.
Если же учитель будет работать с подобными заданиями, то важно обратить внимание на то, что при выполнении подобных заданий очень важно помнить о принципе психологической комфортности и стараться поддерживать позитивное настроение у каждого ребенка. Образец выполнения заданий № 11, стр. 47 дан в печатном материале (П – 16.3).
Выполнение задания № 10, стр. 47 дает учителю возможность обратить внимание детей на важнейшее обстоятельство — оказывается, в узоре спрятались цифры! Значит, открыв секреты переноса узоров в новые клетки, дети открыли и главный секрет госпожи Каллиграфии – как писать красивые и правильные цифры в самых разных новых клетках.
Работу над формированием умения расставлять точки-опоры и переносить узор на другую плоскость можно продолжить во второй половине дня – организовать дидактическую игру «Телефон», или использовать страницы из раздела «Повторение», или заранее подготовив раздаточный материал.
В заключение занятия учащиеся отмечают, что они сделали еще один важный шаг на пути к правильному и красивому письму цифр – научились повторять узор, т. е. переносить его новые клетки. А это значит, что первоклассники открыли главный секрет госпожи Каллиграфии – как повторить написание красивых и правильных цифр в новых клетках! Учащиеся вклеивают эталон № 15 «Как повторить узор» в прописи в задание № 15, стр. 46.
ПОВТОРЕНИЕ
В разделе «Повторение» на стр. 48 – 58 предлагаются задания для тренировки, по каждой изученной теме. Учитель может использовать данные упражнения как для формирования умения применять новое знание в ходе изучения первой части данного пособия, так и для повторения, изученного материала при работе со второй частью прописей.
Выполнение данных упражнений поможет учителю сформировать у своих учеников умение применять полученные знания о точках, линиях и элементах при написании цифр правильно и красиво.
Обращаем внимание, что на стр. 59 – 61 представлены чистые клетки для письма разного вида: стр. 59 – отдельные большие графленые клетки, стр. 60 – строки средних графленых клеток и строки, средних не графленых клеток, стр. 61 – страница с маленькими (тетрадными) клетками.
При этом, среди всех клеток выделены отдельные рабочие клетки, т.е. те клетки, в которых ребенку надо будет писать. Работа на этой странице может учащимся научиться ориентироваться при письме в обычных тетрадях в клетку.
Эти страницы учитель может использовать, как в процессе занятий, так и для дополнительной тренировки, а также учащиеся, по желанию, могут самостоятельно работать на данных страницах.
[1] Программа по курсу математики “Учусь учиться” Л.Г. Петерсон для 1-4 классов начальной школы – М., Просвещение, 2014.
[2] Курс «Мир деятельности» 2 класс: учебное пособие/ под ред. Л. Г. Петерсон
[3] Курс «Мир деятельности» 1 класс: учебное пособие/ под ред. Л. Г. Петерсон
[4] Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.
[5] Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.