Тема 8. знакомимся с точками. точки на верхней границе клетки: треть справа, треть слева

Основная цель:

1) Познакомить учащихся с понятиями треть границы справа, треть границы слева. Тренировать умение определять, показывать и называть положение точки на верхней границе клетки, треть справа, треть слева; научить ставить точку на верхней границе клетки треть справа, треть слева.

2) Тренировать речь, мелкую моторику мышц, способность к самоконтролю.

Печатный материал:

П – 8.1 Эталон № 7 «Точки на верхней границе клетки: треть справа, треть слева».

КОНСУЛЬТАЦИЯ 8.

Темы № 8 – 9 – для определения места расположения точек самые сложные. Однако опыт показывает, что учащиеся достаточно легко справляются даже с самыми сложными, с точки зрения взрослого, местами расположения точек и с видимым удовольствием проговаривают их вслух. Что, в свою очередь свидетельствует о важности формирования у ребенка именно точных зрительных образов как основ-ориентиров своих действий.

В данном случае можно не акцентировать математический смысл деления границы точками на три части.

Важно, чтобы ребенок имел зрительный образ деления границы на три части и относительно этого образа мог определить и назвать точное место расположения точки, т.е. дать «имя» точке. При написании цифр точки-опоры «треть справа», «треть слева будут встречаться только на верхней и нижней границах клеток», поэтому левые и правые границы с данными точками на занятиях каллиграфии не рассматриваются.

На этапе актуализации нужно повторить сначала понятие «верхние и нижние границы клетки». Для этого предлагается задание № 1,стр.21. Выполняя данное задание, учащиеся называют границы клеток, на которых стоят точки, определяют закономерность и исправляют ошибку в закономерности.

Закономерность: точки расположены поочередно – в первом квадрате на верхней границе, на середине; во втором – на нижней границе, на середине; в следующем квадрате – снова на верхней границе, на середине, затем на нижней границе, на середине и т. д. Ошибка: в седьмой клетке точку надо нарисовать на верхней границе, на середине.

Также необходимо повторить с учащимися понятия «справа», «слева». Для этого можно организовать игру на внимание. Затем учитель показывает два изображения квадрата (можно начертить на доске) и говорит, что главный помощник Госпожи Каллиграфии – Клетка прислал вам две фотографии.

- Посмотрите на первую фотографию и скажите словами, где стоит точка? (На верхней границе, на середине.)

- Посмотрите на вторую фотографию. Сколько точек на ней? (Две.)

- Где стоят точки? (На верхней границе клетки, справа и слева.)

- Попробуйте сказать словами, где именно расположена правая точка, левая точка? (Скорее всего, учащиеся ответят, что правая точка расположена на верхней границе, справа, а левая точка на верхней границе, слева.) Вы молодцы, определили границу клетки и сторону. Но на верхней границе справа можно поставить много точек. А для того, чтобы писать цифры правильно и красиво, надо точно знать место расположения точки, куда поставить точку.

Для того чтобы учащиеся смогли «открыть» новое знание и дать имя точке на верхней границы клетки, учитель организует следующий диалог:

- Посмотрите на вторую клетку, на сколько равных частей две точки разделили верхнюю границу? (На три равные части.)

- Тогда как можно назвать одну часть из трех? (Одна треть.)

- Мы будем просто говорить «треть». Значит, левая точка, где расположена? (На верхней границе, треть слева.)

- Давайте повторим все вместе. (На верхней границе, треть слева.)

- Скажите словами, где именно расположена вторая точка. (На верхней границе, треть справа.)

- Повторите все вместе.

Учитель вывешивает на доску П – 8.1 эталон № 7 «Точки на верхней границе клетки: треть справа, треть слева.

Для тренировки умения ставить точки на верхней границе «треть слева» и «треть справа» учащиеся выполняют задания № 4 – 8, стр. 22, сначала на доске и в прописях, проговаривая свои действия вслух, затем в парах, и только потом переходят к проговариванию места расположения точки в клетке про себя и отмечают названную точку.

При этом учащиеся сначала учатся ставить точки на верхней границе треть справа и треть слева в больших клетках, затем в средних, и, наконец, в маленьких тетрадных клетках.

В заключение занятия учащиеся отмечают, что они сделали еще один шаг на пути к правильному и красивому письму цифр – сегодня они научились находить место расположения точек на верхней границе рабочей строки, «треть справа», «треть слева».

Игру в «Телефон» из задания № 8, стр.23 можно организовать в группе продленного дня или предложить первоклассникам научить родных играть в эту игру.

Наши рекомендации