Тема 9. знакомимся с точками. точки на нижней границе клетки: треть справа, треть слева

Основная цель:

1) Формировать умение определять, показывать и называть место расположения точек на нижней границе клетки треть справа, треть слева; научить ставить точки на нижней границе клетки треть справа, треть справа.

2) Тренировать речь, мелкую моторику мышц, способность к самоконтролю.

Печатный материал:

П – 9.1 Квадрат со стороной 10 см, нижняя и верхняя стороны которого разделены точками на три равные части.

П – 9.2 Эталон № 8 «Точки на нижней границе клетки: треть справа, треть слева».

КОНСУЛЬТАЦИЯ 9.

На данном занятии учащиеся открывают для себя точки на нижней границы клетки: треть справа, треть слева, учатся находить место расположения данных точек и называть эти точки: «Ставлю точку на нижней границе клетки треть справа, на нижней границе клетки треть слева».

Изучение данной темы следует проводить аналогично теме 8.

На этапе актуализации учащиеся повторяют положение точек на верхней границе, треть справа, треть слева. Для этого выполняют задание № 1, стр.24 с помощью демонстрации квадрата (П – 9.1).

Выполняя данное задание, первоклассники называют границы клеток, на которых стоят точки, определяют закономерность и исправляют ошибку в закономерности. Закономерность: все точки поочередно расположены на верхней границе каждого квадрата – в первом квадрате на верхней границе, треть слева; во втором – на верхней границе, треть справа; в следующем квадрате – на верхней границе, треть справа; затем на верхней границе, треть слева и т. д.

Ошибка: четвертый и правый квадраты надо поменять местами.

Определение места расположения точек на нижней границе клетки – треть справа, треть слева аналогично определению местоположения точек на верхней границе клетки, поэтому скорее всего у учащихся не вызовет затруднения.

Открытие нового знания можно организовать в парах или группах при выполнении задания № 2, стр. 24.

Учитель вывешивает на доску П – 9.2 эталон № 8 «Точки на нижней границе клетки: треть справа, треть слева». После чего учащиеся подчеркивают, что познакомились еще с двумя точками на нижней границе клетки и вклеивают эталон № 8 «Точки на нижней границе клетки: треть справа, треть слева» в прописи в задании № 3, стр. 24.

Задание № 4 на стр. 25 учащиеся выполняют все вместе, проговаривая вслух, хором места расположения точки, которую учащиеся ставят в клетке. На данном этапе при проговаривании ученики могут опираться на образец проговаривания места расположения точек, который представлен в этом же задании: «Ставлю точку на нижней границе клетки, треть справа».

Задания 5 – 7, стр. 25 выполняются аналогично. Перед выполнением учащиеся объясняют, какое задание они будут выполнять и, опираясь на условные обозначения рядом с упражнением, определяют, каким способом они будут выполнять задание.

В заключение занятия учащиеся отмечают, что они сделали еще один шаг на пути к правильному и красивому письму цифр – сегодня они научились называть и ставить точки на нижней границе клетки, «треть справа», «треть слева».

ТЕМА 10. ЗНАКОМИМСЯ С ТОЧКАМИ. ТОЧКИ В ЦЕНТРЕ И УГЛАХ КЛЕТКИ.

Основная цель:

1) Познакомить учащихся с понятием центр клетки. Тренировать умение определять, показывать и называть положение точек в центре и углах клетки: верхнем правом, верхнем левом, нижнем правом, нижнем левом; научить ставить точку в центре и 4-х углах клетки.

2) Тренировать речь, мелкую моторику мышц, способность к самоконтролю.

Печатный материал:

П – 10.1 Квадрат, разделенный пунктирными линиями на четыре квадрата, точка пересечения линий (центр квадрата) обозначена точкой (по количеству групп).

П – 10.2 Эталон № 9 «Точки в центре и углах клетки».

КОНСУЛЬТАЦИЯ 10.

В начале занятия учитель может предложить ученикам выполнить разминку для рук, что поможет учащимся настроиться на занятие по каллиграфии. Для разминки учитель может использовать любое стихотворение, подходящее для действий с пальчиками. Например, «Пальчики уснули, в кулачок свернулись: раз, два, три, четыре, пять – захотели поиграть!». Затем выполнить действия с пальчиками, «пальчики побежали», «пальчики здороваются» и т. д.» В заключение разминки можно предложить учащимся размять пальчики, «посекретничать» с каждым пальчиком, пошептать: «Помогай мне писать правильно и красиво».

На этапе актуализации знаний учитель открывает на доске эталоны (Э) № 5 – 8. Опираясь на данные эталоны, учащиеся вспоминают и называют границы клетки (Э 5), места расположения точек – на середине границ клетки (Э 6), на одной трети справа и слева на верхней и нижней границах клетки (Э 7 – 8).

Открытые эталоны позволяют не только повторить их содержание как словесно, так и зрительно, но и обеспечить психологическую комфортность для каждого ученика.

При выполнении задания № 1, стр.27 прописей ученики называют места расположения точек на нижней границе клетки, определяют закономерность и исправляют ошибку в закономерности.

Закономерность: все точки поочередно расположены на нижней границе каждого квадрата – в первом квадрате на нижней границе, треть справа; во втором – на нижней границе, треть слева; в следующем квадрате – на нижней границе , треть справа; затем на верхней границе, треть слева и т. д.

Ошибка: в шестом квадрате надо поставить точку на нижней границе треть слева.

Задание № 2 стр. 27 сначала можно предложить учащимся для индивидуального задания – попробуйте назвать места расположения точек.

Возможный вариант фиксации индивидуального затруднения, определения причины затруднения и постановки цели деятельности учащимися (при условии, если учитель работает в технологии деятельностного метода и проводит занятия по курсу «Мир деятельности»).

В результате выполнения задания ученики под руководством учителя фиксируют свои затруднения: «Я пока не могу назвать место расположения точек в квадратах» или «Я пока не могу доказать, что я правильно назвал место расположения точек в клетках». Учитель помогает определить причину: «Я не знаю, как назвать места расположения точек в квадратах. У меня нет эталона с такими точками». Таким образом, первоклассники уже на данном этапе обучения смогут сами поставить свою, личностно значимую цель: «Узнать места расположения точек в квадратах, составить эталон».

Открытие нового знания можно организовать в группах. Для этого необходимо подготовить раздаточный материал для работы каждой группы (П – 10.1)

и согласовать с учащимися план работы.

Примерный план работы группы.

1. Рассмотри квадрат и покажи место, где линии пересекаются.

2. Обведи точку в месте пересечения линий и дай ей название.

3. Сравни квадрат с клеткой в упражнении № 2, стр. 27.

4. Назови место расположения точки в первой клетке.

Отметим, что личностным смыслом открытия нового знания является выдвижение детьми собственных версий названия предложенного предмета.

Каждая группа может предложить несколько версий. Если учащиеся не назовут версию из эталона – центр клетки, то эту версию может озвучить сам учитель. Затем версии обсуждаются, и выбирается согласованная версия, которой учащиеся будут пользоваться на следующих занятиях по каллиграфии. Подчеркнем еще раз, если версия предложенная учащимися, не совпадает с формулировкой эталона, то дети могут вписать в эталон свой вариант названия места расположения точки.

Вторую часть открытия нового знания данного занятия – места расположения точек в углах клетки, можно организовать во фронтальной работе. Сначала учащиеся называют угол квадрата, соотносят его с клеткой и определяют название места расположения точки в клетке.

Если же учитель использует прописи как самостоятельный курс и проводит отдельные занятия по каллиграфии, тогда лучше продолжить работу в группах и дать задание каждой группе определить название места расположения только одной точки в указанном углу клетки. Если в классе групп больше четырех, то задание может повторяться. Каждая группа предлагает свой вариант названия места расположения точки в клетке, затем варианты согласовываются.

После чего учитель открывает на доске П – 10.2 эталон № 9 «Точки в центре и в углах клетки», учащиеся отмечают, что познакомились с новыми точками в центре и в углах клетки и вклеивают эталон в прописи в задании № 3, стр. 27.

Задание № 4 на стр. 28 учащиеся выполняют вместе, проговаривая вслух, хором место расположения точки, которую учащиеся ставят в клетке. На данном этапе при проговаривании ученики могут опираться на образец проговаривания, который представлен в этом же задании: «Ставлю точку в нижнем левом углу клетки».

Задание 5 – 7, стр. 28 направлены на формирование умения ставить точки в центре и углах клетки. Перед выполнением каждого задания учащиеся объясняют, какое задание они будут выполнять и, опираясь на условные обозначения рядом с упражнением, определяют, каким способом они будут это делать.

Задание № 7, стр. 28 можно предложить учащимся для самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. При этом учитель может уточнить задание, указав, в каких конкретно клеточках ученики должны работать, и назвав места расположения точек.

Обращаем внимание на задание 8, стр. 28. Поскольку оно является переходным к следующей повторительно-обобщающей теме 11, рекомендуем организовать его выполнение сначала сильными учениками, а затем фронтально, проверяя версии выполнения сильных учеников всем классом.

А в оставшееся время предлагаем организовать игру в «Телефон» – задание № 9, стр. 29, что позволит учащимся потренироваться в умении проговаривать места расположения изученных точек, находить данные точки и отмечать их в клетке.

Перед игрой учитель обязательно согласовывает с учащимися темы эталонов, которые им необходимо еще раз закрепить, вывешивает на доску соответствующие эталоны. В данном случае это эталон № 9 «Точки в центре и углах клетки». Ученик («автор»), опираясь на выбранный эталон, отмечает точку в своем учебном пособии и проговаривает положение выбранной точки соседу по парте («понимающему»), который на слух определяет положение точки и отмечает в своем учебном пособии. «Стена» убирается, картинки сравниваются. Если они одинаковые – все молодцы. Победила дружба! Если «автор» продиктовал неверно или «понимающий» допустил ошибку, ее вместе исправляют, и тогда снова побеждает дружба. Затем учащиеся меняются ролями – игра повторяется.

В заключение занятия учащиеся подводят итоги, называют точки, с которыми они познакомились, называют, какие затруднения им удалось преодолеть.

Наши рекомендации