Тема 7. знакомимся с точками. точка на середине границ клетки
Основная цель:
1) Познакомить учащихся с понятием середина границы клетки. Тренировать умение определять, показывать и называть место расположения точки на середине границ клетки; научить ставить точку на середине каждой из 4-х границ клетки.
2) Тренировать речь, мелкую моторику мышц, способность к самоконтролю.
Печатный материал:
П – 7.1 Карточка с«Правилом середины».
П – 7.2 Эталон № 6 «Точки на середине границ клетки».
КОНСУЛЬТАЦИЯ 7.
На этапе актуализации учитель напоминает учащимся, что на прошлом занятии они научились определять и отмечать границы клетки – главного помощника госпожа Каллиграфии.
Для того, чтобы вспомнить название границ, можно предложить выполнить в прописях задание № 1, стр. 19. Учащиеся фронтально на доске и в учебном пособии обводят цветными карандашами выделенные границы клеток и называют их. Затем ставят точку на каждой границе и называют место расположения точки. (Например, ставлю точку на верхней границе клетки.)
- Вы молодцы, хорошо научились называть и отмечать границы клетки, ставить точки на указанных границах клетки. Сегодня вы продолжите работать с границами клетки и узнаете о них что-то новое и важное.
- Сегодня госпожа Каллиграфия приготовила для вас слово.
Учитель открывает на доске слово «середина», просит одного из читающих учеников прочитать.
- Как вы понимаете, что значит, «середина»? (Учащиеся высказывают свои версии.)
Для уточнения у учащихся представления о середине, можно вспомнить названия пальчиков на руке (там будет и средний).
Также можно вызвать к доске трех детей и попросить одного из вызванных детей встать посередине, или вызвать к доске пять учеников, и предложить им построиться в ряд, а остальные ученики должны определить, кто из учащихся стоит посередине. Учащиеся видят, что ученик, стоящий посередине, разделил стоящих на две равные группы, части. Таким образом, середина, это место, которое делит предмет, группу учеников или что-либо другое на две равные части.
Для выполнения пробного действия на постановку точки на середине границы клетки учитель выдает каждому ученику квадрат со стороной 10 см (большую клетку) и предлагает попробовать поставить точку на середине верхней границы.
После выполнения пробного действия можно предложить учащимся проверить, верно, ли они нашли середину верхней границы квадрата (клетки).
- Сверните квадрат пополам и посмотрите, находится ли точка, которую вы ставили, на линии сгиба, т. е. на середине.
Учащиеся видят, что не у всех точка находится на середине верхней границы клетки. По итогам обсуждения данного обстоятельства (результатов пробного действия) учащиеся под руководством учителя формулируют «Правило середины» – точка на середине границы делит границу на две равные части. Данное правило прикрепляется на доку (П – 7.1).
ПРАВИЛО СЕРЕДИНЫ: точка на середине границы делит границу на две равные части. |
При этом не следует акцентировать внимание детей на математическом смысле деления границы на две равные части. Учитель обращает внимание учеников, что точно разделить границу на равные части можно, согнув лист, с клеткой пополам, или с помощью линейки. Без таких дополнительных средств поставить точку посередине можно только приблизительно, т.е. «на глазок», что мы и будем делать.
Затем учитель организует работу с эталоном в задании № 3, стр. 18, открывая на доске П – 7.2 эталон № 6 «Границы клетки».
Ученики вклеивают эталон № 6 «Точки на середине границ клетки» в прописи. Затем называют местоположение каждой из 4-х точек, и одновременно показывают пальчиком в эталоне названную точку (см. алгоритм работы с эталоном в теме 1).
Для формирования умения у первоклассников находить середину каждой границы клетки и ставить точку на середину границы предлагаются задания № 4 – 8, стр. 19, выполняя которые учащиеся тренируются находить и отмечать точкой середину границ клетки – сначала в больших клетках, затем в средних и, наконец, в маленьких (тетрадных) клетках.
При этом, исходя их теории поэтапного формирования умственных действий, сначала свои действия учащиеся проговаривают вслух, сами себе или товарищу, а затем про себя. Обращаем внимание, что, при необходимости ученик может опираться на образец проговаривания, представленный в задании № 4 стр. 19: «Ставлю точку на верхней границе клетки, на середине» и на эталон № 6 «Точки на середине границ клетки».
Форму работы с данными упражнениями учитель определяет сам, исходя из возможностей и особенностей своего класса. Сначала учащиеся могут работать на доске и в учебном пособии, а затем в парах или в группах, индивидуально.
Для того чтобы каждый ученик смог оценить себя, насколько он разобрался в новом эталоне, насколько понял новое знание и научился находить и отмечать точкой середину границ клетки, учащимся предлагается самостоятельная работа с самопроверкой. Основными условиями такой работы является доступность, небольшой объем и создание ситуации успеха, пусть даже минимальной для каждого ученика.
Для самостоятельной работы учитель может использовать поле задания № 6, стр.19 – с маленькими (тетрадными) клетками.
Вариант предъявления самостоятельной работы:
- Чтобы проверить себя, как вы поняли, что такое середина клетки и как умеете находить середину каждой границы, я предлагаю вам, выполнить самостоятельную работу. Вы будете работать с заданием № 5 на странице 19 в строке 2).
- Найдите в этом упражнении маленькие (тетрадные) клетки. Посчитайте, сколько всего клеток. (7).
- Отсчитайте справа 4 клеточки, в них вы будете работать. В первой клеточке поставьте точку на верхней границе клетки, на середине; во второй клеточке – поставьте точку на нижней границе клетки, на середине; в третьей – на левой границе клетки, на середине; в четвертой – на правой границе клетки, на середине.
- Для проверки я подготовила вам образец.
- Проверьте себя и поставьте рядом с каждой клеточкой, в которой вы точку знак «+» или «?».
- Кто поставил себе вопрос? Какое затруднение? Покажи в эталоне-наклейке эту точку. Ты преодолел свое затруднение? Молодец. У кого все плюсы? Молодцы».
Следует обратить внимание на задание № 6, стр. 19. Оно уже содержит в себе средство уже внутреннего самоконтроля ребенка при определении правильности постановки «точек на середине четырех границ клетки» – точку в центре клетки.
Внешний образец в первой средней клетке будет являться образцом для самопроверки выполнения задания в средних клетках. Учитель может также предложить детям аналогичный образец для самопроверки при выполнении задания в тетрадных клетках.
Умение делить клетку на 4 клетки (в том числе и зрительно, во внутреннем плане) и затем писать цифры в двух рабочих клетках понадобится учащимся позже, при переходе от написания элементов и цифр в графленых клетках к письму цифр в неграфленых клетках.
Выполнение задания № 7, стр. 19 является логическим продолжением задания № 6 и занимает в технологии обучения каллиграфии (ТОК) особое место. Задание направлено на формирование у ребенка опыта внутреннего рефлексивного оперирования своими представлениями (образами), когда средство самоконтроля перемещается во внутренний план, в сознание ребенка. Развитие таких рефлексивных способностей являетсясверхзадачей курса, поэтому мы предлагаем учителю лишь познакомить детей с заданием № 7 и вместе с детьми попробовать выполнить его в одной-двух клетках.
Далее учитель обращает внимание учащихся, что задания № 6 – 7 можно потренироваться выполнять при игре в «Телефон». Дети, которым выполнение заданий интересно и по силам, начинают при игре в «Телефон» активно использовать условия данных заданий, вовлекая, тем самым, в данный вид рефлексивной работы и других детей.
В заключение занятия учащиеся отмечают, что они сделали еще один шаг на пути к правильному и красивому письму цифр. Сегодня они научились ставить и называть точки на середине каждой границы клетки.