Тема 4. знакомимся с точками. точка снаружи рабочих клеток.
Основная цель:
1) Познакомить с положением точки снаружи относительно рабочих клеток. Тренировать умение определять, показывать и называть место расположения точки снаружи рабочих клеток.
2) Тренировать речь, мелкую моторику мышц, способность к самоконтролю.
Печатный материал:
П – 3.1 Образец написания цифр (по количеству групп в классе) из темы № 3.
П – 3.3 Эталон № 3 «Рабочие клетки» из темы № 3.
П – 4.1 Эталон № 4 «Точка снаружи рабочих клеток».
КОНСУЛЬТАЦИЯ 4.
На данном занятии учащиеся под руководством учителя актуализируют понятия «внутри – снаружи», вспоминают правило, что все цифры пишутся в рабочих клетках и выделяют цифры, у которых точки «нарушают» главное правило написания цифр – это цифры: 3, 5, 6, 8, 9, 0.
Так как все занятия по каллиграфии объединены одним героем – госпожой Каллиграфией, то на этапе актуализации учитель может попросить учащихся вспомнить один из главных секретов помощника Каллиграфии – Клетки, который они смогли открыть на прошлом уроке.
Ученики называют правила: «Все цифры пишутся в рабочих клетках», «Рабочие клетки расположены справа», «Рабочих клеток две – верхняя и нижняя».
Учитель вывешивает П – 3.3 эталон № 3 « Рабочие клетки» на доску и предлагает учащимся, опираясь на эталон, в парах выполнить в прописях задание № 1 стр. 12, – обвести границы рабочих клеток цветным карандашом и внутри каждой рабочей клетки нарисуйте по кружочку, а затем нарисовать цветочек снаружи рабочих клеток. Данное задание служит для актуализации понятий «внутри – снаружи».
Прежде, чем предложить учащимся индивидуальное задание для пробного действия, учитель сообщает «по секрету», что, оказывается, что не все цифры в королевстве Каллиграфии соблюдают это правило. И задача первоклассников, определить, какие цифры нарушает правило рабочих клеток.
Для этого в задании № 2, стр. 12 учащиеся выполняют первую часть задания – обводят одной линией рабочие клетки, затем находят точки, которые выходят за эту линию и обводят их кружком.
Исходя из особенностей своего класса, учитель на данном этапе может использовать любую форму организации работы учащихся (индивидуальную, фронтальную или групповую). Для работы в группах необходимо заранее подготовить карточку с образцом букв из печатного материала к теме 3 (П – 3.1).
Затем, после того, как учащиеся нашли и обвели кружком точки, которые выходят за границы рабочих клеток, учитель обращает внимание на то, что точки стоят в одном и том же месте в большой клетке, снаружи рабочих клеток.
Учащиеся под руководством учителя делают вывод, что это одна и та же точка и в группах обсуждают и придумывают свое название этой точке.
Еще раз напомним о необходимости давать возможность учащимся предлагать как можно больше своих вариантов. Все варианты выслушиваются, обсуждаются, согласовываются.
Учитель вывешивает П – 4.1 новый эталон № 4 «Точка снаружи рабочих клеток» на доску. Учащиеся сравнивают свои варианты, и если, среди предложенных вариантов был более понятный ученикам, могут сами уточнить эталон или дополнить. В данном случае, на следующих занятиях по каллиграфии учащиеся будут пользоваться своим вариантом названия точки снаружи и соответственно эталоном, что совсем не противоречит технологии обучения каллиграфии (ТОК).
Отметим для учителя, что «точка снаружи» рабочих клеток – это единственная точка на контурах цифр за границами рабочих клеток, место расположения которой не удается точно локализовать словами, как, например, в остальных случаях (в центре клетки, в углу и т. д.)
А в этом случае всегда остается вероятность, что точка окажется на самой линии границы или в центре нижней левой маленькой клетки.
Поэтому учитель может предложить детям дополнительное средство самоконтроля – между нижней рабочей клеткой и «точкой снаружи» можно поставить еще одну и только одну точку.
Положение «точки снаружи» относительно середины левой границы нижней рабочей клетки можно будет обсудить с детьми позже, после введения понятия «граница» и «середина».
Пока же данная точка запоминается, прежде всего, визуально, с неполной схемой ориентировочной основы действий (ООД). Напомним, что полная схема ООД – это всегда точная и однозначно понимаемая инструкция к действию.
Для формирования умения отмечать «точку снаружи» рабочих клеток в учебном пособии предлагаются задания № 4 – 7, стр. 13.
Сначала учащиеся отмечают «точку снаружи» в больших графленых клетках с выделенными цветом рабочими клетками и проговаривают хором свои действия: «Ставлю точку снаружи» (задание № 4).
Затем сами закрашивают рабочие клетки и ставят «точку снаружи», проговаривая свои действия вслух (задание № 5) и «про себя» (задание№ 6).
Задание № 6 можно предложить для самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
В заключение занятия учащиеся под руководством учителя отмечают, что они сделали новый шаг на пути к правильному и красивому письму цифр, открыли для себя место написания важной точки на контурах цифр – «точки снаружи» рабочих клеток.
ТЕМА 5. ИГРАЕМ В «ТЕЛЕФОН».
Основная цель:
1) Познакомить учащихся с правилами дидактической игры «Телефон», научить играть в данную игру для тренировки умений, полученных на предыдущих занятиях по каллиграфии.
2) С помощью игры «Телефон» потренироваться в умении определять, показывать и называть места расположения клеток в большой клетке, рабочих клеток, «точки снаружи» рабочих клеток.
Печатный материал:
П – 5.1 Описание игры «Испорченный телефон».
Эталоны № 1 – 4.
КОНСУЛЬТАЦИЯ 5.
Дидактическая игра «Телефон» рассматривается нами как форма организации работы в парах и является универсальной формой тренинга практического применения нового знания с само- и взаимоконтролем при опоре на полные схемы ориентировочных основ действий (эталоны) в технологии обучения каллиграфическому письму цифр (ТОК).
Данная игра может применяться с момента изучения учащимися любых учебных элементов (дидактических единиц) курса каллиграфии.
На этапе мотивации учитель сообщает, что сегодня учащиеся узнают, как играть в новую игру, которая тоже поможет им научиться писать цифры правильно и красиво. Игра называется «Телефон». Сначала можно вспомнить и обсудить правила традиционной игры «Испорченный телефон», которые первоклассникам известны (П – 5.1)
Если учитель знаком с содержанием курса «Мир деятельности»[2], то при обсуждении правил игры может познакомить первоклассников на доступном им уровне с ролями в коммуникации – с ролью автора и с ролью понимающего. Например, просто пояснить, что когда разговаривают два человека, один говорит, а другой слушает. Того, кто высказывает другому свою мысль мы можем назвать автором, а тот, кто слушает, старается понять, что ему говорит другой человек. Его можно назвать понимающим. Отдельно останавливаться на занятии на правилах автора и понимающего в коммуникации не следует. Это цель надпредметного курса «Мир деятельности».
И только потом перейти к новой игре «Телефон». Учащиеся под руководством учителя рассматривают картинки в задании № 1, стр. 14, и отвечают на вопросы к заданию.
На картинке изображены мальчик и девочка, это ученики, они сидят за партой. На крышке парты между детьми стоит «стена» (например, учебник по математике).
Дети друг друга не видят но, естественно, слышат. В руках у них карандаши. Мальчик говорит и пишет, а девочка слушает его и тоже пишет. Дети «играют в «Телефон».
Затем, выполняя задание № 2, стр. 14, учащиеся знакомятся с условиями игры «Телефон» и тренируются их выполнять. В ходе обсуждения условий игры, они выделяют следующие правила игры:
- Сначала надо определить тему игры и вспомнить соответствующие эталоны (в этом поможет плашка с указанными номерами эталонов).
- В игре участвует двое. Каждый участник работает в своих прописях на поле для игры – в левой части («Я рисую и диктую») или правой («Мне диктуют, я рисую»).
- В игре нужно поочередно выполнять роли «автора» («Я рисую») и «понимающего» (Мне диктуют, я рисую).
- Каждый участник, в соответствии с согласованной темой игры, задумывает свой вариант диктовки.
- С помощью считалки или жребия, или просто договорившись, можно определить, кто будет первый начинать игру в роли «автора» – диктовать свой вариант второму участнику игры в роли «понимающего».
- Первый участник («автор») начинает работать в левой части игрового поля – рисует задуманное сам и проговаривает вслух свои действия («диктует»)другому.
- Второй участник («понимающий») в это время слушает, старается понять «автора» и под диктовку рисует в правой части игрового поля.
- Подсматривать нельзя![3]
- Можно ли пользоваться эталонами? Этот вопрос решается по договоренности в начале игры.
- Проверка результата. «Стена» убирается, картинки сравниваются. Если они одинаковые – участники ставят знак «+». Если «автор» продиктовал неверно или «понимающий» допустил ошибку, ставят знак «?», затем ошибку вместе исправляют, и ставят знак «+». Побеждает дружба! Участники пожимают друг другу руки.
- Роль «автора» переходит ко второму участнику, а роль «понимающего» к первому. Игра продолжается.
Для тренировки умения применять правила игры в «Телефон» учитель может сначала организовать фронтальную работу и на своем примере показать образец диктовки в роли «автора».
Для этого необходимо заранее продумать, где «автор» будет «рисовать». Например, на заранее подготовленной карточке, если створки доски закрываются – на обратной стороне доски, и др.
После окончания диктовки «автор» открывает свой вариант, а учащиеся соотносят со своим результатом. Те, у кого результат совпал, ставят себе «+», у кого не совпал – знак «?», и исправляют свою ошибку.
Затем роль «автора» могут выполнить несколько учеников по очереди, пока учитель не убедится, что правила игры и проверки результатов понятны каждому. В заключение игры можно предложить всем учащимся поаплодировать себе или пожать руки друг другу.
После такой подготовки учащимся будет понятно и интересно играть в парах, они смогут организовать игру в «Телефон» с родителями.
В заключение занятия учащиеся под руководством учителя делают вывод, что игра помогла им закрепить умение называть место расположения изученных клеточек и точек.
Эту игру можно организовывать на всех этапах обучения письму цифр, а также на других уроках, например, на уроке письма, если в этих курсах учебные элементы также представлены в виде эталонов-полных схем ООД. В противном случае, дети не смогут осуществить критериальный (с опорой на эталон) само- и взаимоконтроль, и игра потеряет дидактический смысл.