Математические модели с использованием систем массового обслуживания

Эти системы основаны на марковском случайном процессе. Физическая система Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru с течением времени меняет свое состояние (переходит из одного состояния в другое) случайным образом. Тогда в системе Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru протекает случайный процесс, который называется марковским, если для любого момента времени Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru вероятностные характеристики процесса в "будущем" зависят только от его состояния в данный момент времени Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru и не зависят от того, когда и как система пришла в это состояние. Вероятностные характеристики в "будущем" можно найти: например, вероятность того, что через некоторое время т система Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru окажется в состоянии Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru или сохранит состояние Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru , и т. д.

Таким образом, в марковском случайном процессе "будущее" зависит от "прошлого" только через "настоящее".

Рассматривая марковские процессы с дискретными состояниями и непрерывным временем, удобно будет представлять, что все переходы системы Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru из состояния в состояние происходят под действием каких-то потоков событий (поток вызовов, отказов, восстановлений и т. п.). Если все потоки событий, переводящие систему Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru из состояния в состояние, - простейшие, то процесс, протекающий в системе, будет марковским. Это и естественно, так как простейший поток не обладает последействием: в нем "будущее" не зависит от "прошлого".

Если система S находится в каком-то состоянии Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru , из которого есть непосредственный переход в другое состояние Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru (стрелка, ведущая из Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru в Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru на графе состояний), то это можно представлять так, как будто на систему, пока она находится в состоянии Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru , действует простейший поток событий, приводящий ее по стрелке Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru . Как только появится первое событие этого потока, происходит "перескок" системы из Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru в Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru .

Для наглядности очень удобно представлять граф состояний. Построим размеченный граф состояний для технического устройства из двух узлов. Состояния системы будут:

Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru - оба узла исправны;

Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru - первый узел ремонтируется, второй исправен;

Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru - второй узел ремонтируется, первый исправен;

Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru - оба узла ремонтируются.

Интенсивность потоков событий, переводящих систему из состояния в состояние, вычисляется при условии, что среднее время ремонта узла не зависит от того, ремонтируется ли один узел или оба сразу. Это будет именно так, если ремонтом каждого узла занят отдельный специалист. Найдем все интенсивности потоков событий, переводящих систему из состояния в состояние. Пусть система находится в состоянии Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru . Какой поток событий переводит ее в состояние Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru ? Очевидно, поток отказов первого узла. Его интенсивность Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru равна единице, деленной на среднее время безотказной работы первого узла. Какой поток событий переводит систему обратно из Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru в Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru ? Очевидно, поток "окончаний ремонтов" первого узла. Его интенсивность Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru равна единице, деленной на среднее время ремонта первого узла. Аналогично вычисляются интенсивности потоков событий, переводящих систему по всем стрелкам графа рис. 13.2.

Имея в своем распоряжении размеченный граф состояний системы, легко построить математическую модель данного процесса.

В самом деле, пусть рассматривается система Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru , имеющая Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru возможных состояний Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru . Назовем вероятностью i-го состояния вероятность Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru того, что в момент Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru система будет находиться в состоянии Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru . Очевидно, что для любого момента сумма всех вероятностей состояний равна единице:

Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru


Рис. 13.2. Размеченный граф

Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru (13.6)

Имея в своем распоряжении размеченный граф состояний, можно найти все вероятности состояний Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru как функции времени. Для этого составляют и решают так называемые уравнения Колмогорова - особый вид дифференциальных уравнений, в которых неизвестными функциями являются вероятности состояний.

Рассматривается методика использования основных понятий теории множеств при решении задач конструкторского проектирования. Содержание
  • 16.1. Определения
  • 16.2. Действия над множествами
  • 16.3. Основные свойства операций над множествами
  • 16.4. Отношения множеств. Виды отношений и их свойства
  • 16.5. Отображение множеств
Изложить основные понятия теории множеств, знание которых является обязательным при современном конструкторском проектировании РЭС. 16.1. Определения Математические методы, положенные в основу алгоритмических процессов конструирования РЭС, а также процессы организации входной и выходной информации о проектируемом объекте широко используют понятия и символы теории множеств. Под множеством понимают совокупность объектов любой природы, называемых элементами данного множества, обладающих каким-либо общим для множества свойством. В множестве, по определению, все элементы различны, а порядок перечисления элементов множества произвольный. Следовательно, совокупность элементов Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru не является множеством. Существует два основных способа задания множеств: перечисление и описание. Первый способ состоит в том, что задаётся и перечисляется полный список элементов, входящих в множество. Например, множество элементов схемы РЭС определяется их списком. Данный способ удобно применять только к ограниченному числу конечных множеств. Второй способ применяется, когда множество нельзя или затруднительно задать с помощью списка (это может относиться к конечным и бесконечным множествам). В таком случае множества определяются свойствами их элементов. Множество Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru считается заданным, если указано свойство Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru которым обладают все элементы, принадлежащие множеству А, и которым элементы, не принадлежащие множеству Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru , не обладают. Если Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru - произвольное множество, а Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru - некоторое свойство, то запись Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru означает множество тех и только тех элементов Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru , которые обладают свойством Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru При задании множеств вторым способом необходимо так задавать свойство, характеризующее элементы множества, чтобы оно было общим непротиворечивым для всех его элементов. Как основное понятие теории, понятие множества не подлежит логическому определению. Элементы множества могут иметь различную природу. Например, можно говорить о множестве микросхем, входящих в определённую конструкцию РЭС, или о множестве чертежей, входящих в полный комплект конструкторской документации для производства какого-либо изделия. Множества обозначают заглавными буквами латинского алфавита: Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru и т.д., а элементы множества - соответствующими строчными буквами того же алфавита: Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru или строчными буквами с индексами: Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru и т.д. Равенство Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru свидетельствует о том, что элементы Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru являются элементами множества Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru . Множество можно задавать не только перечислением его элементов, но и с помощью описательного способа, указывающего характерное свойство, которым обладают все элементы этого множества. Например, если во всём множестве Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru микросхем электронного блока сложной радиоаппаратуры есть некоторое множество Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru гибридных интегральных схем, то это можно записать так: Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru Это читается так: множество Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru состоит из элементов Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru множества Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru , обладающих тем свойством, что Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru является гибридной интегральной схемой. Здесь введено новое обозначение Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru означающее, что объект Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru является элементом множества Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru . Если же некоторый объект Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru не принадлежит множеству Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru , то это условие записывают в виде Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru . В том случае, когда не вызывает сомнения, из какого множества берутся элементы Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru , принадлежность их к множеству Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru можно не указывать. Например, известно, что множество гибридных интегральных схем входит во множество микросхем того же самого электронного блока, тогда запись будет иметь вид Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru Число элементов множества Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru называют мощностью этого множества и обозначают прямыми скобками, например, Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru . Если число элементов множества Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru конечно, то такое множество называют конечным.В противном случае множество будет бесконечным. В теории множеств вводится понятие пустого множества, в котором не содержится ни одного элемента. Пустое множество обозначают специальным символом Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru Например, если множество Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru пусто, то пишут Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru Последовательность из Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru элементов множества называют n - строкой. В отличие от обычного множества, где порядок элементов безразличен, в Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru - строке обязательно задаётся их определённая последовательность. Множество Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru равно множеству Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru , если оба эти множества состоят из одних и тех же элементов. Если множество Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru полностью содержится во множестве Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru и при этом Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru то говорят, что множество Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru является подмножеством множества Y: Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru Следовательно, мы рассмотрели два соотношения: - принадлежность Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru ; - включение Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru . Первое определяет связь между множеством и его элементами, а второе - между двумя множествами. В случае, когда Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru и, одновременно, Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru , имеет место равенство Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru , т.е. множества Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru и Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru совпадают. Символическая запись Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru означает, что множество Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru не совпадает с множеством Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru .
Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru


Лекция: Математические методы описания моделей конструкций РЭС. Элементы теории графов

Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru

С использованием введенных в предыдущей лекции элементов теории множеств рассматриваются элементы теории графов при решении задач конструкторского проектирования.

Содержание

  • 17.1. Основные понятия
  • 17. 2. Части графа
  • 17. 3. Способы задания графов
    • Матрица смежности
    • Матрица весовых соотношений
    • Матрица инцидентности
  • Контрольные вопросы

Изложить основные понятия теории графов, знание которых является обязательным при современном конструкторском проектировании РЭС.

Основные понятия

Теорию графов применяют для решения таких задач, как анализ электронных схем, разбиение и размещение электронных элементов, проектирование проводного и печатного монтажа, сетевое планирование и многих других. Это объясняется тем, что использование графов сокращает объём вычислений по сравнению с другими методами и, сохраняя наглядность описания объектов (конструкций), позволяет строить компактные и удобные для реализации на ЭВМ алгоритмы преобразований и оптимизации.

Понятие графа Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru опирается на понятие множества.

Под абстрактным графом или просто графом G(X,U) понимают совокупность непустого множества Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru и изолированного от него подмножества Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru (возможно, пустого), представляющего собой множество всех упорядоченных пар Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru , где Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru . Элементы множеств Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru и Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru называют, соответственно, вершинами и дугами графа. Следовательно, граф - это множество Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru всех вершин Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru , связи между которыми определены множеством рёбер Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru .

Геометрически граф можно представить в виде множества точек Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru в Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru -мерном евклидовом пространстве Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru и множества простых, направленных самонепересекающихся кривых

Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru

соединяющих Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru , которые находятся в некотором отношении друг к другу.

То, что элемент Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru находится в отношении Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru к элементу Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru , отображается на графе соединением элементов Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru и Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru линией со стрелкой в направлении от Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru к Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru . Такие соединения вершин графа с указанием направления называют ориентированными рёбрами или дугами и записывают так:

Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru

Граф, в котором все вершины соединены дугами, называют ориентированным, направленным или несимметрическим графом.

Аналитически любой ориентированный граф описывается системой алгебраических уравнений, связывающих параметры Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru , и наоборот, любая система алгебраических уравнений может быть представлена в виде направленного графа.

Пример. Рассмотрим граф, показанный на рис. 17.1.

Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru


Рис. 17.1. Ориентированный граф

Этот граф определяет следующую систему уравнений:

Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru

Граф, в котором для любых двух вершин Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru справедливо выражение Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru , называют неориентированным, ненаправленным или симметрическим графом.

В таком графе вершины Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru и Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru соединены ненаправленной кривой, называемой неориентированным ребром или просто ребром графа (рис. 17.2).

Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru


Рис. 17.2. Неориентированные графы

В дальнейшем рассматриваются в основном неориентированные графы, т.к. при решении большинства задач конструкторского проектирования существенным является лишь наличие или отсутствие связей между отдельными элементами конструкции.

При анализе электронных схем, наоборот, пользуются только направленными графами.

На рис. 17.2 неориентированные рёбра обозначены цифрами Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru .и т.д.

Две вершины Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru считаются смежными, если они определяют ребро ( дугу ) и, соответственно, два различных ребра ( дуги ) смежны, если они имеют общую вершину.

Иными словами, вершина Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru смежна Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru , если Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru , где Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru - отображение Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru на множестве Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru .

В связи с тем, что отображение Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru представляет собой совокупность всех вершин графа Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru , смежных Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru получаем ещё один способ задания графа:

Граф задан, если задано непустое множество Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru и отображение Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru множества Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru в Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru . Обозначим его Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru . При геометрической реализации такого графа каждую вершину Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru соединяют со всеми вершинами Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru .

Например, для графа Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru (рис. 17.2,б) можно записать:

Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru (.\)

Для графа

Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru

(рис. 17.2, а) запись будет следующей:

Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru

Вершина Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru инцидента ребру ( дуге ) Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru если она является началом или концом ребра ( дуги ). Аналогично утверждение, что ребро ( дуга ) Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru инцидентно вершине Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru , если оно входит или выходит из этой вершины.

Число рёбер ( дуг ), инцидентных некоторой вершине Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru , называют локальной степенью вершины и обозначают Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru

Для графа (рис. 17.2, б) можно записать:

Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru

Учитывая, что каждое ребро неориентированного графа инцидентно двум вершинам, получим выражение, связывающее число рёбер графа со степенями вершин

Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru (U()

где Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru - число вершин графа;

Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru - число рёбер графа.

Из этого выражения следует, что число вершин с нечётной степенью в графе чётное, так как при опускании всех вершин Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru с чётными степенями Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru сумма слева остаётся чётной.

Вершину, неинцидентную никакому ребру ( дуге ), называют изолированной.

Граф, состоящий только из изолированных вершин ( Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru ), называют нуль - графом и обозначают Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru

При использовании графов для анализа радиоэлектронных устройств в отдельных случаях целесообразно введение связи вершины самой с собой, т.е.

Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru

Такую связь называют петлёй.

Если граф Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru имеет петлю при вершине Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru , то Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru .

Отсюда следует, что необходимым и достаточным условием отсутствия петель в графе является

Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru

При геометрической реализации графа петля представляется замкнутой дугой, начинающейся и оканчивающейся в одной и той же вершине

Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru

и не проходящей через другие вершины графа. Поскольку концевые точки петли совпадают, то петлю считают неориентированной.

Граф называют конечным,если число его рёбер конечно и бесконечным, если число его рёбер бесконечно.

Граф называют однородным степени t, если степени всех его вершин равны t , т.е.

Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru

Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru

Лекция: Характеристические числа графов и их применение в конструкторском проектировании РЭС

Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru

Рассматриваются некоторые характеристические числа графа, позволяющие в ряде случаев упростить решение задач исследования топологических свойств графа.

Содержание

  • 18. 1. Цикломатическое число
  • 18. 2. Хроматическое число
  • 18.3. Плоские графы
    • Критерии планарности графов
    • Разбиение графа на плоские суграфы
  • 18.4. Представление конструкции РЭС с помощью графов
  • Контрольные вопросы

Изложить основные понятия теории графов, знание которых является обязательным при современном конструкторском проектировании РЭС.

Рассмотрим некоторые характеристические числа графа, позволяющие в ряде случаев упростить решение задач исследования топологических свойств графа. К таким числам, не зависящим от изоморфных преобразований, относятся: цикломатическое Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru и хроматическое Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru числа, числа внутренней Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru и внешней Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru устойчивости графа.

Цикломатическое число

При рассмотрении произвольного неориентированного графа Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru без петель с Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru и Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru , состоящего из " Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru " компонент связности, величину

Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru (18.1)

называют цикломатическим числом графа.

Иногда вводят понятие ранга графа

Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru (18.2)

В этом случае цикломатическое число

Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru (18.3)

Цикломатическое число графа указывает то наименьшее число рёбер, которое нужно удалить из данного графа, чтобы получить дерево (для связного графа) или лес (для несвязного графа), т.е. добиться отсутствия у графа циклов.

Цикломатическое число всегда неотрицательно.

Основное свойство цикломатического числа формулируется в виде теоремы:

Цикломатическое число мультиграфа равно максимальному числу независимых циклов.

Знание цикломатического числа оказывается полезным при анализе топологии электронных схем, а также для решения целого класса задач конструкторского проектирования РЭС.

Пример. Если рассматривать конструкцию печатной платы, то схему электрических соединений можно интерпретировать графом Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru , где Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru - множество областей контактных площадок, внутри которых проведение проводников запрещено, a Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru - множество трасс.

При этом всё коммутационное пространство разбивается проведёнными соединениями на отдельные, локально замкнутые области

Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru (18.4)

Любые две вершины Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru находящиеся в различных областях Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru , не могут быть соединены ребром Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru без пересечения рёбер (соединений), ограничивающих области Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru и Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru .

В связи с этим возникает необходимость контроля непопадания смежных вершин в различные изолированные области.

Цикломатическое число Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru позволяет определить число таких локально замкнутых областей и перейти к решению задачи рационального перераспределения рёбер графа Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru .

Хроматическое число

Пусть, задан граф Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru без петель. Разобьём множество его вершин на k непересекающихся подмножеств

Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru (18.5)

так, чтобы любые две смежные вершины Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru принадлежали разным подмножествам, т.е. чтобы рёбра графа Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru соединяли вершины из разных подмножеств

Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru (18.6)

Отметим все вершины Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru индексами Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru (т.е. раскрасим вершины Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru цветами), причём вершины внутри каждого подмножества Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru помечают одним индексом (раскрашивают одним цветом). Подмножества формируют таким образом, чтобы концы любого ребра графа имели различные индексы.

Наименьшее возможное число подмножеств, получаемое в результате такого разбиения вершин графа Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru , называют хроматическим числом графа Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru , граф Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru называют Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru - хроматическим,а выражения (18.5) и (18.6)- хроматическим разложением Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru .

Особое значение имеет частный вид Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru - хроматического графа - бихроматический или двудольный граф, для которого множество вершин Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru можно разбить на два непересекающихся подмножества Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru и Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru так, чтобы никакое ребро не соединяло бы вершины одного и того же подмножества, т.е.

Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru (18.7)

Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru

Такие графы называют графами Кёнига и обозначают Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru .

Критерий бихроматичности произвольного графа формулируется теоремой Кёнига, согласно которой обыкновенный граф Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru является бихроматическим тогда и только тогда, когда он не содержит циклов нечётной длины.

Если граф Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru - дерево, т.е. в нём полностью отсутствуют циклы (существуют лишь циклы нулевой длины), то он является бихроматическим графом и может быть представлен в виде двудольного графа (рис. 18.1).

Граф Кёнига Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru называют полным, если каждая вершина Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru смежна с каждой вершиной Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru и наоборот.

Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru


Рис. 18.1. Пример двудольного графа

Пример. Рассмотрим пример бихроматического графа Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru , у которого

Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru


Рис. 18.2. Бихроматический граф

При добавлении к этому графу рёбер Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru , Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru , Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru , Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru и Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru получим полный бихроматический граф. Очевидно, что подмножество Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru множества вершин Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru можно раскрасить в один цвет, а Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru - в другой.

Число рёбер полного бихроматического графа Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru

Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru

При составлении целого ряда алгоритмов проектирования РЭС используют операцию удаления некоторых вершин и рёбер графа. При этом особое значение приобретает понятие критического графа.

Граф Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru называют критическим, если удаление любой вершины Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru с инцидентными ей рёбрами уменьшает хроматическое число графа.

Критическим Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru - хроматическим графом является одна вершина; критическим 2 - хроматическим - две вершины, соединённые ребром; критическим Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru - хроматическим - простой цикл нечётной длины, так как при удалении из него любой вершины с инцидентными ей рёбрами получим двудольный граф. Очевидно, что полный граф всегда является критическим, причём его хроматическое число равно

Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru

В отличие от цикломатического числа определение хроматического числа осуществляется с помощью сравнительно сложных алгоритмов, в основу большинства которых положены методы целочисленного линейного программирования.

Оценка хроматического числа через число вершин графа Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru имеет вид:

Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru

В этом выражении нижняя граница соответствует пустым, а верхняя - полным графам.

На практике для простых связных графов оценить величину Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru можно следующим образом.

Сначала выбираем вершину с минимальной локальной степенью и пометим (раскрасим) её, затем произведём хроматическую раскраску вершин, смежных с данной, и так далее.

Например, для графа на рис. 18.2, б сначала выбираем вершину Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru для которой Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru , и раскрасим её в красный цвет. Тогда вершину Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru можно раскрасить в синий цвет, а вершины Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru и Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru - в красный (они не смежны с Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru ). Вершины Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru и Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru можно раскрасить в синий цвет, а оставшиеся вершины Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru - в жёлтый. На раскраску вершин графа пошло три краски Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru .

Знание хроматического числа графа позволяет в ряде случаев упростить алгоритмы, используемые на этапе конструкторского проектирования РЭС.

Пример. Рассмотрим задачу оценки числа слоёв многослойной печатной платы. Пусть, граф Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru интерпретирует фрагмент коммутационного поля платы, где х - множество областей контактных площадок конструктивных элементов, внутри которых проведение проводников запрещено, a Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru - множество трасс платы.

Построим граф пересечений Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru , в котором вершинами являются отдельные компоненты связности (электрические цепи) графа Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru , причём Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru смежны, если соответствующие им компоненты связности Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru и Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru перекрывают друг друга.

При этом хроматическое число Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru графа Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru определит верхнюю границу числа коммутационных слоев рассматриваемого фрагмента платы (в нашем примере Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru ). В этом случае цепи, соответствующие вершинам одного цвета графа Математические модели с использованием систем массового обслуживания - student2.ru , можно располагать в одном слое печатной платы.

Наши рекомендации