Вопрос: Мы говорили о том, что такое парцуф. А что такое сфира внутри него?
Существуют понятия некуда, сфира, парцуф, олам. Некуда - желание получать без экрана, которым невозможно воспользоваться, как, скажем, мое желание получать. Я хочу наслаждаться, но таким образом я не ощущаю духовного, у меня есть только точка, и нет у нее объёма, потому что у меня нет экрана. Поэтому она называется черная точка, ведь я не ощущаю в ней ничего.
Сфира появляется, когда желание, находящееся в этой точке, начинает понемногу развиваться и получает экран. В соответствии с этим экраном я получаю некое освещение снаружи (речь пока не идет о парцуфе, который может совершать зивуг). И благодаря этому освещению снаружи, у меня есть какое-то ощущение духовности - это, скажем, точка в сердце, которая начала развиваться. И я ощущаю в ней некие "флюиды", это пока не свет, то есть, это свет, но светящий издалека, что называется, окружающий свет.
Парцуф появляется, когда это желание получать уже развилось до десяти сфирот и уже может совершать на свой экран зивуг де-акаа, получать аль менат леашпиа или отдавать аль менат леашпиа. Парцуф может быть малым или большим. Парцуф может быть даже зародышем. То есть, неважно, какой у него авиют - шореш, алеф, бет, гимель или далет. Если у него есть работающий экран, то это уже называется парцуф.
Последовательность из пяти парцуфим, выстроенных в соответствии с йуд-хей-вав-хей, называется олам. А кроме этого существует только Творец, Высший свет. В сущности, Творец сотворил черную точку, и по мере развития она становится или сфира, или парцуф, или олам. Она занимает место того, что есть вокруг нее, а это свет - Творец. Итак, мера соответствия этой точки Творцу, чтобы воспринять, занять Его место, называется сфира, парцуф или олам.
Но 10 сфирот внутри парцуф - это ни что другое, как частные свойства парцуфа. Проблема в том, что язык Каббалы очень краток, и поэтому одно и то же слово может означать разные понятия. Когда мы говорим о сфире в парцуфе, то речь идет о некотором исправленном свойстве парцуфа, благодаря которому сфира получает свет, или, другими словами, сфира получает свет благодаря соответствию между ней и Творцом.
...Имя Бо"Н всегда намекает на МА"Н. Понятие МА"Н появляется после разбиения келим. У нас имелись желания с экранами. И эти желания хотели получить весь Высший свет аль менат леашпиа, полагая, что получив аль менат леашпиа весь свет Творца, они сравняются с Творцом (это называется Гмар тикун), но разбились.
Экраны исчезли, и желания остались в состоянии лекабель аль менат лекабель. Поэтому разбиение келим во всех парцуфим мира Некудим и явилось причиной появления МА"Н. Все эти желания после разбиения имеют намерение аль менат лекабель. И все они опускаются все ниже и ниже, до тех пор, пока не одеваются в наши животные тела, и тогда, под воздействием светов свыше, начинают постепенно исправляться. Свет притягивает человека, постепенно продвигает его, дает человеку все больше и больше желаний, светит ему, притягивая все к большим и большим наслаждениям... Этот процесс и является причиной технического, экономического и культурного прогресса. И так продолжается до тех пор, пока человек не начинает чувствовать, что ему требуется развитие еще в каком-то направлении, выше всего перечисленного - нечто не от мира сего. Ему начинают развивать точку в сердце.
То есть он хочет не просто развить эти разбитые желания, чтобы насладиться ими в простой, обычной форме, он уже желает насладиться ими в высшей форме - аль менат леашпиа. Он видит, что это того стоит. И это называется ло лишма: он видит, что вместо этого мира выгоднее приобрести высший мир, что уж такого есть в этом мире? Там, по-крайней мере, Вечность, Совершенство, гораздо большие наслаждения! А здесь - одни проблемы, и все преходяще...
Так света притягивают келим, побуждая их к исправлению. Пока не приходит ситуация, когда человек на самом деле начинает понимать, что ашпаа, отдача - это самое лучшее. И от ло лишма приходит к лишма, и просит масах. Эта просьба называется МА"Н.
В тот момент, когда человек впервые просит экран, настоящий, истинный масах - намерение аль менат леашпиа; об этом моменте говорится, что человек впервые сам поднимает МА"Н. Впервые происходит действие, направленное снизу вверх. До этого его тянули, как тянут осла - кнутом и пряником, наслаждениями и страданиями. Теперь же он сам, якобы вне этой тяги, просит экран для исправления. Это и называется МА"Н. То есть, теперь он действительно хочет исправить то, что разбилось. Пусть даже четверть грамма, неважно.
...И все последующие исправления в течение 6000 лет, до прихода дней Машиаха... Когда мы окончательно перетянем все желания из аль менат лекабель в аль менат леашпиа.И это будет называться день Машиаха.
...Не что иное, как построение заново всех этих парцуфим до того уровня, на котором они находились прежде, чем аннулировались. Известно, что мир Некудим называется БО"Н, и потому каждое желание, которое мы поднимаем для исправления, то есть, МА"Н, называется именем БО"Н. БО"Н - это обычно некева (женское свойство), хисарон (желание, требующее наполнения.
Света, заново приходящие из Бесконечности, через все ступени, для того чтобы исправить вышеупомянутый МА"Н, называются М"А. Другими словами, просьба об исправлении, приходящая снизу, называется БО"Н, а света, приходящие Свыше, для того чтобы исправить и наполнить кли, дав ему экран, называются М"А. М"А еще называется дающий, целостный, а БО"Н - желание, требующее наполнения, низший, просящий.
"Сам МА"Н и кли, в котором он находится...". Как известно, невозможно, чтобы какая-либо ступень поднялась выше себя самой хоть в чем-то. Допустим, я нахожусь на определенной ступени, скажем, я - мышь. Могу ли я понять человека? Нет. А если я, скажем, растение, то я не могу понять кошку. Другими словами, в природе существуют уровни: неживой, растительный, животный, говорящий (человек). И низшая ступень не может понять высшую. До тех пор, пока в своем развитии не дойдет до нее.
Если мы разовьем мышь, сделав ей инъекцию желания получать, свойственного человеку, то это желание разовьет все системы мыши: разум, сознание, и т.п. таким образом, что мышь станет подобна человеку. Итак, чего же не хватает? Желания получать! И если это желание растет, то есть возможность расти и подниматься по всем этим ступеням.
Если мы хотим подняться к духовному... А что значит подняться к духовному? У нас не хватает разума, не хватает келим, с помощью которых мы ощутим духовное! А наш метод как раз и развивает в нас келим посредством воздействия окружающего света, светящего нам во время учебы. Поэтому мы говорим, в сущности, о том, как сделать из животного человека! Как можно этого достигнуть? Только с помощью окружающего света. И нет никакого другого метода, никакой другой силы!
Итак, если человек находится на определенной ступени, то он не может понять другую, высшую ступень. Подобный процесс мы наблюдаем, например, у детей... Но все мы: и дети, и взрослые, и животные, - находимся в одном и том же мире! И разница, расстояние между нами не столь существенны, как между этим миром и миром Высшим. Расстояние между нами и духовным миром поистине огромно!
Как высший, занимающий место низшего, становится подобным ему, так и низший, поднимающийся к высшему, обязан стать как он. Разница, расстояние в духовном - не что иное как изменение формы. И разве возможно, чтобы низший поднялся к высшему до тех пор, пока форма низшего отличается от формы высшего? А поскольку исправление низшего на его собственной ступени невозможно (высший может исправить его только на своей, высшей ступени), то невозможно исправление БЕ"А на их собственном месте, а только посредством поднятия их к миру Ацилут. То же самое относительно мира Ацилут. И потому на каждой ступени требуется особое кли, способное спуститься к низшей ступени и поднять ее до своего, высшего уровня.
Итак, вопрос в следующем: если низший не может подняться к высшему, а высший не может спуститься к низшему, то каков должен быть посредник, способный перемещаться между ними и связывать их друг с другом?
И это то, о чем говорит Рав: необходимо наличие самого МА"Н и кли, поднимающее его. А иначе как МА"Н низшего сможет подняться к высшей ступени? Если я желаю передать что-либо более высокой ступени, но не нахожусь на ее уровне, как же от меня сможет подняться туда что-либо? Должен существовать некий посредник, который возьмет мой МА"Н и передаст его высшему. И необходимо, чтобы этот посредник мог находиться и во мне, на моей ступени, и на более высокой ступени. Ведь в духовном спуск и подъем осуществляются посредством уподобления формы. А если я, в соответствии со своими свойствами, нахожусь на определенной ступени, то не могу подняться выше до тех пор, пока не приобрету экран высшей ступени. И потому я остаюсь на своей ступени, а высший - на своей. А мой МА"Н может подняться к высшему только при помощи посредника.