Кетер иногда входит в состав 10-и сфирот, а иногда не входит, и тогда вместо него 10-ой сфирой считается сфира даат.
(ТЭ"С, стр. 123)
2) Также пойми, что кетер - это всегда наивысшая ступень, он совершенно не относится к тому, что исходит от него, (подобно короне, находящейся на голове царя, которая выше его головы и поэтому совершенно не относится к его голове), и он не имеет ничего общего со всеми сфиротами, а вместо него считается сфира даат, как упоминается в книге Ецира. И все-таки иногда мы считаем кетер в составе 10-и сфирот, и это потому, что, в принципе, не кетер считается внутри 10-и сфирот, а та средняя промежуточная ступень, которая имеется между ступенями наподобие того, о чем говорят мудрецы, изучающие природу, а также говорит Рамбан в своей книге, в которой он объясняет отрывок из Торы о том, что Земля была хаотична и пустынна (тогу ве боху). И также сказано в "сефер аБаир", (очень известная древняя каббалистическая книга), что ранее того, как были созданы 4 основы, создал Творец особый материал, называемый "юли", (т.е. абсолютно отвлеченный, непостигаемый и не имеющий никакой формы), и этот материал может принимать любую форму из 4-х основ, но он сам не имеет никакой формы абсолютно. И поскольку он находится до ступеньки тогу, то называется эфес-ноль совершеннейший, а тогу считается нулем относительно всего остального.
- комментарий -
Под тогу вэ боху подразумевается недосягаемая ступень, которая нами непостигаема и потому называется хаотичной и пустынной. А поскольку мы всегда говорим со стороны постигающего человека, то он то, что не постигает, называет пустотой, хаосом, пустыней.
Это указывает на отсутствие у него постижения, а не на то, какова вещь на самом деле. Этого мы никогда не знаем, а говорим только о нашем постижении какой-либо категории. В изречении Торы: "Земля была хаотична и пустынна" есть 2 части: тогу и боху. Тогу - эта часть абсолютно не постигаемая, абсолютно скрытая. Как правило, она называется мир Некудим.
Там, где говорится боху, уже можно даже указать пальцем: бо-здесь, ху-он, "в этом находится Он", здесь уже можно указать на наличие постижения. Это уже про мир Ацилут. Например, вкус манны: каждый, пробовавший манну, чувствовал тот вкус, который желал получить. Или, как в примере с электричеством, который мы приводили ранее.
Боху - это уже то, что мы постигаем. Тогу - это то, что мы не постигаем, но нам ясно, что мы этого не постигаем. То, что находится раньше ступеньки тогу, называется эфес-ноль совершеннейший, а он считается нулем относительно всего остального.
Цель нашего изучения в том, чтобы постичь то, что мы изучаем. Не философские умствования, а явное постижение своими новыми, приобретенными органами чувств. Каббалисты - это люди, которые уже постигли практически все ступени, возможные для постижения творений, и они нам объясняют, из каких частей состоит этот путь постижения высших, духовных форм.
Этот путь состоит из постижения нашего мира, его материала, затем из постижения духовного мира, его материала. Наивысшая ступень постижения духовного мира называется "боху" - мир Ацилут. За ним следует определенная ступень постижения тогу, постижение того, насколько непостигаема эта ступень, которая находится выше мира Ацилут.
Затем есть еще и такое понятие, как ступень, находящаяся выше ступени тогу, называемая просто "ноль".
Кетер - это всегда самая высшая часть любой духовной категории, к которой он относится. Под кетером подразумевается искра Творца, т.е. высшая ступень, которая вопреки всем законам, изучаемым нами, пробивает себе путь сверху вниз и из малхут предыдущей ступени становится кетером более низшей ступени, так называемое преобразование ани в эйн. И вот эта часть верхней ступени, которая затем образует кетер низшей ступени, и называется "искра Творца" относительно более низшей ступени.
Мир Бесконечности называется "ноль", затем кетер, называемый "тогу", а затем "боху", включающая в себя 4 основы.
(ТЭ"С, стр. 124)
3) Мир Бесконечности называется "ноль", потому что мы его не постигаем, т.к. он не состоит ни из какого материала и не имеет никакой формы, после него выходит "тоху", или кетер, и затем выходит "боху", включающий четыре основы: хохма, бина, тиферет и малхут.
- комментарий -
Бесконечность - это невозможность постичь, поэтому называется "без конца". Творение не может объять границы своего постижения, постичь то, что перед ним находится такая категореия, как бесконечность. Значит, Бесконечность представляет собой эфес-ноль, т.е. часть, которую мы не постигаем, т.е. она ноль относительно нас - получающих, постигающих.
Что значит ноль или бесконечность? Это совершенно противоположные в нашем понятии вещи. Бесконечность относительно нас - это то, что не укладывается ни в какие границы наших органов чувств и поэтому не ощущается, т.е. в наших органах чувств не возникает никакой реакции, и мы называем это - "ноль".
Желание получить, появляющееся в творении - это свет, который огрубился по мере своего отдаления от Творца, и он представляет собой весь материал творения, из которого вырисовываются и создаются все келим, все желания, стремления, вся суть творения. Этого, естественно, мы в Мире Бесконечности не найдем, совершенно никакого желания и никакой формы.
И это то, что говорит Рав: "Бесконечность называется "нулем", потому что нет в нем никакого постижения творением и нет там никакого материала". Т.е. относительно желания в свете без кли нет никакого постижения. Выходит, постольку, поскольку у нас нет кли, ограничения, желания, созданного светом в нас на свет Бесконечности, то этот свет Бесконечности мы не можем ощутить.
Свет, приходящий к нам из Бесконечности, обращается в кли, в наши желания, т.е. наши желания - это не более чем огрубленный свет. Что значит огрубленный свет? Свет, в котором появилось желание насладиться этим же светом. Сам свет несет в себе это желание сверху вниз и создает в себе самом желание насладиться, желание постичь, желание ощутить себя до определенной ступени.
Самая высшая ступень, за которой уже обрывается постижение, называется "боху". А за ней уже идет "тогу", то, что мы никак не можем постичь, а выше него - ноль.
4 части: хохма, бина, тиферет, малхут, называемые 4-мя формами желания, видами желания, представляют собой 4 уровня ступеней, одну под другой, которые вырисовывают или образуют собою весь материал в творении. Т.е. хохма, бина, тиферет, малхут - это части, которые уже постигаются нами, и они находятся ниже Бесконечности. Рав немножко повторяется, чтобы мы четко поняли иерархию, по которой происходит появление материала творения из света.
В ступени, называемой "тогу", есть корень 4-х основ творения, находящихся в замысле, но не в действии.
(ТЭ"С, стр. 124)
4) Мы выяснили, что обязана быть промежуточная ступень между Творцом и творением, потому что отдаление, которое есть между ними, подобно удалению неба от земли. И как может быть в таком случае, что из одного произойдет другое и одно создаст другое, если они представляют собой две противоположности? Должно быть между ними что-то среднее, которое бы их объединяло и соединяло и было бы одновременно составляющей, близкой и к творению, и к Творцу. И вот эта категореия называется "кетер" и называется "тогу", потому что нет в нем никакой основы (из 4-х основ - хохма, бина, тиферет, малхут), а кетер находится выше этих основ. И поэтому даже никоим образом нет о нем намека в 4-х буквенном имени Творца АВА"Я - юд-кей-вав-кей - а только в куцо шель юд, в букве юд - первой букве, которая представляет собой хохма - самую высшую из 4-х ступеней. Кетер - это и есть средняя категореия между Творцом и творением. И это потому, что кетер подобен предматериалу, называемому "юли", в котором есть корень всех 4-х основ, в замысле, но не в действии, и он называется "тогу", потому что путает мысли, понятия людей, которые говорят, вот мы видим, что нет в нем никакой формы, и в то же время мы видим, что он творение, и есть в нем все 4 формы в замысле.
- комментарий -
Любая духовная ступень, которую постигает творение, представляет собой конструкцию, состоящую из 10 сфирот или из 4-х основ, а над ними находится то, что мы называем кетер, который уже явно не постигается. Боху постигаем, а кетер или тогу непостигаем абсолютно.
В то же время мы видим, что хотя и нет в нем никакой формы, но это уже - создание. Т.е. с одной стороны мы видим, что в нем нет никакой формы, а с другой стороны, сказано, что уже он вышел из творения, и мы называем его Бесконечностью или нулем, но форму его еще уловить не можем.
Вопрос: то, что мы сейчас с вами изучаем - это все мироздание целиком, от Творца и до нашего мира, которое делится на такие части: ноль или Бесконечность, кетер, затем идут 4 основы в потенциале, потом в действии - или это на каждой ступеньке, по которой поднимается душа?
Человек поднимается на 620 ступеней, или 6000 ступеней, или 125 ступеней, смотря как измерять, но на самом деле это 10 сфирот, ступеней. Любая часть творения представляет собой как бы микрокосмос, т.е. состоит внутри себя из всех частей творения - любая ступень от самой маленькой до самой большой и все в целом, и поэтому все эти части существуют на любой ступеньке.
Существует часть, которую мы постигаем явно: свет входит в кли, в пэ духовного парцуфа в виде внутреннего света и таким образом постигается в нем явно, в его органах ощущений, т.е. в 10 сфиротах тела самого парцуфа.
Затем есть постижение в голове, где оно не ограничено, представляет собой Эйн Соф - рош, непостигаемую часть, т.е. неограниченную часть, и есть также то, что находится выше и т.д. Т.е. в любой части есть ноль-Бесконечность, тогу-кетер и боху - хохма, бина, тиферет, малхут, те 4 ступени, в которые явно входит свет, и то, что постигается нашим духовным телом от входящего света, называется Творцом.
Итак, то, что мы постигаем, называем Творцом. И то, что сегодня мы постигаем вокруг нас, в принципе, это тоже Творец. Только это постижение неявное и отнести это к Творцу мы не можем, потому что не постигаем то, что внутри этого постижения есть высшая сила.
Духовное постижение в отличие от постижения нашего мира - это такое постижение, внутри которого мы явно ощущаем источник того, что постигаем. Т.е. свет несет в себе, кроме наслаждения, четкое осознание источника наслаждения со всеми его замыслами, планами в мере той ступени, на которой мы его постигаем.
Чем ступень выше, тем более явно постижение источника. Эфес-ноль, тогу вэ боху - это категории, части постижения каждой ступени. Любое твое духовное ощущение состоит из этих 3-х частей: ноль или Бесконечность, затем более низкая часть, которая называется "тогу", где я не понимаю, что это - Творец, творение и вообще, что это такое, но уже что-то такое, хаос, и потом "боху" - явное ощущение, потому что свет входит внутрь меня.
Боху состоит из хохма, бина, Зеир Анпин, малхут. Боху - это юд-кей-вав-кей - скелет парцуфа, в который входит свет, и оно дает абсолютно четкое постижение, потому что находится ниже экрана. Что значит ниже экрана? То, что я иду выше своих ощущений, вопреки своему эгоизму, это затем входит в меня и дает мне постижение Творца.
Экран находится в пэ парцуфа, между тогу и боху. Экран - это действие на тогу, т.е. то, что я согласен идти на тогу, аннулируя свои постижения, и не хочу заниматься тем, что постигаю. Только идти вопреки своему разуму - это называется, что ор хозер уходит в тогу от экрана вверх, в голову, в кетер в той мере, в которой я могу это сделать. В этой мере я начинаю затем внутри себя мое слияние с тогу для постижения в боху.
Это противоречие само в себе. Насколько идешь выше разума, настолько у тебя расширяется, обогащается разум. Отрицание собственного разума является ключом к тому, что человек становится умней.
Духовное тело состоит из костного мозга, костей, жил, мяса и кожи. Кожа тоже состоит из 7-и шкур, как мы говорим, а потом есть еще волосы и ногти. Потом есть одежда, она тоже состоит из нескольких частей: мы с вами их изучали; потом промежуточная часть - дом и палатка (это одно и то же), и потом двор и пустыня. Какое между ними отличие?
Мы с вами недостаточно разбирали место клипот. Клипот (желания без экрана) находятся между внутренней и наружной частью каждого желания. Допустим, между кожей и одеждой уже находятся клипот. Потому что одежда является чисто внешними свойствами, которые человек создает за неимением экрана.
Когда парцуф достигает своего полнейшего исправленного состояния, то кроме него ничего не существует, не существует ни волос, ни ногтей в таком виде, тем более не существует одеяния, палатки, двора и пустыни. Все они входят вовнутрь парцуфа, потому что это те части, которые под Ц"Б невозможно исправить до гмар тикун. А клипот находятся между этими частями.
Это описывается в книге "Бейт шаар а каванот" - есть такая книга. Она идет как продолжение последней части ТЭ"С. Там он обо всем этом очень четко рассказывает. Так где же находятся нечистые миры относительно чистых, и "клипат нога", и как они разделяются относительно тела духовного парцуфа?
Я вам хочу сказать только одно: что никогда человек не сможет понять эти вещи в своей голове, никогда. И то, что вы сейчас читаете, у вас исчезает через пару дней, и вы пытаетесь удержать в себе чисто умозрительно картину, она все равно не удерживается и не удержится.
Любая картина нашего мира удерживается у нас в зависимости от умственных способностей каждого, и удерживается потому, что мы рождаемся уже с келим, с инструментами, с ячейками, в которые можем эту картину вобрать, с памятью, как в компьютере, на которую эта картина может наложиться и остаться на ней.
А любая духовная форма не имеет у нас своих келим, чтобы отложиться на них, на этих ячейках. И поэтому совершенно бесполезно пытаться представить себе что-то, т.е. представляйте, конечно, но одновременно с этим имейте в виду и не забывайте, что никогда вы правильной картины и ничего близкого не сможете в своих ощущениях представить, что же это на самом деле, о чем тут говорится, до появления вот этого духовного органа чувств, духовной памяти.
А после этого, конечно, будет совершенно явное, во много раз большее ощущение постижения, чем любое постижение какого-либо объекта или действия в нашем мире. Намного ярче и выпуклее.
Кетер относительно Эйн Соф можно назвать "творением", а относительно творения его можно назвать "Творец".
(ТЭ"С, стр. 125)
5) Получается, что можно называть Бесконечность и Творца, (как называют некоторые каббалисты своими короткими мозгами - пишет Ари), именем "кетер". И можно называть творением, потому что, естественно, Бесконечность выше него, выше кетера. И все же мудрецы предостерегают: не занимайся тем, что выше тебя. А та цель, о которой мы можем говорить, называется БО ХУ, потому, что кетер - это среднее между Творцом и творением. А причина состоит в том, что последняя часть самой низшей ступени, которую можно себе представить, в Бесконечности создает первую часть, в которой находится корень 10-и сфирот, но в самом зародыше, в самом тонком своем состоянии, которое только может находиться в творении, в самом неуловимом виде, потому, что тогу, т.е. кетер, который находится выше боху и выше тела, как голова, которая находится вне тела, и нет там ничего, кроме того, что не постигается и относится к абсолютному нулю.
- комментарий -
Есть вещи, которые ты не можешь постичь, потому что ты создан ниже них, значит, не стоит тебе этим заниматься, потому что это невозможно постичь. Ты просто запутаешься, и тогда практически отрежешь себя от правильного постижения.
Исследуй четко любое постижение, раздели его на ту часть, которую ты можешь постичь, и на ту, которую ты не можешь постичь, исходя из своих природных свойств на данной ступени, и занимайся тем, что находится в границах твоих постижений.
Здесь он намекает на то, что у нас есть вообще-то две ступени, а не три. Одна ступень называется Эйн Соф, или ноль, а вторая ступень называется уже тогу вэ боху вместе, и они все-таки относятся к творению, потому что голова тоже относится к творению, хотя не явно, т.к. находится вне тела. Но это - уже ограничение не в действии, а в замысле со стороны творения. Теперь уже ор хозер одевает в себя ор яшар, поднимаясь снизу вверх, образуя этим голову парцуфа.
Т.е. все-таки тогу в определенной мере относится к творению, хотя оно путает творение, хотя там еще нет полного постижения и еще не входят в келим все эти свойства, которые он постигает. Но все-таки это уже часть, относящаяся к творению. Поэтому он называет эту часть промежуточной.
Тогу называется та часть Бесконечности, которая выделяется из самой ее последней части в самую высокую часть творения, которая только может быть в нем в самом неуловимом виде. Такая часть называется "тогу". Т.е. вещи очень тонкие. Зачем он нам это все говорит, специально выбирая такие отрывки из всех сочинений Ари? Всего у Ари - 15 томов, а он выбрал здесь всего лишь отрывки. Почему?
Чтобы показать, каким образом правильно относиться к тому, где мы находимся, к тем ощущениям, которые мы постигаем в нашем мире, и к тому, что мы вообще надеемся постичь далее из более тонких духовных материй.
Мы должны постоянно и четко представлять себе наши ограничения, не поддаваться никаким фантазиям, а принимать за достоверность только то, что подконтрольно входит в наши органы чувств - так называемые боху - которые можно повторить, проверить, четко осознать, понять и каким-то образом передать другому.
А обо всем, что выше уровня боху, необходимо так же четко понимать, что это - вещи, находящиеся вне нашего постижения на данной ступени. На следующей ступени они будут уже внутри нашего постижения, а Творцом будет еще более высшая ступень. Каждая высшая ступень относительно низшей называется всегда "Творец", а на следующей ступени этот Творец постигается уже в творении. И Творцом уже называется еще более высшая ступень, и т.д.