Числовые значения параметра U
отражающего образовательный уровень
Образовательная ступень | Руководители и их заместители | Функциональные Работники |
- | ||
0,6 | ||
0,7 | 0,5 | |
0,6 | 0,6 | |
0,4 | 0,3 | |
0,2 | 0,1 |
|
Влияние общего стажа работы на инженерно-административных должностях можно определить по выражению (рис. 2.10):
. (2.10)
Итак, коэффициент значимости информации может быть определен для
i - го эксперта
К = U · t · t . (2.11)
При этом .
Для повышения значимости информации экспертов нижний предел может быть увеличен до величины минимально допустимой, В тех случаях, когда имеет место неравенство , информация таких экспертов к дальнейшим расчетам не принимается.
Для повышения достоверности информации и отсеивания некомпетентных экспертов можно применить критерий отсеивания Каттелома, суть которого заключается в следующем. На график в порядке убывания наносится информация экспертов. К рассмотрению принимается информация только тех экспертов, чьи значения информации выстраиваются в линию, близкую к прямой (рис. 2.11).
Имеют место и другие способы определения соответствия эксперта предъявляемым требованиям, например, анкетный опрос, самооценка компетентности и др.
Процедуре непосредственного делегирования полномочий предшествует анализ социально - психологических проблем в цепи «управляющая система - управляемая система» (ВУУ-НУУ). Такой анализ позволяет получить упорядоченную фоновую информацию о социально-психологических проблемах на предприятии, что в свою очередь позволяет составить гипотетическое представление о некоторых «поверхностных» факторах, влияющих на формирование организационной структуры управления, и которое (представление) будет являться контрольным мерилом (хотя и гипотетическим) правильности формирования структуры управления методом делегирования полномочий.
|
|
При изучении локальной ситуации важно отражать результаты, полученные с помощью разнообразных взаимодополняющих методик в пространственно-временной перспективе [20]. Для получения фоновой информации и первоначального представления о существующей ОСУ необходимо провести зондажно-информационное обследование, выражающееся в сборе статистической информации, а также информационно-целевой анализ имитационного опроса наиболее активных и наиболее обиженных административно-управленческих работников и документальный анализ нормативно-распорядительных актов предприятия (Устав, положения, штатное расписание и др.). На втором этапе проводится более глубокое диагностическое исследование, построенное на опросе, ориентированном на распределение управленческих функций между верхним и нижним управленческими уровнями с использованием результатов зондажно-информационного обследования и информативно - целевого анализа, имитационного опроса.
Основным инструментом в данном исследовании выступает вопросник, при конструировании которого могут быть использованы следующие категории:
- обоснованность опроса ("измеряй то, что действительно должно быть измерено");
- воспроизводимость опросов ("измеряй так, чтобы тебя можно было проверить");
- относительная простота опроса;
- экономичность опроса, т.е. минимизация количества различных показателей .
Проектирование измерительного прибора (вопросника) является одним из самых важных этапов в измерительной цепи. Ошибки, допущенные при его формировании, приводят к систематическим погрешностям. В процессе опроса могут появиться ошибки, связанные с экспертом, а также ошибки, привнесенные интервьюером.
В настоящей работе исследование надежности результатов опроса не является основной задачей. Теоретические разработки в области надежности измерений изложены в работах [26,27,28] и могут быть использованы в случае детализации предлагаемого автором метода настройки организационной структуры управления.
Итак, измерительный прибор, которым в рассматриваемом методе является перечень управленческих функций и видов деятельности, представлен в приложении 2.1. Измерительный прибор должен быть построен таким образом, чтобы управленческие функции были максимально раскрыты, т.е. разделены на отдельные виды деятельности. Чем подробнее составлен перечень видов деятельности, тем меньше вероятность ошибки экспертов, а допущенная ошибка в меньшей мере скажется на результатах делегирования управленческой функции в целом.
При составлении измерительного прибора, т.е. при расщеплении управленческой функции на виды деятельности важно знать (или определить) долю этого вида деятельности в управленческой функции (табл. 2.2, колонка 5).
Вместе с тем может возникнуть вопрос о чрезмерной детализации перечня, что приводит к необходимости ответить на несколько десятков вопросов, а с точки зрения ученых существует максимально-предельное количество вопросов, после ответов на которые информация опрашиваемых теряет достоверность.
Таблица 2.2