Смешанные организационные структуры
Корпоративная | Структура | ||
культура | Ориентированная на предложение | Смешанная | Ориентированная на спрос |
Высокая регуляция | Функционально-иерархическая | Матричная организация | Дивизиональная организация |
Традиционная организация Функциональная организация | Организация с перекрестными связями | Многорегиональная организация | |
Низкая регуляция | Проектная организация | Проектная организация | Продуктовая орга-низация с целевыми группами. Региона-льная организация, с системой подразделений |
Приведем еще одну классификацию организационных структур. В автор принимает следующую классификацию организационных структур (рис. 1.27).
Рис. 1.27. Классификация типов организационных структур
К формальным механическим структурам автор относит организационные структуры с жесткой иерархией, т.е. остропирамидальные.
Органические структуры более гибкие и адаптивные. Управленческие уровни таких структур в большей мере наделены правами принятия решений.
Наверное, можно согласиться с такой классификацией с одной оговоркой, что неформальные организационные структуры управления по сути своей всегда являются органическими. При этом к этой категории необходимо отнести сетевые и виртуальные структуры. Организационные структуры такого типа будут рассмотрены в последующих главах.
Исследуя различные виды организационных структур, необходимо понимать, что их столько, сколько ситуаций и условий функционирования организаций. Планирование и выбор организационной структуры всегда будет индивидуальным решением каждой фирмы. Главная задача при выборе структуры - обеспечение эффективной работы организации.
Методологические основы формирования организационных
Структур управления
Содержание процесса формирования
Многомерная, комплексная характеристика организационной структуры управления, данная в первом разделе исследования, открывает новые возможности:
- объяснения существующих подходов к изучению и проектированию структур;
- рационализации подходов, методов и принципов реструктуризации организаций в современных условиях хозяйствования.
Ретроспективный анализ развития знаний в области организационных структур позволяет констатировать следующее: накопление знаний о предмете исследования тесно связано с логикой развития основных методических подходов к проектированию структур. Анализируя сложившиеся на сегодня подходы к организационному проектированию, можно разделить их на три основные: нормативно-функциональный, функционально-технологический и системно-целевой [75]. Их сравнительная характеристика приведена в табл. 1.27.
Нормативно-функциональный подход, получивший широкое распространение в эпоху "развитого" социализма в отечественной промышленности благодаря разработкам НИИ труда был направлен на реализацию, повышение экономичности и типизацию линейно-функциональных структур управления.
Эффективность этого подхода состоит в приведении параметров аппарата управления к среднепрогрессивному уровню, заложенному в типовых структурных решениях и нормативах. Его недостатки: ориентация на сложившийся состав функций управления, непроработанность механизма взаимосвязей и распределение полномочий в аппарате управления, использование при установлении нормативов статистических оценок, с неизбежностью воспроизводящих недостатки в организации управления. Использовать этот подход для разработки принципиально новых структур в условиях рыночной экономики достаточно проблематично.
Как бы компенсируя недостатки, основываясь на исходной предпосылке о существовании тесных связей и взаимообусловленности структуры, функций и процессов управления, развился функционально-технологический подход. Наиболее полно он реализуется при создании АСУП и заключается в выявлении потребностей производства в управлении и соответствующем проектировании рациональных информационных моделей и информационной технологии [76].
Это подход универсален, но достаточно трудоемок, он может быть использован только высококвалифицированными специалистами. Наиболее существенным недостатком является то, что в его основе лежит сложившаяся система функций управления, иногда не отражающая всех целей деятельности организаций.
Таблица 1.27