Смешанные организационные структуры

Корпоративная Структура
культура Ориентированная на предложение Смешанная Ориентированная на спрос
Высокая регуляция Функционально-иерархическая Матричная организация Дивизиональная организация
  Традиционная организация Функциональная организация Организация с перекрестными связями Многорегиональная организация
  Низкая регуляция     Проектная организация   Проектная организация   Продуктовая орга-низация с целевыми группами. Региона-льная организация, с системой подразделений

Приведем еще одну классификацию организационных структур. В Смешанные организационные структуры - student2.ru автор принимает следующую классификацию организационных структур (рис. 1.27).

 
  Смешанные организационные структуры - student2.ru

Рис. 1.27. Классификация типов организационных структур

К формальным механическим структурам автор относит организационные структуры с жесткой иерархией, т.е. остропирамидальные.

Органические структуры более гибкие и адаптивные. Управленческие уровни таких структур в большей мере наделены правами принятия решений.

Наверное, можно согласиться с такой классификацией с одной оговоркой, что неформальные организационные структуры управления по сути своей всегда являются органическими. При этом к этой категории необходимо отнести сетевые и виртуальные структуры. Организационные структуры такого типа будут рассмотрены в последующих главах.

Исследуя различные виды организационных структур, необходимо понимать, что их столько, сколько ситуаций и условий функционирования организаций. Планирование и выбор организационной структуры всегда будет индивидуальным решением каждой фирмы. Главная задача при выборе структуры - обеспечение эффективной работы организации.

Методологические основы формирования организационных

Структур управления

Содержание процесса формирования

Многомерная, комплексная характеристика организационной структуры управления, данная в первом разделе исследования, открывает новые возможности:

- объяснения существующих подходов к изучению и проектированию структур;

- рационализации подходов, методов и принципов реструктуризации организаций в современных условиях хозяйствования.

Ретроспективный анализ развития знаний в области организационных структур позволяет констатировать следующее: накопление знаний о предмете исследования тесно связано с логикой развития основных методических подходов к проектированию структур. Анализируя сложившиеся на сегодня подходы к организационному проектированию, можно разделить их на три основные: нормативно-функциональный, функционально-технологический и системно-целевой [75]. Их сравнительная характеристика приведена в табл. 1.27.

Нормативно-функциональный подход, получивший широкое распространение в эпоху "развитого" социализма в отечественной промышленности благодаря разработкам НИИ труда был направлен на реализацию, повышение экономичности и типизацию линейно-функциональных структур управления.

Эффективность этого подхода состоит в приведении параметров аппарата управления к среднепрогрессивному уровню, заложенному в типовых структурных решениях и нормативах. Его недостатки: ориентация на сложившийся состав функций управления, непроработанность механизма взаимосвязей и распределение полномочий в аппарате управления, использование при установлении нормативов статистических оценок, с неизбежностью воспроизводящих недостатки в организации управления. Использовать этот подход для разработки принципиально новых структур в условиях рыночной экономики достаточно проблематично.

Как бы компенсируя недостатки, основываясь на исходной предпосылке о существовании тесных связей и взаимообусловленности структуры, функций и процессов управления, развился функционально-технологический подход. Наиболее полно он реализуется при создании АСУП и заключается в выявлении потребностей производства в управлении и соответствующем проектировании рациональных информационных моделей и информационной технологии [76].

Это подход универсален, но достаточно трудоемок, он может быть использован только высококвалифицированными специалистами. Наиболее существенным недостатком является то, что в его основе лежит сложившаяся система функций управления, иногда не отражающая всех целей деятельности организаций.

Таблица 1.27

Наши рекомендации