Функции управления. Классификация
Сущность и содержание менеджмента раскрываются в функциях управления, т.е. в конкретных видах управленческой деятельности, которые осуществляются специальными приемами и способами [38]. Выделение в управлении отдельных функций - объективный процесс, связанный с усложнением производства, усложнением процесса управления. Возникновение функций управления - результат разделения и специализации труда в сфере управления. Специализация управленческой деятельности необходима для повышения качества управления, экономии времени, освоения специальных приемов и операций по отдельным видам работ. Функциональное разделение труда в управлении - основа для построения системы управления, формирования организационной структуры управления. Место функций управления в ряду основных категорий менеджмента отражено на рис. 1.5.
Цели управления
Функции управления
Оргструктура Процесс
управления управления
Методы Информация Техника
управления решения управления
Кадры Технология
управления управления
Рис.1.5. Место функций управления в системе менеджмента
Функции управления необходимы для достижения целей системы. Их состав должен обеспечивать эффективную реакцию управляющей системы на любое изменение состояния объекта управления.
Автором первой развернутой классификации функций управления с позицией самого управления был основатель классической (административной) школы управления француз Анри Файоль. С учетом фактора времени он выделил функции управления, совпадающие с этапами процесса управления. По его словам, "управлять означает предсказывать, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать" [119]. Специалисты в области управления разработали иные функции управления: планирование, организацию, распорядительство, контроль, мотивацию, руководство, коммуникации исследования, оценку принятия решений, подбор персонала, представительство, маркетинг и т.д. Почти в каждом работе по управлению содержится перечень функций, хоть немного отличающихся от списков функций в других источниках [59,114,117]. Кроме того, отличаются и классификационные признаки, взятые за основу деления функций на группы.
Так, в [16] выделяются следующие функции управления.
По признаку управляемого объекта: предприятие; цех; участок; бригада;
агрегат (рабочий).
По признаку деятельности: экономические; организационные; социальные.
По признаку однородности: общие; специальные.
По содержанию труда:
- научные исследования;
- подготовка производства;
- оперативное управление;
- снабжение и сбыт;
- технико-экономический анализ;
- бухгалтерский учет;
управление кадрами;
- планирование и учет труда и заработной платы;
- планирование и учет финансов.
По характеру задач:
- планирование:
- организация;
- регулирование;
- контроль;
- учет и анализ;
- стимулирование.
Возникает вопрос: чем отличается классификационный признак "деятельность" от признака "содержание труда" и как различаются функции по управляемым объектам?
Другой подход к выделению функций управления выбран в [13]. По мнению автора, в каждой организации могут быть выделены основные функции (front - line function), функции обеспечения (support functions) и функции обслуживания (steward functions).
Функции первой группы непосредственно связаны с выполнением целей организации и обеспечивают ее конкурентоспособность. К ним относятся: исследование и разработки, производство, маркетинг. Эти функции - главные для потребителя.
Функции обеспечения не видны потребителю, но без них не осуществлялись бы и основные. К ним относятся: компьютерное и информационное обеспечение, логистика, контроль качества и сервисные услуги.
Функции обслуживания позволяют организации функционировать в целом. Это работы, которые выполняют отдел кадров, отдел организации и развития менеджмента, финансовый отдел, администрация и отдел управления электронным обменом данных, хозяйственный отдел и внутренние службы. Потребителям совершенно безразлично, как выполняются эти функции, но они необходимы самой организации для ее функционирования.
Следовательно, в этом делении функций главный критерий - значимость их для потребителя.
Особый вклад в разработку классификации функций управления и функционального подхода к построению организационной структуры аппарата управления предприятий у нас в стране внесли ученые НИИ труда. В [74] выделено семнадцать функций по управлению предприятием (на примере машиностроения):
1. Общее линейное руководство основным производством.
2. Конструкторская подготовка производства.
3.Технологическая подготовка производства.
4. Обеспечение производства инструментом и оснасткой.
5. Стандартизация и нормализация.
6. Совершенствование организации, производства, труда и управления.
7. Организация труда и заработной платы.
8. Ремонтное и энергетическое обслуживание.
9. Контроль качества продукции.
10. Оперативное управление основным производством.
11. Технико-экономическое планирование.
12. Бухгалтерский учет и финансовая деятельность.
13. Материально-техническое снабжение, кооперирование и сбыт
продукции.
14. Комплектование и подготовка кадров.
15. Охрана и техника безопасности.
16. Общее делопроизводство.
17. Хозяйственное обслуживание.
В НИПИ труда в строительстве Госстроя СССР управленческий процесс разделен на десять функций:
1. Общие и оперативное управление.
2. Планирование.
3. Техническая подготовка производства.
4. Организация труда и зарплаты.
5. Охрана труда и техника безопасности.
6. Комплектование и подготовка кадров.
7. Управление снабжением.
8. Механизация работ.
9. Хозяйственное обслуживание.
10. Бухучет и финансовая деятельность.
Функциональный подход был взят за основу и разработчиками АСУП, т.к. предлагаемый для проектирования набор подсистем выбирался в соответствии со специальными функциями, предложенными НИИ труда [76].
Задача более полной классификации функций управления поставлена автором [48]. Она выполнена с позиции понимания того, что "функции менеджмента разнообразны и многоплановы". Определение функций, их комбинация и обособление в системе управления являются главными в анализе, диагностике и проектировании систем управления. Определение видов работ по управлению необходимо для установления количественных звеньев управления, функционального назначения и величины каждого из них. Анализ потребностей объекта управления и специфики управленческой деятельности лежит в основе выделения функций управления. Многокритериальная классификация функций управления представлена в таблица 1.6.
Подводя итоги анализа приведенных подходов к классификации функций, можно утверждать, что в основу построения организационных структур управления положена комбинация функций.
Однако остается открытым вопрос: "А какие функции нужны для построения аппарата управления, для осуществления процесса управления?"
По образному выражению одного из крупнейших мировых авторитетов в менеджменте П. Друкера, управление - это процесс, "превращающий неорганизованную толпу в эффективно работающую группу" [22].
Таблица 1.6