Оценка восприятия по Дейвису

Прим.: Кому интересен оригинал, читают книгу «Дар Дислексии» Глава 26. Я излагаю концепцию для своего ребенка, т.е. дальше идет не перевод книги, а мои действия с моим ребенком, основанные на книге Дейвиса.

Что говорить Что делать
Ты левша или правша? Вы это и так знаете.
Меня интересует твоё воображение. У тебя бывают сны? Бывает, что ты мечтаешь? Можешь запомнить, что ты видишь сейчас и закрыв глаза, представить это? Открой глаза. Если «Да» - продолжайте, если «Нет» - объясняйте дальше. Просите представить, что-нибудь с закрытыми глазами, например, то что он любит. Если он не может сформировать ментальный образ, стоп.
Сейчас у тебя открыты глаза, и ты смотришь на меня. Ты не видишь свое лицо, потому, что точка, из которой ты смотришь, находится у тебя в голове. Покажите направление его взгляда
У меня тоже открыты глаза, и я тоже не вижу свое лицо. Но я смотрю на тебя, из другой точки, которая находится у меня в голове. Покажите направление вашего взгляда.
Мы с тобой смотрим на мир из разных точек. У каждого из нас своя точка зрения.  
Пока мы смотрим глазами, мы знаем, где мы находимся, куда смотрим и откуда. Покажите на свои глаза.
Что если мы закроем глаза? Сделайте паузу…
Мы все равно можем представить, где мы находимся. Это называется воображение.  
Я хочу назвать точку, откуда мы смотрим на наш воображаемый мир «точкой зрения», потому, что это та точка, из которой мы видим наши мечты и фантазии. Это то, что заменяет нам глаза. Убедитесь, что он понимает, о чем речь.
У тебя есть любимая игрушка? У всех детей есть любимая игрушка, поэтому в данном примере предполагается ответ «Да». Если «Нет», найдите любой другой предмет, который нравится ему.
Какая игрушка тебе нравится больше всего? Вы тоже это знали.

Оценка

  Посадите ребенка перед собой, на расстоянии вытянутой руки, чтобы вы могли дотянуться до его лба, не вставая со стула, и при этом не создавали ему дискомфорт.
Ты не возражаешь, если в процессе занятия я буду брать твою руку? Получите согласие
Мне понадобятся обе твои руки, мне нужно, что бы ты положил их на коленки ладонями вверх. Если он правша, возьмите его левую руку и наоборот, если левша – правую.
Давай посмотрим на игрушку в твоей руке. Запомни её. Положите в руку ребенка игрушку, что бы он запомнил её.
Теперь закрой глаза. Я хочу, что бы ты сидел с закрытыми глазами, пока я не попрошу тебя их открыть, хорошо? Получите согласие.
Представь игрушку в твоей руке. Игрушка все еще лежит в руке.
Опиши, как выглядит игрушка. Ребенок должен описать, как выглядит игрушка. Если не может представить или есть проблемы с поддержанием воображения, вы можете либо прервать занятие, либо порепетировать создание ментальных образов. Проблемы с визуализацией означают, что «Процедура ориентации №1» не для него, используйте «Процедуру ориентации №2». Задавая простые вопросы, выясните, расположение игрушки в руке, из чего состоит, форма, цвет, размер и т.п. Продолжайте пока вы сами не получите четкое представление об объекте.
Теперь сотри образ игрушки из памяти Уберите игрушку с ладони
Что ты видишь? Ответ «Ничего, пустой экран» или что-то в этом роде.
Снова представь игрушку в руке. В данном случае рука осталась пустой. Задавая вопросы, убедитесь, что у него имеется четкое представление игрушки.
У тебя закрыты глаза, но ты смотришь на игрушку в твоей руке. Можешь определить, откуда ты смотришь? Где находится та точка, из которой ты видишь игрушку? Если затрудняется, подскажите, что где-то внутри головы. Одним словом ребенок смотрит изнутри головы.
Давай назовем эту точку «точкой зрения». Ты смотришь на игрушку из этой точки. Согласие.
  Возьмите его вторую руку, сожмите все пальцы в кулак, кроме указательного.
Можешь взять точку зрения и прикрепить её к концу указательного пальца? Поднесите его вторую руку ближе к его лбу или виску и постучите по концу указательного пальца. Получите подтверждение.
Давай направим твой указательный палец вместе с точкой зрения на игрушку лежащую в твоей руке. И посмотрим на неё сверху. Направьте указательный палец его второй руки на его ладонь, где по сценарию лежит воображаемая игрушка.


Что ты видишь? Должен описать, как выглядит игрушка сверху. Задавайте вопросы, чтобы убедиться в наличии четкого образа.
Давай передвинем твой указательный палец вместе с точкой зрения и посмотрим на игрушку сбоку. Передвиньте указательный палец, так, что бы он указывал на игрушку сбоку.
Что ты видишь? Должен описать, как выглядит игрушка сбоку. Задавайте вопросы, чтобы убедиться в наличии четкого образа.
Давай передвинем твой указательный палец вместе с точкой зрения и посмотрим на игрушку снизу Передвиньте указательный палец, так, что бы он указывал на игрушку снизу.
Что ты видишь? Должен описать, как выглядит игрушка снизу. По идее, его ладонь не является препятствием, он смотрит сквозь неё. Задавайте вопросы, чтобы убедиться в наличии четкого образа.
Давай передвинем твой указательный палец вместе с точкой зрения. Направьте указательный палец ему на лицо, но не говорите, что направили на лицо.
Что ты видишь теперь? Должен сказать, что видит себя. Попросите описать лицо. Вероятно, должен сказать, что глаза закрыты. Это означает, что ребенок не испытывает проблем с перемещением точки зрения и что у него имеются четкие ментальные образы.

Окончание оценки – по сути, моя процедура ориентации



Можешь поднять руку с «точкой зрения» на указательном пальце, вверх над головой и отвести её назад, насколько это возможно? Помогите ему держать руку, она быстро устает.
Можешь направить указательный палец на макушку головы? Помогите ему согнуть ладонь так, чтобы указательный палец указывал на макушку головы, убедитесь, что конец указательного пальца находится на оси симметрии тела. Возможно, рука должна слегка согнуться в локте. Обратите внимание, что расстояние от конца указательного пальца, до макушки головы попадает в диапазон 15-30 см, что и требуется по методикам Дейвиса.
Что ты видишь сейчас? Должен рассказать про макушку головы и вид от указательного пальца. Задавайте вопросы, что бы убедиться, что он смотрит именно оттуда.
Можешь отцепить «точку зрения» от указательного пальца и оставить её в этом месте? Получите подтверждение.
Опусти руку.  
Ты видишь свою игрушку сейчас? Убедитесь, что он все еще смотрит из точки над головой.
Теперь твоя «точка зрения» находится в точке ориентации. Когда ты смотришь на мир мысленно, ты должен смотреть из этой точки. Всегда проверяй, что она находится на месте.  
Сотри образ своей игрушки. Получите подтверждение.
Теперь можешь открыть глаза.  

Согласно теории Дейвиса чтение – это обратный процесс письма, т.е. при чтении человек превращает образ слова в его понятие, при письме, наоборот понятие в образ слова.

Я утверждаю, если ребенок может показать пальцем, где находится его «точка зрения» (а он может, это входит в методику Дейвиса, читаем Главу 28 книги «Дар дислексии»), то справедливо и обратное, ребенок может поместить свою «точку зрения» в место указанное его пальцем. Подозреваю, что методисты центра Дейвиса готовы порвать меня на части, и назовут 1001 причину, почему так делать не следует. Я проделал этот опыт над своим ребенком, это не вызвало никаких проблем. Поэтому, я полагаю, что его можно смело назвать третьим методом ориентации. Вернемся к книге Дейвиса.

Наши рекомендации