Всё во вселенной делаю символом подношения.
Будды и бодхисаттвы способны принять все, что ты способен поднести. Мысленно собери все, что может радовать богов и людей и не принадлежит никому, и поднеси. Так можно накопить точно такое же количество заслуг, как и в том случае, если бы ты действительно владел всем, что подносишь. Никогда не думай, что тебе нечего поднести. Итак, всегда и при любых обстоятельствах представляй, что подносишь все, что есть у тебя самого и у других, в первую очередь, Трем Драгоценностям и учителям линии передачи. Хотя бы так: увидев чистый ручей или цветущий луг — все, что покажется тебе привлекательным, мысленно возьми и поднеси Трем Драгоценностям. Так, занимаясь обычными делами, ты накапливаешь заслуги и мудрость.
2.3. Третья часть: раскаяние внеблагих действиях [CXIX]
[Подумай] обо всех допущенных тобой с безначальных времен и доныне падениях и пагубных поступках, совершенных телом, речью или умом, сохранившихся в твоей памяти или не сохранившихся: о десяти неблагих действиях, пяти беспромежуточных злодеяниях, пяти близких к ним злодеяниях, четырех тяжких проступках, восьми преступлениях против [Дхармы], осквернении подношений Трем Драгоценностям и обо всех неблагих действиях в целом [806].
Ощущая сильное чувство вины и сожаления, раскайся во всех этих прегрешениях, моли о прощении, обещай не совершать их впредь и т. д. Стремись очиститься от них, помня о четырех силах-противоядиях, о которых говорилось в главе о созерцании и мантре Ваджрасаттвы.
Вообрази, что все неблагие действия и препятствия собираются в виде черной груды на конце твоего языка. Представь, что из тела, речи и ума собрания божеств исходит свет, который, падая на эту груду омрачений, полностью ее очищает.
Затем произнеси такие слова:
Госум миге ленам кун
Осал чоку нанг ду шаг [807]
В ясном свете дхармакаи
Я очистился, раскаявшись, от всех неблагих действий трех врат [808].
2.4. Четвертая часть: радость по поводу достоинств других[CXX]
От всего сердца и с великой радостью [809] думай о повороте великого колеса Дхармы, осуществленном буддами на благо живых существ; о великих деяниях бодхисаттв; о накопленных живыми существами относительных заслугах и о заслугах, называемых «приводящие к освобождению» [810] ; о любых своих [благих делах], прошлых, настоящих и будущих. При этом произноси следующие слова:
Дэнпа ни ки дупа йи
Гецог кунла дже йи ранг [811]
Радуюсь всем накопленным заслугам,
Объемлемым двумя истинами.
Вдевяти колесницах нет ни одного учения, которое не содержалось бы в относительной или абсолютной истинах. Всем объемлемым этими двумя истинами преходящим и непреходящим заслугам [812], накопленным тобой и другими, следует радоваться и восхищаться. Такая радость по поводу благих деяний приносит безмерную пользу.
Некогда царь Прасенаджит [CXXI] в течение четырех месяцев ежедневно угощал Будду и его учеников полдневной трапезой и одарял всевозможными подношениями. Одна старушка-нищенка от души порадовалась этому: «Царь Прасенаджит и в прошлом копил заслуги, потому-то он богат и так удачлив, что встретился с самим Буддой. Вот и теперь его поступки тоже послужат источником огромных заслуг!» Благодаря своей искренней радости старушка накопила безмерные заслуги, и это стало известно Будде.
Однажды вечером, когда настало время посвятить заслуги, Будда спросил царя:
— Кому лучше посвятить накопленные заслуги: тебе или тому, кто
достоин этого еще больше, чем ты?
— Прошу, посвяти заслуги тому, кто этого больше достоин! —
ответил царь. И Будда, посвящая заслуги, назвал имя нищей старушки.
Когда Будда проделал то же самое три дня подряд, царя взяла досада. Он спросил у своих советников, как это прекратить. Они посоветовали: «Пусть завтра, когда Будде и его ученикам станут подавать еду, ее [нарочно] уронят с блюд на пол, а когда нищие бросятся ее подбирать, пусть их побьют и не позволят это делать». Советники решили, что это поможет.
Так и сделали. Когда нищенка, которая прежде радовалась, тоже бросилась подбирать упавшую еду, ее остановили и побили. Тогда она рассердилась и тем погубила свои заслуги. Так что в тот день заслуги посвятили царю.
Следовательно, как я уже неоднократно подчеркивал, то, будут ли последствия действий благими или неблагими, зависит, в первую очередь, от помыслов, а не от самих действий, совершаемых телом и речью.
Вместо того чтобы совершать напоказ благие дела, загрязненные ядом восьми мирских дхарм, в том числе духом соперничества, возникающим при виде чужого благочестия, гордостью за свои хорошие поступки, тщеславным любованием своими достижениями, лучше просто с чистым сердцем и искренней радостью смотреть на добрые дела других людей и посвящать силу накопленных другими заслуг тому, чтобы все живые существа обрели полное просветление. Именно это принесет наибольшее количество заслуг. Будда подробно говорил об этом в сутре «Наставления царю» [CXXII].
И Чагмэ Ринпоче тоже сказал: