На железнодорожном транспорте.
Железнодорожный транспорт России в настоящее время является основным видом перевозки людей и грузов. На сегодняшний день железные дороги Российской Федерации представляют развитую сеть однопутных, двухпутных и многопутных линий, состоящих из раздельных пунктов (проходных светофоров, блок-постов, разъездов, обгонных пунктов, станций) и перегонов. Пути перегонов, продолжаясь в пределах станций, связываются с помощью стрелок с определенным путевым развитием в виде приемоотправочных, погрузочно-выгрузочных, сортировочных, деповских и иных путей, ветвей на заводах, карьерах и т.п., тупиков.
Реализация плана (графика движения поездов) на ограниченном участке в определенный период требует своевременного и безопасного перемещения людей и грузов. Отсюда вытекает необходимость в обеспечении соответствующими средствами условий безопасности движения поездов (свободности путевых участков в границах передвижения, исключения всякого рода враждебных передвижений, а в пределах станции – еще и установки стрелок в нужное положение, после чего – подачи машинисту сигнала, разрешающего движение).
Работа железной дороги организуется на основе Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ). Они устанавливают основные положения и порядок работы железных дорог и работников железнодорожного транспорта, нормы содержания сооружений, устройств и подвижного состава, систему организации движения поездов и принципы сигнализации.
Также основными документами являются Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РФ и Инструкция по сигнализации на железных дорогах РФ (ИСИ). На основе этих документов издают дополнительные указания, на станциях составляют технико-распорядительные акты, определяющие назначение путей, светофоров и других техн. средств.
Уже в первые годы существования железных дорог стремились механизировать процессы, связанные с приготовлением маршрутов, т.е. облегчить физический труд человека. Ручное перемещение стрелочных и сигнальных тяг заменялось механизированным с использованием энергии сжатого воздуха или жидкости, электрического тока. Применение соответствующих устройств (пневмо-, гидро-, электроприводов), как правило, позволяло ускорить приготовление маршрутов, а следовательно, увеличить пропускную способность станции.
Устройства механизации и автоматизации производственных процессов в сфере оперативного управления движением поездов получили название устройств СЦБ (сигнализации, централизации и блокировки). Долгое время в качестве элементной базы для их построения использовались реле. Однако в настоящее время вид и функции этих устройств настолько изменились и расширились, что далеко выходят за рамки понятия СЦБ и более точно определяются понятием «Устройства автоматизации и телемеханики по оперативному управлению движением поездов». Они целиком ориентированы на применение для их построения средств электронной и вычислительной техники, включая микропроцессоры. В перспективе они должны составить единую автоматизированную сеть управления железнодорожным транспортом (АСУ ЖТ) с использованием линейных и радиоканалов ОАО РЖД.
Все железные дороги разделяются на участки. Возьмем простейшую схему:
Все системы железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ) подразделяются на перегонные, станционные и информационные. Каждая из систем подразделяется, в свою очередь, на ряд подсистем, обеспечивающих безопасное движение поездов.
Группы устройств ЖАТ
1. Перегонные системы.
Перегонные системы подразделяются на 3 основные группы.
1.1. Путевая блокировка представляет собой систему устройств, обеспечивающих такую организацию движения, при которой занятие поездами отдельных участков пути регулируется постоянными сигналами.
Предназначаются для регулирования движения поездов по перегону. К ним относятся:
ПАБ – полуавтоматическая блокировка, применяется на малодеятельных участках. Светофоры открывает дежурный по станции (ДСП), перекрываются они автоматически в результате воздействия поезда на датчики точечного типа (механические, электрические, оптические).
АБ – автоматическая блокировка, основной вид систем регулирования движения на перегонах. Светофоры открываются и перекрываются автоматически по мере прохождения блок-участков.
АБПТ – АБ постоянного тока, применяется на участках с автономной тягой.
ЧКАБ – числовая кодовая автоблокировка, применяется при любых видах тяги, в основном, при электротяге.
АБТ, АБТЦ – автоблокировка с тональными рельсовыми цепями;
Ц – с централизованным размещением аппаратуры.
КЭБ- 1,2 - кодовая автоблокировка на электронной элементной базе.
АБ-ЧКЕ - микропроцессорная система числовой кодовой автоблокировки
1.2. Авторегулировка – это комплекс средств автоматического управления движением поездов на перегоне. Она включает в себя следующие системы:
Автодиспетчер (АД) – средства оперативной разработки графика и порядка движения.
Автомашинист (АМ) – средства автоматической регулировки скорости в соответствии с графиком.
Сигнальная авторегулировка (САР) – средства остановки поезда при сближении с препятствием. В САР как составная часть входят устройства автоматической локомотивной сигнализации АЛС. Они передают информацию о показании впереди стоящего светофора и связаны с тормозными устройствами поезда посредством приборов контроля бдительности.
АЛСН – автоматическая локомотивная сигнализация непрерывного действия.
АЛСТ– точечного действия.
САУТ -система автоматического управления тормозами.
1.3. Вспомогательные системы
УОП - устройства ограждения на переездах.
АПС – автоматическая переездная сигнализация (на малодеятельных переездах).
АПШ – автоматическая переездная сигнализация с автошлагбаумом.
КТСМ – комплекс технических средств микропроцессорный, предназначены для контроля исправности подвижного состава. К ним также относится ПОНАБ, пункт обнаружения аварийных букс.
УКСПС – устройство контроля схода подвижного состава.
2. Станционные системы. Предназначены для регулирования движения поездов по станции и обеспечения безопасности движения.
2.1 Нецентрализованные системы станционных устройств А и Т представляют собой такой комплекс, в котором управление и контроль станционными объектами рассредоточен в пределах станции. Взаимная блокировка между стрелками и сигналами достигалась механическими средствами (применением различного рода замычек, запорных планок, напольных и аппаратных замков).
2.2. Централизованное управление стрелками и сигналами характеризуется сосредоточением органов управления, контроля и взаимного замыкания между стрелками и сигналами в одном месте (на посту централизации).
МЦ – местная централизация.
ЭЦ – электрическая централизация.
РПЦ – релейно-процессорная централизация. Отличается от ЭЦ использованием процессоров.
МПЦ – микропроцессорная централизация. Элементной базой являются микропроцессоры.
ДЦ - Диспетчерская централизация (ДЦ) представляет собой совокупность устройств управления стрелками и сигналами промежуточных станций в пределах диспетчерского участка. ДЦ – это кодовая система централизации, в которой все станции с центральным пунктом связаны информационными каналами связи. Наиболее распространенными системами являются ДЦ «Сетунь» и «Дон».
2.3. Горочные системы. Представляют собой комплекс, обеспечивающий автоматический роспуск и торможение скатывающихся отцепов на сортировочных горках. Объектами управления на горках являются: стрелки, горочный светофор, вагонные замедлители, горочный локомотив. В горочный комплекс входят:
ГАЦ – горочные автоматические централизации -система автоматического перевода стрелок по маршруту следования отцепов;
АРС – система автоматического регулирования скорости скатывания отцепов (управления вагонными замедлителями);
АЗСР – система автоматического задания скорости роспуска составов;
ТГЛ – система телеуправления горочным локомотивом (т.е. реализация приказов системы АЗСР).
КГМ – комплексы горочные микропроцессорные.
3. Информационные системы.
3.1. Вокзальная автоматика. К ним относятся табло, справочные установки, автоматические камеры хранения.
3.2. ДК - Диспетчерский контроль – комплекс устройств, позволяющих диспетчеру в каждый момент времени знать местонахождение поездов и положение входных и выходных светофоров на промежуточных станциях. С этой целью центральный пост связан со всеми линейными объектами, подключение которых для контроля их состояния производится или последовательно во времени (распределительная селекция), или параллельно (частотная селекция). Потребителями информации являются поездные диспетчера (ДНЦ) и дежурный персонал ШЧ. Например ШЧИД - дежурный инженер дистанции СЦБ.
ЧДК – частотный диспетчерский контроль.
АПК-ДК – аппаратно-программный комплекс диспетчерского контроля.
АДК-СЦБ - аппаратно – диагностический комплекс устройств СЦБ
АСДК - Автоматизированная система диспетчерского контроля
3.3. СПД-ЛП - Система передачи данных с линейных пунктов
3.4. АСУШ - автоматизированная система управления хозяйством автоматики и телемеханики.
Лекция 2