На железнодорожном транспорте.

Железнодорожный транспорт России в настоящее время является основным видом перевозки людей и грузов. На сегодняшний день железные дороги Российской Федера­ции представляют развитую сеть однопутных, двухпутных и мно­го­­путных линий, состоящих из раздельных пунктов (проход­ных све­то­форов, блок-постов, разъездов, обгонных пунктов, стан­ций) и пе­ре­гонов. Пути перегонов, продолжаясь в пределах стан­ций, свя­зы­ваются с помощью стрелок с определенным путевым раз­витием в ви­де приемоотправочных, погрузочно-выгрузочных, сор­ти­ро­воч­ных, деповских и иных путей, ветвей на заводах, карьерах и т.п., тупи­ков.

Реализация плана (графика движения поездов) на ограни­чен­ном участке в определенный период требует своевременного и без­опасного перемещения людей и грузов. Отсюда вытекает необ­ходимость в обеспечении соответ­ствую­щи­ми средствами условий безопасности движения поездов (свобод­но­сти путевых участков в границах передвижения, исключения вся­ко­го рода враждебных передвижений, а в пределах станции – еще и уста­новки стрелок в нужное положение, после чего – подачи ма­ши­нисту сигнала, раз­решающего движение).

Работа железной дороги организуется на основе Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ). Они устанавливают основные положения и порядок работы железных дорог и работников железнодорожного транспорта, нормы содержания сооружений, устройств и подвижного состава, систему организации движения поездов и принципы сигнализации.

Также основными документами являются Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РФ и Инструкция по сигнализации на железных дорогах РФ (ИСИ). На основе этих документов издают дополнительные указания, на станциях составляют технико-распорядительные акты, определяющие назначение путей, светофоров и других техн. средств.

Уже в первые годы существования железных дорог стре­ми­лись механизировать процессы, связанные с приго­товлением мар­ш­рутов, т.е. облегчить физический труд человека. Ручное переме­ще­ние стрелочных и сигнальных тяг заменялось механи­зи­ро­ван­ным с использованием энергии сжатого воздуха или жидкости, элек­трического тока. Применение соответствующих устройств (пнев­мо-, гидро-, электроприводов), как правило, позволяло уско­рить приготовление маршрутов, а следовательно, увеличить про­пуск­ную способность станции.

Устройства механизации и автоматизации производ­ствен­ных процессов в сфере оперативного управления движением поез­дов получили название устройств СЦБ (сигнализации, централи­за­ции и блокировки). Долгое время в качестве элементной базы для их построения использовались реле. Однако в настоящее время вид и функции этих устройств настолько изменились и расширились, что далеко выходят за рамки понятия СЦБ и более точно опреде­ля­ют­ся понятием «Устройства автоматизации и телемеханики по оперативному управлению движением поездов». Они целиком ориен­тированы на применение для их построения средств элек­трон­ной и вычислительной техники, включая микропроцессоры. В перс­пективе они должны составить единую автоматизированную сеть управления железнодорожным транспортом (АСУ ЖТ) с ис­поль­зованием линейных и радиоканалов ОАО РЖД.

Все железные дороги разделяются на участки. Возьмем простейшую схему:

На железнодорожном транспорте. - student2.ru

Все системы железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ) подразделяются на перегонные, станционные и инфор­ма­ци­он­ные. Каждая из систем подразделяется, в свою очередь, на ряд подсистем, обеспечивающих безопасное движение поездов.

На железнодорожном транспорте. - student2.ru

Группы устройств ЖАТ

1. Перегонные системы.

Перегонные системы подразделяются на 3 основные группы.

1.1. Путевая блокировка представляет собой систему устройств, обеспечивающих такую организацию движения, при кото­рой занятие поездами отдельных участков пути регулируется посто­ян­ными сигналами.

Предназначаются для регулирования движения поездов по перегону. К ним относятся:

ПАБ – полуавтоматическая блокировка, применяется на малодеятельных участках. Светофоры открывает дежурный по станции (ДСП), перекрываются они автоматически в результате воздействия поезда на датчики точечного типа (механические, электрические, оптические).

АБ – автоматическая блокировка, основной вид систем регулирования движения на перегонах. Светофоры открываются и перекрываются автоматически по мере прохождения блок-участков.

На железнодорожном транспорте. - student2.ru

АБПТ – АБ постоянного тока, применяется на участках с автономной тягой.

ЧКАБ – числовая кодовая автоблокировка, применяется при любых видах тяги, в основном, при электротяге.

АБТ, АБТЦ – автоблокировка с тональными рельсовыми цепями;

Ц – с централизованным размещением аппаратуры.

КЭБ- 1,2 - кодовая автоблокировка на электронной элементной базе.

АБ-ЧКЕ - микропроцессорная система числовой кодовой автоблокировки

1.2. Авторегулировка – это комплекс средств автоматического управления движением поездов на перегоне. Она включает в себя следующие системы:

Автодиспетчер (АД) – средства оперативной разработки графика и порядка движения.

Автомашинист (АМ) – средства автоматической регулировки скорости в соответствии с графиком.

Сигнальная авторегулировка (САР) – средства оста­нов­ки поезда при сближении с препятствием. В САР как сос­тав­ная часть входят устройства автоматической локо­мо­тивной сиг­на­ли­за­ции АЛС. Они передают информацию о по­ка­зании впе­ре­ди стоящего светофора и свя­за­ны с тормозными уст­ройствами по­ез­да посредством при­бо­ров контроля бди­тельности.

АЛСН – автоматическая локомотивная сигнализация непрерывного действия.
АЛСТ– точечного действия.
САУТ
-система автоматического управления тормозами.

1.3. Вспомогательные системы

УОП - устройства ограждения на переездах.

АПС – автоматическая переездная сигнализация (на малодеятельных переездах).

АПШ – автоматическая переездная сигнализация с автошлагбаумом.

КТСМ – комплекс технических средств микропроцессорный, предназначены для контроля исправности подвижного состава. К ним также относится ПОНАБ, пункт обнаружения аварийных букс.

УКСПС – устройство контроля схода подвижного состава.

На железнодорожном транспорте. - student2.ru 2. Станционные системы. Предназначены для регулирования движения поездов по станции и обеспечения безопасности движения.

2.1 Нецентрализованные системы станционных устройств А и Т представляют собой такой комплекс, в котором управ­ление и контроль станционными объектами рассре­доточен в пределах станции. Взаимная блокировка между стрелками и сигналами достигалась механическими средствами (применением различного рода замычек, запорных планок, напольных и аппаратных замков).

2.2. Централизованное управление стрелками и сигналами характеризуется сосредоточением органов управления, контроля и взаимного замыкания между стрелками и сигналами в одном месте (на посту централизации).

МЦ – местная централизация.

ЭЦ – электрическая централизация.

РПЦ – релейно-процессорная централизация. Отличается от ЭЦ использованием процессоров.

МПЦ – микропроцессорная централизация. Элементной базой являются микропроцессоры.

ДЦ - Диспетчерская централизация (ДЦ) представляет собой совокупность устройств управления стрелками и сигналами промежуточных станций в пределах диспетчерского участка. ДЦ – это кодовая система централизации, в которой все станции с центральным пунктом связаны информационными каналами связи. Наиболее распространенными системами являются ДЦ «Сетунь» и «Дон».

2.3. Горочные системы. Представляют собой комплекс, обеспечивающий автоматический роспуск и торможение скатывающихся отцепов на сортировочных горках. Объектами управления на горках являются: стрелки, горочный светофор, вагонные замедлители, горочный локомотив. В горочный комплекс входят:

ГАЦ – горочные автоматические централизации -система автоматического перевода стрелок по маршруту следования отцепов;

АРС – система автоматического регулирования скоро­сти скатывания отцепов (управления вагонными замед­ли­те­лями);

АЗСР – система автоматического задания скорости рос­пус­ка составов;

ТГЛ – система телеуправления горочным локомотивом (т.е. реализация приказов системы АЗСР).

КГМ – комплексы горочные микропроцессорные.

 
  На железнодорожном транспорте. - student2.ru

3. Информационные системы.

3.1. Вокзальная автоматика. К ним относятся табло, справочные установки, автоматические камеры хранения.

3.2. ДК - Диспетчерский контроль – комплекс устройств, позволяющих диспетчеру в каждый момент времени знать местонахождение поездов и положение входных и выходных светофоров на промежуточных станциях. С этой целью центральный пост связан со всеми линейными объектами, подключение которых для контроля их состояния производится или последовательно во времени (распределительная селекция), или параллельно (частотная селекция). Потребителями информации являются поездные диспетчера (ДНЦ) и дежурный персонал ШЧ. Например ШЧИД - дежурный инженер дистанции СЦБ.

ЧДК – частотный диспетчерский контроль.

АПК-ДК – аппаратно-программный комплекс диспетчерского контроля.

АДК-СЦБ - аппаратно – диагностический комплекс устройств СЦБ

АСДК - Автоматизированная система диспетчерского контроля

3.3. СПД-ЛП - Система передачи данных с линейных пунктов

3.4. АСУШ - автоматизированная система управления хозяйством автоматики и телемеханики.

Лекция 2

Наши рекомендации