МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКОЙ РАПБОТЫ №3
Номинальный ток двигателя определяется из формулы:
где - номинальная мощность электродвигателя (мощность на валу), Вт; - номинальный КПД электродвигателя, отн. ед.; - номинальный коэффициент мощности электродвигателя.
Значения , , выбираются по табл. 1 (каталожные данные) согласно варианту.
Таким образом, номинальный ток двигателя:
Пусковой ток IПУСК определяется по соответствующему отношению (табл. 1) к номинальному току IН.
Номинальный момент электродвигателя рассчитывается по формуле:
где - номинальная мощность электродвигателя, кВт; - номинальная скорость вращения ротора, об/мин.
Скорость рассчитывается по формуле:
где - скорость вращения магнитного поля статора, об/мин; - номинальное скольжение, отн. ед.
Значения , выбираются по таблице 1 согласно варианту.
Пусковой МПУСК и максимальный ММАКС (критический) моменты определяются по соответствующим отношениям к номинальному значению момента МН, приведенным в табл. 1.
Мощность Р1, потребляемая из сети, определяется из соотношения для номинального КПД:
Разность между мощностью, потребляемой из сети, и номинальной мощностью определяет значение полных потерь в электродвигателе при номинальной нагрузке:
Как известно, вращающий момент пропорционален квадрату напряжения M≡U2. Таким образом, если напряжение снизилось на 5% и стало равно 95% от номинального, момент будет равен МН.изм.=0,952·МН=0,9025·МН. Чтобы запуск двигателя осуществился должно выполняться следующее условие:
МП.изм. МС.р.м..
То есть пусковой момент двигателя при снижении напряжения МП.изм. должен быть больше момента сопротивления МС.р.м. рабочей (нагрузочной) машины (механизма). В условии данного задания момент сопротивления рабочей машины МС.р.м. принимается равным номинальному моменту электродвигателя МН.
Механическая характеристика двигателя представляет собой зависимость частоты вращения вала двигателя от момента на его валу n=f(M). В обязательном порядке на ней должны быть показаны точки пускового точки пускового МПУСК и номинального МН моментов.
Механическую характеристику можно построить, используя зависимость момента М и скорости вращения ротора (вала) n от скольжения s:
где - критическое скольжение, при котором двигатель развивает максимальный (критический) момент.
Для построения характеристики значения скольжения s задаются в пределах от 0 до 1 (8-9 значений), в том числе равными sH и sКР.
Вращающий момент МИЗМ для построения механической характеристики двигателя при понижении напряжения на 20 % определить с учетом соотношения M≡U2 и приведенного в п. 7.5. примера.
Рассчитанные для построения механической характеристики величины, необходимо представить в виде таблицы.
Данные для построения механической характеристики
асинхронного короткозамкнутого двигателя
s | |||||||
n, об/мин | |||||||
М, Нм | |||||||
МИЗМ, Нм |
Следует иметь в виду, что приведенный метод расчета механической характеристики дает приближенные результаты. Особенно большие расхождения будут в области больших скольжений и при пусковом моменте. Поэтому с учетом каталожных данных (табл. 1), следует нанести точки МПУСК, ММАКС. и МН и уточнить механическую характеристику.
В заключение, сравнив зависимости при номинальном и пониженном напряжении, сделать выводы о изменении скорости вращения, вращающего момента и скольжения при понижении питающего электродвигатель напряжения.
Таблица 1 - Варианты заданий к расчетно-графической работе № 3. | Перегрузочная способность | Синхронная частота вращения 3000 об/мин | 2.2 | 2.2 | 2.2 | 2.2 | 2.2 | 2.2 | 2.2 | 2.2 | 2.2 | 2.2 | ||||||||||||||||||||||||||
Кратность пускового момента | 1.6 | 1.4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кратность пускового тока | 5.5 | 5.5 | 6.5 | 6.5 | 6.5 | 7.5 | 7.5 | 7.5 | 7.5 | 7.5 | ||||||||||||||||||||||||||||
Коэфф. мощности | 0.87 | 0.87 | 0.85 | 0.87 | 0.88 | 0.89 | 0.91 | 0.88 | 0.9 | 0.91 | ||||||||||||||||||||||||||||
К.П.Д. , % | 77.5 | 84.5 | 86.5 | 87.5 | 87.5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Критическое скольжение, SКР, % | 26.2 | 20.8 | 20.8 | 22.5 | 16.6. | 16.6 | 10.8 | 12.9 | 9.6 | |||||||||||||||||||||||||||||
Номинальное скольжение sН, % | 5.3 | 6.3 | 5.4 | 2.6 | 3.1 | 2.3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Мощность РН, кВт | 0.75 | 1.1 | 1.5 | 2.2 | 5.5 | 7.5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Типоразмер двигателя | 4А71А2У3 | 4А71В2У3 | 4А80А2У3 | 4А80В2У3 | 4А90L2У3 | 4А100S2У3 | 4А100L2У3 | 4А112М2У3 | 4А132М2У3 | 4А160S2У3 | ||||||||||||||||||||||||||||
№ варианта | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продолжение таблицы 1. | Синхронная частота вращения 1500 об/мин | 2.2 | 2.2 | 2.2 | 2.2 | 2.2 | 2.2 | 2.2 | 2.2 | 2.2 | 2.2 | Синхронная частота вращения 1000 об/мин | 2.2 | 2.2 | 2.2 | 2.2 | 2.2 | 2.2 | 2.2 | 2.2 | 1.2 | 1.2 | ||||||||||||||||
1.4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.5 | 6.5 | 7.5 | 7.5 | 5.5 | 5.5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
0.73 | 0.81 | 0.83 | 0.83 | 0.83 | 0.84 | 0.86 | 0.86 | 0.87 | 0.88 | 0.74 | 0.74 | 0.74 | 0.73 | 0.76 | 0.81 | 0.8 | 0.81 | 0.86 | 0.87 | |||||||||||||||||||
85.5 | 87.5 | 87.5 | 85.5 | 87.5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
36.9 | 27.9 | 27.9 | 22.5 | 20.8 | 12.3 | 11.6 | 11.2 | 33.3 | 33.3 | 26.6 | 21.2 | 22.9 | 21.2 | 13.3 | 5.6 | 5.6 | ||||||||||||||||||||||
8.7 | 6.7 | 6.7 | 5.4 | 5.3 | 5.3 | 2.8 | 2.7 | 6.4 | 5.1 | 5.5 | 5.1 | 4.1 | 3.2 | |||||||||||||||||||||||||
0.75 | 1.1 | 1.5 | 2.2 | 5.5 | 7.5 | 0.75 | 1.1 | 1.5 | 2.2 | 5.5 | 7.5 | |||||||||||||||||||||||||||
4А71В4У3 | 4А80А4У3 | 4А80В4У3 | 4А90L4У3 | 4А100S4У3 | 4А100L2У3 | 4А112М4У3 | 4А132S4У3 | 4А132М4У3 | 4А160S4У3 | 4А80А6У3 | 4А80B6У3 | 4А90L6У3 | 4А100L6У3 | 4А112МАУ3 | 4А112МВУ3 | 4А132S6У3 | 4А132М6У3 | 4А160S6У3 | 4А160М6У3 | |||||||||||||||||||
Пример расчета
Трехфазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором включен в сеть на номинальное напряжение UH=380 В.
Исходные данные:
3.1Определение номинального пускового тока электродвигателя
Номинальный ток электродвигателя:
Пусковой ток электродвигателя:
s w:space="720"/></w:sectPr></w:body></w:wordDocument>">
3.2 Определение номинального, пускового и максимального моментов
Номинальный момент электродвигателя:
Максимальный момент электродвигателя:
3.3Расчет мощности потребления двигателем из сети и полных потерь в двигателе при номинальной нагрузке
Мощность, потребляемая двигателем из сети при номинальной нагрузке:
Полные потери в двигателе при номинальной нагрузке:
3.4 Определение изменения пускового момента двигателя
при снижении напряжения на его зажимах на 20%
Момент изменения питающего напряжения на 20 %:
МП.изм.=0,802·МП=0,64·МП=0,64·199,58=127,73
Момент сопротивления рабочей машины принимаем равным номинальному моменту электродвигателя:
МС.р.м.= МН=99,79
В итоге: МП.изм.> МС.р.м.
Вывод: пусковой момент двигателя при изменении питающего напряжения на 20 % больше момента сопротивления рабочей машины, следовательно, пуск электродвигателя возможен.
3.5 Построение механических характеристик двигателя
Расчет значений моментов при различных значениях скольжения производится согласно формулы:
Скорость вращения ротора (вала) определяется по формуле:
Значения скольжения принимаем равными 0; 0,043; 0,1; 0,182; 0,3; 0,5; 0,8; 1,0.
Так, например, для скольжения расчет по этим формулам будет выглядеть следующим образом:
Данные для построения механических характеристик сведены в таблицу 2.
Таблица 2 - Данные для построения механической характеристики
асинхронного короткозамкнутого двигателя
s | 0,043 | 0,1 | 0,182 | 0,3 | 0,5 | 0,8 | 1,0 | |
n, об/мин | 1435,5 | |||||||
М, Н·м | 111,65 | 210,5 | 249,48 | 221,2 | 160,37 | 107,9 | 87,89 | |
МИЗМ, Н·м | 71,4 | 134,72 | 159,7 | 141,57 | 102,63 | 56,23 |
Механические характеристики электродвигателя, в том числе уточненная характеристика согласно каталожным данным, приведены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Механические характеристики электродвигателя:
1 – при номинальном питающем напряжении; 2 – при пониженном на 20% питающем напряжении; 3 –характеристика, откорректированная с учетом каталожных данных.
Вывод:при изменении питающего напряжения, вращающий момент асинхронного двигателя уменьшается пропорционально квадрату приложенного напряжения. Так как рабочая часть механической характеристики (от 0 до ММАКС) является жесткой (малый угол наклона практически линейной зависимости на этом участке), то изменение скорости при уменьшении напряжения будет в небольшом диапазоне.