Тема 4. НЕЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ

РЕГРЕССИЯ………………………………. 35

Лабораторная работа № 4.1 ………………………… 35

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1…………………. 39

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2 …………………. 41

ЛИТЕРАТУРА ……………………………………… 43

Введение

Построение эконометрических моделей обуславливает (особенно при большом объеме исходных данных) существенный объем вычислений и требует использование вычислительной техники и соответствующего программного обеспечения. Удобной универсальной вычислительной средой для решения задач эконометрики является табличный процессор Excel. При использовании Excel многие студенты сталкиваются с существенными трудностями реализации расчетных соотношений в Excel. Это вызвано тем, что этой стороне изучения эконометрики в учебной литературе уделяется крайне мало внимания, что затрудняет использования современных алгоритмов решения эконометрических задач на практике.

Поэтому основной целью данных методических указаний является изложение (в форме лабораторных работ) численных методик решения основных задач парного и множественного регрессионного анализа в вычислительной среде табличного процессора Excel.

Каждая лабораторная работа посвящена решению определенной задачи (или подзадачи) эконометрики (например, вычисление коэффициентов линейного уравнения регрессии). Для каждой лабораторной работы приводится алгоритм решения рассматриваемой в работе задачи (т.е. формулы или расчетные соотношения), а затем дается фрагмент документа Excel , реализующий алгоритм решения задачи.

При этом алгоритм решения может быть реализован путем программирования арифметических или логических выражений в ячейках электронной таблицы или путем обращения к «стандартным» функциям или модулям Excel. Поэтому предполагается, что читатель знаком с адресацией ячеек (относительной, абсолютной и смешанной), арифметическими операциями и программированием простейших выражений в ячейках Excel.

Хотя методические указания и содержат необходимые расчетные соотношения, но они не заменяет учебник по эконометрике, а является своеобразным справочником по численному решению некоторых задач эконометрике в Excel.

Замечание 1. В тексте при описании той или иной функции в качестве формальных параметров используются имена переменных, определенные в тексте пособия. При обращении к функции в качестве фактических параметров могут использоваться константы, адреса ячеек, диапазоны адресов и арифметические выражения. Например, описание функции для вычисления среднего арифметического значения (выборочного среднего) имеет вид:

СРЗНАЧ( Тема 4. НЕЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru,

где Тема 4. НЕЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru – формальные параметры, число которых не превышает 30 ( Тема 4. НЕЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru ). Для вычисления среднего значения величин, находящихся в ячейках B3, B4, B5, B6, C3, C4, C5, C6, обращение к функции в соответствующей ячейке имеет вид

= СРЗНАЧ(B3:B6;С3:C6),

т.е. в качестве фактических параметров используются два диапазона ячеек.

Замечание 2. Так как в запрограммированной ячейке выводится результат вычислений и не видно самого запрограммированного выражения, то в некоторых случаях рядом с результатом приводится (в другой ячейке) запрограммированное выражение (своеобразный комментарий к выполняемым вычислениям). В случаях, когда не очевидно к какой ячейке относится приводимое выражение, используется стрелка, указывающая на нужную ячейку.

Методические указания включают также описание двух контрольных работ по построению парной и множественной регрессии. Выполнив лабораторные работы, студент может по аналогии выполнить 90 % вычислений, требуемых лабораторными работами. Заметим, что приведенные лабораторные работы позволят не только успешно выполнить контрольные работы, но и использовать методы эконометрики при решении практических задач регрессионного анализа экономических и социальных процессов.

Наши рекомендации